Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Четыре расы

Как-то я захотел скреативить свой фэнтезийный сеттинг по мотивам Первой эпохи Толкиена, какой она описана в "Сильмариллионе", с эльфами, людьми, гномами и орками. Без всякой причины, просто так. И я его придумал.

Но это история не об этом сеттинге, об этом как-нибудь в другой раз; начну с середины.

Слепив свой сеттинг, я задумался о следующем. Кого я обманываю? Я пишу в ЖЖ под ником Гест; я придумываю многоугольные схемы и умножаю их друг на друга. У меня всё идёт от схем. Ну вот, допустим, эльфы, орки, гномы, люди - это четырёхугольник. Почему бы не придумать сеттинг, скомбинировав навязшую на зубах четвёрку фэнтезийных рас с какой-нибудь другой четырёхугольной схемой, которых у меня несколько, ну например, с этой (фэнтези-анализатор/социальный миф по миру без Героя) и этой (тип технологической цивилизации по Переслегину)?

Мне оставалось определить правила. Каждый элемент уникален и используется ровно один раз. Таким образом, первая фэнтезийная раса выбирает из 16 возможных сочетаний социального мифа и типа цивилизации (4 х 4), вторая из девяти (3 х 3), третья из четырёх (2 х 2), а последняя забирает единственную оставшуюся не использованной комбинацию. (Всего возможно 576 вариантов сочетаний.) Всё это жутко неправильно, но почему бы и нет? Осталось только взять в руки рэндомайзер и накидать эти сочетания случайным образом. Для чего я использовал первый попавшийся в сети генератор (псевдо)случайных чисел.

У меня накидались следующие варианты:

1. Эльфы - некроцивилизация ("зомби"), неоантропский коммунизм.

2. Орки - биоцивилизация ("пираты"), суперанимальская пирамида.

3. Гномы - техноцивилизация ("роботы"), суггесторская республика.

4. Люди - ментальная цивилизация ("ниндзя"), диффузный баланс.


Хорошо, сказал я, и сел думать.

...Забегая вперёд, хочу сказать, что я поделился результатом своих размышлений с чудесной и замечательной arishai, и ей понравилось; более того, она решила написать рассказ, действие которого происходит в этом мире. И написала "Ещё один кирпич в стене". (История рассказа.) Правда, этот рассказ не касается темы гномов, потому что в том регионе, где происходит действие, гномы не живут.

А теперь, по пунктам:

Орки. Пирамидальная разумная биораса. Биотехнологии - это "плоская" социальная структура ("львы сами по себе", слабость социальных связей, минимальное число социальных "этажей") и адаптация к среде. У такой расы пирамидальность социальной организации будет, с большой вероятностью, замыкаться на трофическую пирамиду (каннибализм), а разница между диффузниками, суггесторами и суперанималами будет чисто возрастной. Старшие особи сильнее, крупнее и адаптированней молодняка, что логично. А потенциальных неоантропов собратья ещё в детстве съедают, как "не таких".

Так как я тогда читал и смотрел фильмы о тростниковых жабах (совершенные существа!), орки представились мне такими-вот зубастыми антропоморфными разумными жабами, совершенными творениями природы, способными размножаться с невероятной скоростью; тварюгами, которые жрут всё, а их - никто. Кроме старших особей.

Правда, тут я сделал паузу и переименовал их в троллей, потому что это название показалось мне более уместным. Итак, тролли способны населять практически любой ландшафт в любой климатической зоне, они идеальные адаптанты. Фенотип у них меняется соответствующим образом - на Дальнем Севере тролли покрыты густой белой шерстью, в прибрежных районах у них перепончатые лапы и так далее. Тролли могут расти всю жизнь, а живут они невероятно долго (но не все) и старые тролли воистину огромны и могучи. Что, вероятно, вынуждает их в старости мигрировать в более богатые продовольствием регионы или впадать в долгую спячку.

Тролли не используют орудий, кроме своих зубов и когтей, и не носят одежду, они не нуждаются ни в чём подобном. Общества, в человеческом смысле слова, у них тоже нет. Их главное оружие - способность поддерживать совершенно безумные по человеческим меркам темпы размножения. В этом смысле, тролли - r-стратеги, во всём, за исключением существования в популяции немногочисленных, очень крупных и долгоживущих старших особей. И так как тролли при всём при этом разумные существа, то в естественных условиях они сохраняют равновесие со средой, в которой они живут, и искусственно ограничивают собственное размножение - в том числе, за счёт пожирания молодых особей старшими. Что, по их мнению, сильно улучшает породу.

Более того, старшие особи (начиная, условно говоря, с "суггесторов", троллей среднего возраста) могут влиять на поведение молодняка, в том числе, с целью его отлова и пожирания. А это как раз и есть классическая суггестия по Поршневу.

Время от времени тролли переходят в режим саранчи - старые тролли созывают взрослых, те созывают молодняк и запускают маховик неограниченного размножения. Начинается миграция, сметающая и уничтожающая всё на своём пути: надо сказать, что тролли, когда захотят, могут передвигаться очень быстро.

Что касается мотивации, то тролли считают себя чем-то вроде радикальных борцов за экологию, и, в этом качестве, они являются непримиримыми врагами людей (и гномов), так как люди создали городскую цивилизацию. В дикой и бедной на ресурсы местности небольшие человеческие поселения вполне могут сосуществовать с отдельными дикими троллями, хотя и не без эксцессов. (То люди тролля загонят на охоте, то тролли кого-то задерут, в общем, понятно.) Там же, где условия благоприятствуют, и где люди создают кишащие жизнью города, возникает неестественная концентрация природных ресурсов и продовольствия (в том числе людей, потому что люди - еда), и именно туда старые тролли направляют свою орду.

Понятно, что само их продвижение наносит экосистеме страшный ущерб, потому что орда должна жрать. Но тролли считают, что в отсутствие людей природа очень быстро залечит свои раны, и в этом они правы. Отожравшаяся на человеческих харчах орда будет в дальнейшем естественным образом утилизирована, а выжившие тролли вернутся к обычному для себя образу жизни.

Военная тактика троллей выглядит примерно так:

"Современное вооружение не рассчитано на борьбу с многосотмиллионной плохо вооруженной армией. Оно рассчитано на точечные удары по управляющим центрам. А этих центров нет, есть монолитная масса, ведомая голодом. Масса, которая просто хочет сожрать всё съедобное, в том числе и солдат противника. Вместе с этой массой, в местах боевого соприкосновения следуют и особые болезни лихорадки, проказы, чума всех видов и разновидностей и какая-нибудь супер-гадость, экстрахолера, такая, что блюют и падают в обморок даже паталогоанатомы.
Впрочем, тоже самое будет и в Евразии, только в еще больших масштабах.

Не учитывается еще один забавный феномен. Монголы в военном отношении до Чингис-хана ничего особенного не представляли. И вдруг, откуда не возмись, появилась абсолютно новая тактика, стратегия, воинская дисциплина. Где гарантия того,что в недрах третьего мира не зародится новая стратегия и тактика, полностью опрокидывающая наши представления о военном превосходстве. Тактика, в которой заваливание трупами своих солдат узлов сопротивления противника есть банальная рутина, более того средство оптимизировать снабжение своей армии".


Ну, за исключением того, что центры управления тут всё-таки есть (старые тролли), но даже их полное уничтожение не остановит набравшую ход орду. (Плюс, в этом мире отсутствует авиация, так что баш на баш.) Старые тролли управляют троллями-"офицерами", которые гонят в бой поток молодняка, которого никому не жалко.

Периодические нашествия троллей оказали сильное влияние на развитие местной человеческой цивилизации. (Обратное тоже верно - тактика троллей эволюционировала вместе с людьми.) Например, в этом мире у людей очень сильно развито искусство фортификации. Логика простая - у троллей нет стенобитных машин, и они не могут долго удерживать осаду, так как орда быстро сожрёт всю органику в окрестностях. А каменные стены они сгрызть не могут, в отличие от деревянных. Укрепления тролли пытаются брать с наскока - либо старый тролль попытается тупо развалить стену в слабом месте, например, снести ворота, либо младшие начнут строить из себя живую пирамиду, пытаясь перелезть через преграду. Если это им не удастся, тролли уйдут.

Естественно, все человеческие государства пытаются уничтожить троллей, пока они маленькие, и после масштабных кампаний по истреблению не раз казалось, что с угрозой троллей покончено навсегда. Новые тролли не появлялись десятилетиями, а то и веками, стены приходили в упадок, люди размножались и заполняли плодородные равнины, сводя леса под свои поля и пастбища. А потом орда приходила снова. Проблема в том, что троллей очень сложно истребить полностью - ничтожного числа самых мелких выживших троллей будет достаточно для восстановления популяции в приемлимые сроки.

Тролли - разумные существа, в том смысле, что они не хуже людей способны анализировать реальность, составлять ментальную картину окружающего мира, делать выводы и планировать свои действия. Другое дело, что никакого общения с троллями наладить не получается, и взаимопонимание между людьми и троллями, мягко говоря, отсутствует.

Эльфы. Эльфов я решил переименовать в альвов, чтобы поддержать скандинавскую атмосферу, заданную троллями. Эльфы у нас "зомби"-неоатропы-комунисты с некротехнологиями. Для них я придумал следующее. Альфы были расой предтеч, могущественной первой цивилизацией этого мира, существовавшей очень давно. В какой-то момент они открыли для себя фэнтезийные некротехнологии и... перестали быть. Вернее, они открыли для себя новый способ существования - вся раса совершила ритуал, превративший альвов во что-то неживое, но разумное и живущее благодаря магии. Это был тот самый Ответ, который они так долго искали, и который обрели столь экстравагантным образом.

Альвы достигли настоящего коммунизма, потому что мир их теперь состоял из размышлений, добровольного труда и принципов "от каждого по способностям - каждому по потребностям", и "свободное развитие каждого как условие свободного развития всех".

Короче, они стали зомбаками-телепатами. Их потребности сократились практически до нуля. Холод, голод и жажду они чувствовать перестали. Если альву хотелось что-нибудь пожевать, он мог просто взять комок земли и засунуть его в рот. Альвам не нужно было спать. Их всё ещё можно было убить, хотя для этого их надо было разрубить на мелкие кусочки. Другое дело, что альвов это совсем не волновало, так как страх смерти покинул их вместе с прочими иллюзиями. С их точки зрения, они наконец-то научились воспринимать мир таким, какой он есть. Они изменили себя и они изменили своё отношение к миру, что позволило им достичь полной гармонии, которая одна только достойна разумного существа.

Представьте, что вы ничего не боитесь. Представьте, что вы живёте в мире, где нет боли и лишений. Потому что боли вы не чувствуете, в ресурсах не нуждаетесь, а привязанности к своей собственности лишены. Вам ничто не может причинить настоящий вред, и, самое главное, ничто уже не может причинить вам эмоциональных страданий. Ваше тело перестало стареть, слабеть и умирать. Ваше существование потенциально ничем не ограничено. Да, оно может прерваться, равно как и существование любого другого разумного или неразумного существа вокруг вас, но вы принимаете это как факт, а факты не вызывают душевной боли. Деятельность, которой вы можете себе занять, не мучительна. Общение с подобными вам не требует усилий и не вызывает непонимания; все барьеры, связанные с невыразимым одиночеством отдельного индивида, сняты. Вас раньше могли волновать какие-то глупости, связанные с несовершенством вашего предыдущего существования, но теперь глупости вас не волнуют. Вы пребываете в состоянии безупречного добра, и никакая слабость, самообман или внешняя угроза уже не может подтолкнуть вас к злу.

С точки зрения людей, альвы - это стрёмные живые мертвяки, которые выглядят, как высушенные трупы. При этом, альвы давно уже стали часть человеческого общества, пусть специфической его частью. В рамках цивилизации людей они отвечают за неквалифицированный труд, уборку нечистот, захоронение трупов и прочие вещи, которые с точки зрения человеческих культур являются "нечистыми". Альвам, в каком-то смысле, всё равно, чем заниматься, им нравится сама идея труда; поэтому они и взялись за те вещи, которые сами люди делали неохотно. В связи с этим, и по понятным причинам, люди воспринимают альвов как нечто очень нехорошее и отвратительное, но неизбежное. Плюс, альвы всегда готовы рассказать людях о преимуществах своего состояния: их навыки некромантии позволяют им превращать живых разумных существ в новых альвов, естественно, на сугубо добровольной основе! Вопреки распространённым людским предрассудкам, настоящих мертвецов альвы не оживляют, так как не видят смысла в создании безмозглой нежити.

Теоретически, если они очень постараются, тролли могут сожрать альва, но альвы чудовищно невкусные. А раз они не оказывают никакого заметного влияния на природу, то для троллей они всё равно, что не существуют.

Гномы. Технологии ("техно-технологии" по Переслегину) и республика (власть суггесторов в союзе с неоантропами). Тут всё просто - гномам к лицу технологии, а технологическое развитие хорошо сочетаются с подобной социальной структурой. У гномов (их, наверное, стоит переименовать в карликов или двергов) существуют полные аналоги привычного нам индустриального общества, капитализма и демократии. Просто они живут в подземных бункерах с искуственной экосистемой, отгородившись от мира станковыми огнемётами и колючей проволокой под напряжением, что является их реакцией на постоянную угрозу со стороны троллей. Но в остальном общество подгорных карликов напоминает типичную развитую страну нашего мира - политики (суггесторы) борются за власть, народ (диффузники) работает, а умники (неоантропы) выдумывают новые штуки.

Как и в любом типичном фэнтезийном сеттинге, карлики торгуют с людьми. Среди элиты человеческого общества нередко можно встретить предметы роскоши, представляющие собой продукцию индустриального производства (бинокли, механические часы, пистолеты и так далее). И многие крепости и твердыни человечества были построены из камня, добытого карликами в процессе углубления своих подземных жилищ.

Люди. Люди как люди. Но рэндомайзер выдал им баланс (треугольник из неоантропов, прирученных суперанималов и диффузников, при власти диффузников) и ментальные технологии (то есть "прокачку", социальную инженерию и прочую гуманитарщину - ментальные технологии у Переслегина отвечали за работу с "живыми и разумными" инструментами). Так что это будет доиндустриальная аграрная фэнтезийная цивилизация, которая адаптируется к среде за счёт повышения качества управления и воспитания. При этом, да, тон в обществе задаёт диффузное большинство.

Соответственно, основной ответ человеческой цивилизации на троллей заключается в деятельности неоантропского монашеского Ордена, который выращивает сверхчеловеческих воинов-магов (суперанималов) в качестве оружия массового поражения против орды. Воины-маги выкашивают рядовых троллей и троллей-"офицеров", а также связывают боем старых троллей, что даёт членам Ордена возможность их добить.

Это ровно та же идея, что и в анимационной заставке к фильму "Priest". Там сначала показывают, скажем так, гномий подход, а затем демонстрируют столкновение "пирамидальной" нетехнологической расы и цивилизации, сделавшей ставку на выращивание боевых суперанималов.

(Понятно, что с таким же успехом воин-маг может выкосить и обычное человеческое войско, но использование орденских воинов-магов против людей считается аморальным. Хотя, наверное, в истории бывало всякое.)

Вот такой получился сеттинг; сеттинг#2, потому что до него был ещё один. И на этом история не кончается...
Tags: npzr, мир без Героя, фэнтезийные расы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments