Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

О фигне (огромные, но не человекообразные)

Кто будет главным в танке, если речь идёт о двухместном танке будущего?

Вопрос давно рассмотрен, и ответ очевиден: так как в двухместном танке, очевидно, один член экипажа будет водителем, а второй - наводчиком башенного оружия, то из них двоих командиром будет именно наводчик. Как оно и было на исторических двухместных танках.

А если речь идёт о двухместном боевом роботе (шагаходе) будущего? Тут всё несколько сложнее.

Есть, например, вертолёт "Апач", как образец современного ударного вертолёта. Там командиром экипажа, очевидно, является первый пилот, который управляет машиной; второй пилот - это стрелок, оператор бортового вооружения, который крутит пушку и ведёт огонь по целям.

[Понятное дело, что всегда возможен третий вариант, когда один боец ("дракон") и двигается, и стреляет, а второй ("наездник на драконе") думает за него и принимает все решения. Но это явно нерационально.]

Есть такая классическая сеговская (16-битная) игра Battletech, про боевого робота из одноимённой вселенной. У меня в те годы с ней отношения не сложились, по ряду причин (я прошёл только первый уровень из пяти), но у многих людей остались о ней самые радужные воспоминания. Дело в том, что в эту игру можно было играть вдвоём, с двумя джойстиками, причём один игрок управлял ногами робота, а второй вращал его торс и использовал установленное на нём оружие. Этот режим независимо друг от друга хвалили и мой друг Шел, и makarovslava. "Так и надо воевать на боевом роботе" - makarovslava (с). Всякие там "нейрошлемы" и прочее "слияние с боевой машиной" (или что там было в сеттинге?) сосёт.

Так вот, когда два игрока в Battletech управляют одним боевым роботом, кто из них главный? В сети (на сайте gamefaqs) пришли к выводу, что главный - это тот, кто управляет ногами. Потому что именно он решает, куда робот пойдёт, и в каком порядке они будут выполнять миссии и атаковать цели. Он инициирует атаку и он выводит машину из-под огня. Наводчик решения принимать не должен, его задача - быстро и эффективно поражать огнём из подходящего оружия цели, на которые выведет его водитель.

Таким образом, по крайней мере в этой игре, боевой шагоход больше напоминал ударный вертолёт, чем двухместный танк. В чём же разница?

Я думаю, весь вопрос в принципе движения и в вытекающем из него распределении обязанностей. Водитель танка ведёт многотонную машину по пересечённой местности, и всё его внимание неизбежно сосредоточено на дороге и ближайших окрестностях. Именно поэтому танку нужен командир, обозревающий поле боя в целом. Чтобы сделать командира ещё и стрелком-наводчиком, его работу надо максимально облегчить - танк помог заметить цель, человек обозначил цель, танк её уничтожил. Как в видеоигре.

Пилот вертолёта уже обозревает окрестности с птичьего полёта, по определению. Ему не нужно думать о колдобинах, он должен чувствовать обстановку в целом. Его цель - сохранить машину и выполнить боевую задачу. А штурман-оператор может сосредоточиться непосредственно на отслеживании и уничтожении противника.

Соответственно, у нас вырисовываются два типа многоместных боевых шагоходов:

а) Первый, классический-фантастический, высокий, двуногий, подвижный.

Понятно, что такая машина может двигаться (да и просто стоять) только за счёт мощного ИИ, который будет постоянно поддерживать динамическое равновесие и корректировать все ошибки до того, как машина опрокинется под собственным весом. Каждый следующий шаг, когда машина остаётся стоять на одной ноге, пока вторая переносится на новое место, в таких условиях превращается в процесс контролируемого падения. Естественно, бортовой ИИ будет постоянно сканировать окружающую поверхность лидарами, принимая ежесекундные решения о том, куда ставить ногу, как расставить имеющиеся на ней "пальцы", как распределить вес машины в целом (делая поправку на ветер, израсходованный боезапас и т.д.).

В этих условиях работа водителя машины сводится к тому, чтобы говорить ей, куда двигаться. Но при этом - "высоко сижу, далеко гляжу" - водитель обозревает поле боя и принимает тактические решения. Поэтому он вполне может быть командиром. Он выводит машину на цели, оператор вооружения их поражает, бортовой ИИ решает, куда ставить ноги и как сохранить машину в вертикальном положении.

б) Второй - как развитие идеи, которую курили те англичане, лоутеховый четвероногий боевой шагоход:

"Все ноги должны управляться по отдельности, чтобы совершать разумные движения в зависимости от внешних условий и поставленных задач. А так человек представляет собой животное с четырьмя конечностями, водитель сможет использовать собственные четыре конечности, чтобы независимо управлять четырьмя ногами шагохода.

К тому времени у нас был большой опыт работы с гидравлическими реле или сервомеханизмами, которые использовались для управления паровыми турбинами. Было очевидно, что движения рук и ног водителя должны быть усилены при помощи подобных реле, чтобы непосредственно задавать движения ног шагохода. Сразу напрашивался следующий шаг - сделать так, чтобы силы, действующие на ноги машины, пропорционально уменьшались и передавались обратно на рабочие рычаги и педали, практически так, как это сейчас делают на автомобилях с усилителем руля. Идея заключалась в том, что постепенно нервная система и мышцы водителя адаптируются и начнут считать шагающую машину неотъемлемой частью себя".



В этом варианте машина не думает, думает человек. (Анимешный вариант с "гуманоидным телом", "слиянием с машиной" и управлением ОЧБРом за счёт человеческих рефлексов представляет собой полный абсурд, потому что человеческие рефлексы расчитаны на тело, которое сильно меньше и легче. Многотонная и многометровая двуногая конструкция будет иметь мало общего с человеческим телом. С другой стороны, человек может приспособиться управлять, как частью себя, достаточно сложными процессами, независимо от устройства ввода - доказано поколениями геймеров.)

Итак, приземистая и устойчивая четвероногая машина, каждая "нога" завязана на соответствующую конечность водителя. Весь необходимый "софт" для такого передвижения хранится в голове человека, и человек решает, куда ставить очередную конечность и в каком порядке их переставлять. Но это будет занимать всё внимание водителя, поэтому над ним будет сидеть командир с пушкой, осматривающий поле боя и управляющий своим мехводом при помощи пинков.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments