Я откопал у себя на компьютере текст одного старого письма, это самое начало двухтысячных, то есть тексту уже больше десяти лет. Там идёт речь о моих богах, об источниках моего мифа и обо всём таком прочем. В этом смысле, я считаю, что этот текст представляет определённую историческую ценность.
"Итак, мы закончили на том, что два древних бога обратили свою силу против друг друга и были низвергнуты на дно мироздания. Прежде чем двинуться дальше, я хотел бы поговорить о том, откуда взят этот образ.
Естественно, два бессмертных брата, темный и светлый, небесный и подземный, добрый и злой - это очень древний мифологический сюжет. Я читал великолепное, хотя и не стопроцентно научное исследование, посвященное этой теме... Неважно. Вопрос в том, откуда конкретно я взял этот сюжет?
До недавнего времени я считал, что из первой трилогии цикла "Трое из леса" Юрия Никитина. Там есть эпизод, когда герои поднимаются на Мировое Дерево. Они последовательно видят богов, находящихся в состоянии тяжелого запоя, двух гигантских лебедей, черного и белого, схлестнувшихся в бесконечной схватке; а на самом верху - одряхлевшего белого сокола, в котором они узнают бога Рода. В некотором смысле Род - Бог этого мира. Идея была в том, что сначала Род сотворил Белобога и Чернобога, но они растратили свои силы в борьбе с друг другом. Потом он сотворил богов, но они... оказались слегка безответственны. И наконец, Род сотворил людей, которые являются его последней надеждой.
Так было и в моем мире. Бог сотворил богов, которые страдали фигней, погрязнув в междоусобных войнах и спорах о власти, забив на божий план, ангелов, на которых не возлагались никакие особые надежды - их функция была сугубо служебной, их суть - промежуточная ступень между богами и смертными; и которые, тем не менее, успели распасться на две фракции, одна из которых активно отрицает Бога в принципе... (дальше вступает Толкиен) ...эльфов, которых Бог сотворил до людей (так как только людей и эльфов творил Бог по собственному образу и подобию, а разных там прочих гномов - кто придется), и которые слишком много думали о мире, и мало о Боге - вечно молодые и красивые, мудрые и могущественные - зачем им Бог, в принципе? И, наконец, Бог сотворил несовершенных людей, свою последнюю надежду. Люди не имели ничего, что давало им значительный стимул к развитию. В общем, понятно.
Ну а первыми из богов были условные Чернобог и Белобог. Их история все время менялась, начиная с семейного противостояния ala Озирис-Сет, и, в конце концов, приняла ту форму, которая приведена в предыдущем письме. Именно к версии от Никитина относилась ремарка "на имя Чернобог он тоже отзывается, как пить дать".
Обломись, Григорий. Я перечитал "Принц в алой мантии" Майкла Муркока. Первая трилогия о Коруме. Эта первый роман фэнтези, который я прочитал, и, кстати, первая книга, которую я прочитал за сутки. Я даже еще слово "фэнтези" не знал. Таким образом, эта книга имеет полный приоритет.
Итак, Квилл и Ринн. Для тех, кто не знает - все романы Майкла Муркока (а их немеряно - больше 50 точно) посвящены борьбе сил Порядка и Хаоса. И изредка Равновесию. Именно у Муркока все остальные и передирают. Так вот, Квилл и Ринн были древними богами, которые существовали чуть ли еще не до начала этой борьбы. Они были братья, они были древние боги, они были невероятно могущественны, они однажды использовали свою силу против друг друга. И потеряли её. Потому что были связаны только одним законом - братской верностью. Квилл и Ринн _имели_ Порядок, Хаос и, тем более, Равновесие. Мне так нравится этот пункт, что я его наверняка еще как-нибудь повторю. Так вот, в результате они оба потеряли свою силу - Квилл превратился в статую, а Ринн - в беспамятный призрак.
Ладно, расскажу немного о сюжете. Принц Корум живет в одном из пятнадцати миров, захваченых богами Хаоса. Всех богов Порядка уничтожили, кроме последнего - лорда Аркина. Он поручает Коруму квест - победить трех повелителей Хаоса: Валета Мечей Ариоха, Даму Мечей Ксиомбарг и Короля Мечей Мабелода Безликого. Корум обладает двумя важными артефактами - "Рукой Квилла" и "Глазом Ринна". Ариоха прикончили "кощеевским методом" - нашли его спрятанное сердце и раздавили его "Рукой Квилла". Ксиомбарг разозлили и заманили в мир Корума, где её прикончил лорд Аркин. Но остался еще король Мабелод Безликий, сильнейший из Повелителей Хаоса. Никаких шансов у Корума сотоварищи не было.
Тогда они решили обратитися за помощью к Квиллу. Квилл поклялся, что если они вернут ему его руку(что снимет проклятье), он поможет героям в борьбе с Мабелодом. Корум отдал ему "Руку Квилла", и Квилл снова стал тем самым Квиллом. После чего заявил, что выполнять клятву не намерен. Имел он все законы. У него одно обязательтство - перед братом. Так что пункт номер один - помириться с братом, пункт номер два - вернуть себе власть.
Но герои убедили Квилла им помочь. Их аргументы были весьма сомнительны - в духе того, что Муркок опишет в своей книге, какой Квилл гад, и тогда другие герои, которые, скорее всего, воплощения одного и того же Вечного Героя (любимая тема Муркока, наравне с Порядком и Хаосом), не будут ему помогать. Ославят его на всю Мультивселенную. Ладно.
Тронный зал короля Мабелода Безликого. Входит партия приключенцев. За ними - Квилл. Квилл сообщает Мабелоду, что ему кирдык. Мабелод: "Охрана, выкиньте этих клоунов!" Квил достает из воздуха мечи и рубит ближайших демонов в капусту. Мабелод начинает чувствовать запах жаренного и призывает на помощь всех принцев Ада с армиями. Квилл говорит Коруму, что для него тут работы нет, и телепортирует с друзьями в родной мир. Через некоторое время там же появляется и Квилл.
Корум: "Ну что?"
Квилл: "Я уничтожил Мабелода и Повелителей Хаоса".
Корум: "Ух ты! То-то лорд Аркин орбрадуется..."
Квилл: "Э... дело в том... что Повелителей Порядка я тоже уничтожил. На всякий случай"
Просто чтобы был понятен уровень силы. Имели они всякие правила. Заодно это частично объясняет, почему Ивил хочет убить Сатану. Что само по себе вопрос еще тот.
Итак.
Краткое содержание предыдущей серии.
Два брата-пастуха живут в браке со своей сестрой. У них рождаются дети. Через некоторое время один из них оставляет своим детям большую часть своего имущества и уходит с родовых земель в лес. Там он становится охотником и вскоре обретает новую жену - женщину-волчицу. Она рожает ему детей. Он строит в лесу дом и живет в нём со своей новой семьей. Волчица начинает таскать овец из стада первого брата. С помощью своей сестры первый брат выковывает стальной посох [сейчас у меня Скипетр выковывают в самом начале, причём при участии обоих братьев - Г.Н.], потом выслеживает женщину-волчицу и убивает её этим посохом, после чего сжигает её труп и развеивает пепел по ветру. Второй брат удаляется в лесное святилище оплакивать жену. Тем временем его дети решают отомстить за мать. Они со слугами нападают на детей и слуг первого брата. Битва длится несколько дней и ночей, поле боя усеяно трупами. Появляется второй брат и зовет первого. Тот оставляет старшего сына командовать войском и принимает вызов. Два брата встречаются в поединке и смертельно ранят друг друга, после чего падают в реку, разделяющую их владения. Их сестра и вдова накладывает на себя руки.
А можно и так: рыцарь в сияющих доспехах, бьющийся с огромным черным драконом... вернее, драконихой, и т.д.
В этом месте на моем плане данного письма стояло многоточие. Я думаю, не стоит подробно рассказывать, как то, что осталось от Дракона и Ивила, перешло в простейшие формы жизни, которые только недавно зародились в океанах неисчислимого множества юных миров. Или о том, как два павших бога начали свой долгий путь наверх вместе с эволюцией. Это очень короткая история, но здесь она не нужна. ...Ха, а Ивилу шло быть панцирной рыбой!
Выход из игры Волчицы, Ивила, Дракона и Геи вывел на передний план богов второго, а позже и третьего поколения.
Главой светлых богов стали Император с Императрицей. Светлые боги - это три сына и три дочери Дракона и Геи, а так же их внуки - пятеро старших детей Императора и Императрицы. Только не надо думать, что они живут в пустыне. Младшие дети, побочные дети, слуги, челядь и домашние животные, несомненно, присутствуют. Но не о их речь. Что можно сказать о Светлых богах в целом? Как и завещал им отец, они достаточно патриархальная организация. Лень сейчас это красиво расписывать. Они считают себя аристократами. Они обосновывают своё право на власть Силой и Законом. Они - боги (в этом их сила), и возводят свой род к Первобогу, а через него к самому Богу, Творцу Мира (а отсюда законность правления). Они претендуют на власть над всем мирозданием, но контролируют едва ли половину, может чуть больше, включая миры, где их влияние слабо - например, наш.
Можно было сказать о них гораздо больше, но нам пора двигаться дальше. Подробней о каждом из светлых богов в отдельности я напишу ниже. Вопросы и пожелания присылать по адресу (ты знаешь какому).
Сумрачные боги, дети Ивила и Геи. (...) О сумрачных богах известно очень мало, даже мне. Да, среди них есть некие Кармические Судьи, Повелители Судьбы, Боги Времени, которые не менее таинственны, чем предполагают их прозвища. Есть богиня Ночи, которой поклоняются вампиры - она мать Лилит, их матери. Главой сумрачных богов стал старший сын Ивила - Гадес, повелитель Нижних миров.
В моем мире термин Нижние миры имеет два смысла. В первом Нижние миры - противоположность Высших, горних, где обитают боги. Это "сей мир", о котором говорил Христос. Во втором случае так называют миры, "нижние" по отношению к Серединному царству, Мидгарду (наш мир входит в Мидгард). Этими мирами и правил Гадес.
Дело в том, что по одной из космогонических концепций моего мира, которую я с незначительными модификациями позаимствовал у Даниила Андреева, Бог создал мир следующим образом. Мир - это яйцо, порезанное на вертикальные слои. Плотность слоев растет сверху вниз. Бог наполнил этот мир некими сущностями. Они хаотично перемещается в рамках своего слоя, подобные молекулам в облаке газа. На самом деле, хаотичность эта только кажущаяся. Как только сущность набирает определенные качества (скорость частицы, параметры детали, карма души), она проходит сквозь мембрану в следующий, верхний слой, и начинает крутиться уже там. В идеале, мембрана должна была быть проницаема только в одну сторону, тогда все сущности рано или поздно достигли бы самого верхнего уровня, чего Бог и добивается. Но после всех искажений это уже не так. И если кармический груз слишком велик, сущность проваливается сквозь мембрану в нижний, более плотный уровень. Деталь как бы забраковали и отправили на доработку. Нижняя половина яйца - миры кармического воздаяния.
Дальше есть оптимисты и пессимисты. Оптимисты говорят, что Бог всё равно будет ждать, пока все сущности не достигнут высших уровней. Пессимисты - что он всего лишь ждет, когда наверху наберется определенное критическое количество. Или, скорее, пока все сущности не распределятся между двумя полюсами. После чего верхних он заберет с собой, а нижним устроит Окончательную Выбраковку.
Как сказано в моем любимом комиксе, "...одно необратимо осыпается, другое необратимо улетучивается". Всё, что "осыпается", попадает в Нижние миры. В Нижние миры стекает по космическому яйцу негативная и другие "тяжелые" энергии. Впрочем, в те далекие времена (не надо забывать, что речь идет о прошлом), Нижние миры еще не были той помойкой, в которую они превратились сейчас.
Стоит отметить, что у Ивила было немного другое видение мира. Он начал вносить первые искажения в первоначальный план. Мир должен был стать гигантским колесом. Цель существования заключалась в том, чтобы достичь центра колеса, области покоя ("центр колеса" - важный образ в сознании Ивила). Но для этого сначала приходилось совершить круг по колесу, а часто и не один, пройдя через его верхнюю и нижнюю точку, которые и контролировали всю систему. Таким образом, многократно возрастало значение Нижних миров, как необходимого этапа в инициационном процессе, и одной из двух опор, на которых держится мироздание. Кто-нибудь помнит, что в то время, когда рождались сумрачные боги, Ивил, Дракон и Гея еще творили вместе? Так вот, верхний трон он заранее уступал Дракону, нижний оставлял для себя. Именно этот престол он и передал своему сыну Гадесу, когда ушел за пределы Упорядоченного.
Таким образом, Гадес, он же Аид, он же Плутон, превратился в силу, с которой следовало считаться. Все сумрачные боги безоговорочно признали его лидерство, хотя по своей природе они слегка анархичны. И да, скорей всего, они за равноправие полов :-).
Темные боги. Боги Тьмы. Плоды Первого Искажения. Когда Ивил шутит, что он отвечает за половину зла во вселенной, он имеет ввиду именно своих детей от Волчицы. Некоторые (в том числе и я парой абзацев выше) говорят, то первые искажения в Божий план Ивил начал вносить, еще живя с Геей. Так вот, это и рядом не стояло с созданием Хаос, Волчицы. Хаос была... Впрочем, это я уже рассказывал.
После смерти родителей власть над Темными перешла к Паучихе. Тут кое-кто (...) шутил, что у Ивила была слабая фантазия, раз он дал своим детям такие убогие имена. Объясняю, если до кого-то еще не дошло: все имена богов в этой истории - либо клички, либо условные имена, такие как Гея или Гадес. Но отцом Ивил действительно был плохим, это точно.
Паучиха - старшая дочь Волчицы. Вместе с братом Оборотнем [сейчас этого бога у меня зовут Обманщик; Оборотень - это сын Обманщика от Паучихи - Г.Н.] и сестрой Чумой она раскинула свои сети на треть миров. Кстати, у Темных матриархат. По целому ряду причин, в том числе, наверное, и назло светлым богам (сейчас это звучит как шутка, но много лет назад я начинал именно с этого). Одно несомненно, они почитают Волчицу больше, чем Ивила. Все, чем они владеют, они завоевали силой. Их поступки чудовищны, их мотивация абсурдна. По нашим меркам они безумцы. Их война со светлыми не прекращалась ни на один день, хотя нередко переходила в холодную стадию.
Теперь надо сказать об отношениях между этими тремя силами. Со светлыми и темными и так всё ясно, а вот описание позиции сумрачных необходимо для понимания дальнейших событий.
С одной стороны, светлые всегда признавали права сумрачных, и готовы были поделиться с ними властью (т.е. оставить за ними то, чем они и так владели). Светлые, повторюсь, были помешаны на вопросах генеалогии, а Ивил по всем законам принадлежал к правящей семье. Не говоря уже о том, что у светлых и сумрачных была общая мать. Таким образом, светлые считали сумрачных младшей линией своего правящего дома, со всеми сопутствующими привилегиями. Но естественно, раз Дракон был старше Ивила, то тоже касалось и их детей... (одна из страшилок моего мира, для посвященных - а что если на самом деле старшим был Ивил?).
Другое дело темные. Надеюсь, никто не забыл, кем была Хаос? (да-да, именно про думалку и делалку). "Принц имеет право совокупляться с животным. Но никто не может требовать от нас признать права ублюдков, родившихся от подобной связи".
Со своей стороны, темные не отрицали, что у них с сумрачными один отец; а память об Ивиле очень много для тех значила. Дети же Дракона были им чужие, несмотря на то, что мать у них одна.
Таким образом сумрачные были той силой, которая единственная была заинтересована в мире, так как они не имели претензий ни к одной из сторон. Гадес и остальные были готовы принять предложение светлых, но не собирались воевать на их стороне. Война уже уничтожила неисчислимое множество миров, но ни светлые, ни темные не собирались на этом останавливаться.
В это время произошло событие поистине вселенского масштаба. К Гадесу прибыли сваты от Паучихи. На восьминогих лошадках... Это я так шучу. Она предложила ему стать её мужем (у них матриархат, у них так принято). Это свадебное посольство поразило даже богов своим размахом. Немыслимые богатства предлагались в качестве приданного (как это воспринималось со стороны сумрачных) или выкупа за жениха (с точки зрения темных). Но главное, что Паучиха предложила себя... и свою корону правительницы Темных.
Возможно, именно это окончательно склонило Гадеса к тому, что бы принять её предложение. Сложно назвать Паучиху женщиной, но вот эффектной она была вне всякого сомнения. Она потрясала. Истиная дочь своей матери, она несла на себе отпечаток той красоты, перед которой в свое время не устоял Ивил, отец Гадеса. И того ужаса, которым Волчица была для всех, кроме своего создателя и мужа.
Другой причиной, возможно, стало то, что подобный брак мог бы способствовать заключению мира. Гадес и Паучиха объединили бы под своей властью всех детей Ивила, а тогда перестало бы иметь значение, кто из них законный, а кто нет, и можно было бы преступить к выработке компромисса со светлыми.
Паучиха и Гадес обменялись клятвами, после чего "оставили отца своего и мать свою, и прилепились к друг другу, и стали одна плоть". А потом она его съела.
"Я ненавижу этих тварей, которые называют себя "светлыми", но ещё больше я ненавижу предателей, детей нашего отца, которые пытались заключить с ними союз, союз с теми, кто еще ответит мне за убийство нашей матери. Жажда мести живет в потомках Волчицы; кровь врагов сладка на зубах её дочери".
(...)
Одним ударом Паучиха обезглавила сумрачных. Она убила Гадеса. Она разрушила его владения. Большая часть того, что оставил ему отец, и того, что он успел создать сам, умерла вместе с ним. Смех Паучихи достиг самых дальних уголков мироздания, и сумрачные боги бежали в страхе перед ней. О, она показала им, кто тут настоящие дети Ивила. С того момента сумрачные никогда больше не выступали в качестве единой силы и не пытались предпринимать активные действия. Можно сказать, что они запомнили свой урок. Можно - что смерть Гадеса сломила их.
Но это еще не конец. Как я писал? "Боги способны к размножению, причем процесс чем-то напоминает человеческий - две сущности с противоположным знаком объединяются, что бы создать третью, отличную от них обоих". Паучиха родила дочь от Гадеса. Следующая в линии Волчицы, ей была предначертано стать во главе нового поколения темных богов. По крайней мере, такой её видела её мать, для этого она её творила.
Можно спорить, что было бы, если бы, допустим, Гадес убил Паучиху. Но было то, что было, и новая богиня родилась под предсмертный крик своего отца, убитого её матерью, посреди руин его дворца, его мира и его царства.
В это время в Мультивселенной уже зародилась первая, примитивная жизнь. А вместе с жизнью пришла и смерть. Каждое живое существо, умирая, выделяло определенную энергию... Подобно весенней капели, капли сливались в струйки, струйки в ручейки, и все это стекало в нижние миры. Энергия смерти миллиардов созданий, которые становились все совершенней и многочисленней. Некросфера.
Новорожденная богиня слилась с этой энергией и подчинила её себе. Она чувствовала каждую смерть во вселенной, и каждая новая смерть делала её немного сильнее. Позже её назовут Курносой, Старухой с косой, богиней смерти. А то и просто - Смертью.
Пока же она поклялась отплатить за смерть отца и объявила войну на уничтожение всем темным богам, начиная с Паучихи. "Ибо жажда мести живет в потомках Волчицы, кровь врагов сладка на их зубах". А чтобы осуществить свою месть, она прибыла ко двору Императора и предложила светлым богам свои услуги. Она вышла замуж за сына Императора, бога войны, став его второй женой. Официально войдя в семью, она была причислена к светлым богам, хотя сложно назвать её "светлой"...
Мы дошли до второго многоточия на моем плане. Со стыдом должен сказать, что не знаю, что в это время происходило в моем мире. Причем временной период настолько огромен, что засунуть туда можно все, что угодно. Возвращение Бога и его уход, появление цивилизации демонов (не тех которые павшие ангелы; может, стоит назвать их джиннами?) и её закат, ангелы и восстание Сатаны, боги и их войны с новыми силами - джинами и теми же ангелами... Рождение многочисленных младших богов и борьба за власть... Появление разумных рас, Бог творит эльфов и людей по своему образу и подобию, а потом снова уходит...
Всё. Стрелки часов застыли на настоящем. К сожалению, мне не удастся осветить всю сложность отношений богов к идее Бога, к Михаилу и Сатане (которые уже вполне могут считаться богами по силе, если не по статусу). Все эти эпизоды мы уже проскочили. Ну, нельзя же в одном письме написать обо всем, правда?