Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Лесенка

Одна из вещей, которые я хотел написать, связана с "лесенками".

"Лесенка", для меня - это перечень вещей, каждая из которых круче предыдущей.

И это причина, по которой мне нравится ТУАИ Фельдмана (тэг). Во-первых, это "лесенка" сама по себе. Во-вторых, её удобного рифмовать с другими подобными "лесенками".

Пример. Возьмём "лесенку", которую я уже как-то выкладывал в своём ЖЖ:

"- Все очень просто, - сказал Мастер Го.
- сила игры никогда не превзойдет метод, так как метод означает длительность,
- метод никогда не превзойдет спортивную систему, так как спорт - это система стимулов,
- спорт не превзойдет школу, так как школа - это преемственность и сильная молодежь,
- школа никогда не превзойдет традицию, пусть Европа и Азия будут здесь примером,
- традиция никогда не превзойдет искусство, ибо даже традиции вымирают, а искусства вечны,
- искусство никогда не превзойдет Дух Го, я сам точно не знаю что это такое, но что-то такое там есть..."


Сила < Метод < Спорт < Школа < Традиция < Искусство < Дух.

Для меня эта схема непосредственно связана с воинским искусством, с мифом бога войны и так далее.

В то же время, её можно истолковать через Фельдмана, с определёнными натяжками, но всё же.

Сила - уровни 1-2. В данном случае, это "сила" (1 уровень, раб) и "большая сила" (2 уровень, варвар-крестьянин) - "силе" не предшествует слабость, потому что в отсутствии большей силы сильным будет считаться и сравнительно слабый. "Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. [Если убрать всех сильных] их место займут сильные из слабых" ("Трудно быть богом").

Метод - уровень 3 (профессиональный военный, дворянин, офицер). Третий уровень уже может работать с линейным временем, с длящимся процессом, с понятием Пути. Метод, действительно, предполагает длительность. Порядок бьёт класс. Тут всё самоочевидно. Поставленный и точный удар важнее, чем сильный замах. Дисциплина и подготовка может победить численное преимущество.

Спорт - уровень 4 (жрец, чиновник). Четвёртый уровень способен работать с несколькими параллельными процессами, примирять и объединять разные Пути. Спорт - это система. Система стимулов, система оценки и присвоения рангов, система арбитража. Это надстройка более высокого уровня. Без "спорта" или аналогичных институтов (то есть, без системы) нельзя установить объективный уровень участников противостояния.

Школа - уровень 5 (предприниматель). Это сложнее, но по определению, школа - это система подготовки кадров, то есть уже некий проект. Пятый уровень уже может работать с картой, то есть с двухмерной моделью.

Традиция - уровень 6 (учёный, юрист). Тут связь самая зыбкая. Теоретическое мышление шестого уровня, как способность работать с набором разных карт или плоскостей, на первый взгляд не имеет никакого отношения к традиции. Но тут надо опять же вдуматься в то, что сказано. Превосходство выходцами из Азии над выходцами из Европы при игре в Го состоит в том, что сама их культура, менталитет, комплекс мемов и поведенческих паттернов позволяет им эффективнее действовать в рамках правил этой игры. Иначе говоря, это их культурный капитал. "Культурный капитал состоит из ценностей, навыков и знаний, приобретённых личностью как часть опыта взросления в определённой культуре, которые в дальнейшем могут быть использованы для достижения экономического преимущества как в пределах первоначальной культуры, так и в новых условиях". Если мы говорим о "воинском искусстве стратегии", легко можно представить себе культуру, которая поощряет в своих носителях определённые качества, дающие им преимущество на поле боя, просто потому, что они умеют правильнее думать. Никто специально их этому не учил, если под учёбой понимать слом неправильных представлений и навязывание правильных; просто внешние условия способствовали выработке у них этих качеств, потому что их окружение, как и они сами, относились к этой традиции.

Недавняя цитата, которая, как мне кажется, имеет некоторое отношение к этой теме:

"Далее: "...если мы бросим Французский язык, перестанем отдавать детей наших на воспитание им и прогоним от себя театральные Французские зрелища, то впадем в прежнюю неуклюжесть и невежество". Кутузов, как видим, находил, что в прошлом имела место некая отсталость ("невежество и неуклюжесть"), от коей, позаимствовавшись и продолжая заимствоваться вещами, изложенными на французском языке, и ранее избавились, и впредь оно для вящего развития смысле полезно (естественно, не французский язык должен был ему представляться таким ценным не сам по себе, - чем это он грамматически лучше русского? - а постольку, поскольку владение им дает доступ к французским текстам. Что же это во французских текстах можно найти такого, без доступа к чему впадешь в невежество и неуклюжесть, - то есть в русских текстах пока аналогов этому чему-то нет, утрата доступа к французским оказалась бы невосполнимой потерей этого чего-то? Что такого "анти-невежественного" существовало на французском, чего не существовало на русском? Только две вещи могут тут прийти в голову: изящная литература, тогда более гибкая и богатая по темам, подходам и знаменитым произведениям во Франции, чем в России, и идеи Просвещения насчет прав и свобод, - всякие Вольтеры и Монтескье, - каковым идеям Кутузов, как мы знаем независимо и в самом деле был весьма привержен, и именно противопоставляя их старине".


(Воспитание французскими гувернёрами, совершенное владение французским = приобщение к французской культуре, как составной части высокой европейской традиции = Цивилизация.)

И вот тут, уже с натяжкой, но можно сказать, что большинство людей, демонстрирующих шестой уровень по Фельдману, развили его потому, что условия, в которых они росли, способствовали усвоению этих паттернов. Рациональное, логическое, теоретическое мышление индивида в большинстве случаев требует коллективной традиции, на которую этот индивид будет опираться. Как в известном суперфанфике "Рациональный Гарри Поттер" - "Гарри вырос в семье учёных, с детства читал умные книжки, и потому теперь он умеет думать". А не как обычно.

Искусство - уровень 7 (гений). Здесь всё сходится. Седьмой уровень Фельдмана - это парадоксальное мышление, умение видеть пространство (а не плоскость) и работать с ним. А настоящее искусство всегда парадоксально, оно должно опровергать предшествующую традицию, развивая её.

Дух - уровень 8 (святой). Способность работать с несколькими трехмерными пространствами. Дух - он и есть дух, нечто трансцендентное. Восьмой уровень превосходит седьмой, вот и всё о нём.

***

Всё это, в свою очередь, позволяет дать ещё один ответ на тот старый вопрос zinik_alexander'а: "Подожди, а как же brutal force? Или я чего-то не понимаю, или ты писал о том, что она может превозмочь как минимум метод!" В данном контексте "метод" - это и есть "метод нейтрализации чужого превосходства в силе". По правилам Фельдмана, более высокий уровень подчиняет своего непосредственного предшественника, но проигрывает всем более низким уровням. Если за системой, школой, традицией, искусством или духом не стоит сила, они будут опровергнуты и уничтожены силой. Получат "пробой по нижним чакрам", как выражается mortulo.

***

И да, всё это нужно мне, как мостик к другому посту, который я, возможно, не напишу НИКОГДА!
Tags: Я_Фельдман, бог войны
Subscribe

  • Обрывочное рассуждение

    Отрывок из ненаписанной/недописанной реакции на [позорную, сталинисткую] пьесу Евгения Шварца "Приключения Гогенштауфена". (Важная вещь в рамках…

  • Мои дни и "Чародеи"

    Хочу поговорить о "Чародеях", но не знаю, как подобрать слова. Я имею в виду, это небольшой, но отдельный жанр. Вон сколько…

  • Наши дни, "Мастер и Маргарита" (2024)

    Мы с arishai посмотрели новую версию "Мастера и Маргариты", и нам даже понравилось. Оля ещё до начала сказала со скепсисом, что в таких…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment