"Индийская традиция рассматривает войну как взаимодействие семи элементов". Вообще-то, даже в одном этом отрывке всё сложнее. "Правитель, советники, казна, войско, земля, крепости, союзники" - это пассивные факторы, то есть те признаки, обладание которыми делает государство суверенным государством, и которые необходимо учитывать при планировании. От состояния этих факторов зависит благосостояние государства в мирной жизни. Победу в войн приносит взаимодействие трёх других элементов: "Возможности заключаются в силах, а достижение есть счастье (победы). Силы бывают трёх видов - сила знания, т.е. возможности, представляющиеся в виде совета; силы, состоящие в казне и в войске, - это возможности, которыми располагает государь; и сила героизма - возможность, заключающаяся в энергии (воинов)".
Англоязычные переводы соглашаются, что речь идёт о противостоянии на трёх классических уровнях - физическом, интеллектуальном и моральном (психологическом). Государства сравниваются по уровню "штабной работы" (интеллектуальной состоятельности царских советников); по имеющимся у них материальными ресурсам - размерам войска и финансовым средствам, которыми располагает тот или иной царь; и по таким нематериальным компонентам, как доблесть, боевой дух и т.д. Соотношение этих трёх сил и делает государства сильными или слабыми в военном отношении. Особенность Каутильи была в том, что он, вопреки существовавшей традиции, ставил материальные факторы выше моральных, но интеллектуальные - выше материальных.
Стратегическое планирование военной кампании должно было учитывать силу государств (интеллектуальную, материальную, моральную), время и место конфликта. Опять же, традиция спорила о том, какой элемент важнее - сила, место или время, но Каутилья пишет, что все три одинаково важны. Итого, у нас три главных элемента, из которых сила сама состоит из трёх элементов.
Затем надо было назначить время начала кампании, время сбора войск, проанализировать возможность беспорядков в тылу, ожидаемые потери и приобретения, а также случайные факторы, которые могут повлиять на ход компании.
На уровне "большой тактики" следовало научиться работать с "maula-bhrita-sreni-mitra-amitra-atavi",
И наконец, на тактическом уровне война состоит из взаимодействия четырёх элементов - пехоты, конницы, колесниц и слонов. Чтобы это проиллюстрировать, индийцы даже шахматы изобрели ("чатуранга" - игра "четырёх частей"), где у каждого игрока, помимо царя и советника, имеются слоны, всадники, колесницы и пешие воины.
"Важнейший из них — Государь (полководец, актор, «стремящийся к завоеваниям», «совершенный раджа, имеющий совершенные элементы государства») располагается в «начале координат»: все остальные элементы можно рассматривать как бинарные противоречия, по отношению к которым Государь занимает управляющую позицию. На практике Законы Ману предлагают нашему вниманию системный оператор типа «гиперкрест»". Нет, не предлагают. Никакого "гиперкрекста" там нет. И как бинарные противоречия их рассматривать нельзя. Шесть главных элементов государства - это царь, советники, казна, войско, земля, крепость. Союзники - седьмой элемент, который является внешним по отношению к государству. (Иначе говоря, наш союзник - это отдельное государство, у которого тоже есть царь, советники и далее по списку. И свои союзники, одним из которых, соответственно, являемся мы.)
"С нашей, европейской точки зрения противопоставление казны и войска очевидно". Во-первых, текст написан не с европейской точки зрения. Казна и войско вместе составляют объективную силу государства, которой может распоряжаться царь. Казна необходима для содержания большого войска, но противопоставления тут нет.
"«Страна» понимается, как набор мирных производств и деятельностей, а «крепость» есть совокупность военных производств и деятельностей". Не совсем так. Это в Переслегине говорит человек индустриального общества. (Или игрок в RTS, где военное производство сосредоточено в пределах "базы"-крепости.) В аграрном обществе основные средства, необходимые для войны - слоны, кони, люди, продовольствие - "производятся" как раз в сельской местности, то есть на территории "страны". "Крепость" - это столица, где находится царская резиденция и казна, или иной пункт, где удобно обороняться. Плюс, главный рынок находится как раз в столице, за крепостными стенами. Это к вопросу о мирной деятельности.
"Но вот почему противопоставлены «советники» и «союзники»?" Они не противопоставлены.
"Насколько можно судить, древние мудрецы, авторы законов Ману, полагали, что интересы «союзников» и «советников» Государя практически всегда несовместны, более того — «союзники» и «советники» оказывают влияние на «совершенного раджу» и действуют при этом в противоположных направлениях". Они этого не предполагали.
"Наши ролевые и расстановочные игры подтвердили этот вывод. Оказалось, что данное противоречие является значимым практически во всех важных случаях. В ситуации кризиса оно даже является самым значимым". Как говорят в интернете, facepalm.jpg.
"«Артхашастра» Каутильи (IV век до н.э.) содержит весьма полезный в практической жизни системный оператор («Мандалу, стремящегося к завоеваниям»). Этот оператор может быть применен к жизни отдельного человека, семьи, корпорации, государства. Он известен в разных формах, различающихся степенью детализации. Наиболее простая его форма — линейная". Я понимаю, что это мелкая придирка, но "мандала" ни к каким завоеваниям не стремится. Мандала - это круг или схема. В данном случае, речь идёт о "круге царей" ("раджамандала"), одним из элементов которого является "царь, стремящийся к завоеваниям", то есть условные "мы", "наши". Это мелкий царёк в окружении множества других царей. Самая простая, линейная часть мандалы включает в себя десять государств. У Переслегина нарисовано всего семь. "В зоопарке тигру не докладывают мяса!"
"Как правило, этих уровней достаточно для анализа, но в базовом тексте «Артхашасры» предлагается более сложная модель, включающая «серединного государя» и «нейтрального государя» (Рис. 16).
Эту картинку следует построить для четырех сторон света, что и превращает ее в мандалу. Строго говоря, в каждый круг «мандалы» нужно еще вписать предыдущий системный оператор — «гиперкрест», что дает СО с 216 степенями свободы, но это уже явно «усердие не по разуму» (человеческому)". Почему 216?!
Нет, реально, почему 216? Я прямо хотел спросить
Короче, если есть всего шесть элементов государства (царь, сановники, казна, войско, земля, крепости), то чтобы получить 216, мы должны умножить 6 на 36. Вопрос, каким образом Переслегин нашёл в мандале 36 государств, остаётся на совести Переслегина. Другое дело, что на его второй схеме (чудовищно неточной), к семи изначальным государствам добавляется ещё два - "Серединный государь" и "Нейтральный государь". Итого девять. И раз он пишет о "четырёх сторонах света", то он, возможно, умножил 9 на 4, а потом 36 на 6. Но это чудовищный абсурд, потому что, скажем так, даже если у нас есть четыре возможных направления для экспансии, себя-то мы не должны умножать на четыре! А "мы" - часть схемы. И опять же, если говорить о сторонах света, если мы идём на запад, на востоке остаются "противник в тылу" и "союзник в тылу" - но если мы идём на восток, они становятся основным противником и основным союзникам соответственно, разве нет? И мы их что, посчитали дважды?
Другая версия, чуть менее упоротая, состоит в том, что Переслегин прочёл в Артхашастре, что всего в мандале существуют 12 государств, а самыми важными для нас являются 18 элементов - это мы, наш союзник и союзник нашего союзника, где каждый располагает шестью элементами государства (3 x 6). Вот он, возможно, и умножил 12 на 18, чтобы получить 216. Как же это неправильно, ё-моё.