Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Лесенка

Одна из вещей, которые я хотел написать, связана с "лесенками".

"Лесенка", для меня - это перечень вещей, каждая из которых круче предыдущей.

И это причина, по которой мне нравится ТУАИ Фельдмана (тэг). Во-первых, это "лесенка" сама по себе. Во-вторых, её удобного рифмовать с другими подобными "лесенками".

Пример. Возьмём "лесенку", которую я уже как-то выкладывал в своём ЖЖ:

"- Все очень просто, - сказал Мастер Го.
- сила игры никогда не превзойдет метод, так как метод означает длительность,
- метод никогда не превзойдет спортивную систему, так как спорт - это система стимулов,
- спорт не превзойдет школу, так как школа - это преемственность и сильная молодежь,
- школа никогда не превзойдет традицию, пусть Европа и Азия будут здесь примером,
- традиция никогда не превзойдет искусство, ибо даже традиции вымирают, а искусства вечны,
- искусство никогда не превзойдет Дух Го, я сам точно не знаю что это такое, но что-то такое там есть..."


Сила < Метод < Спорт < Школа < Традиция < Искусство < Дух.

Для меня эта схема непосредственно связана с воинским искусством, с мифом бога войны и так далее.

В то же время, её можно истолковать через Фельдмана, с определёнными натяжками, но всё же.

Сила - уровни 1-2. В данном случае, это "сила" (1 уровень, раб) и "большая сила" (2 уровень, варвар-крестьянин) - "силе" не предшествует слабость, потому что в отсутствии большей силы сильным будет считаться и сравнительно слабый. "Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. [Если убрать всех сильных] их место займут сильные из слабых" ("Трудно быть богом").

Метод - уровень 3 (профессиональный военный, дворянин, офицер). Третий уровень уже может работать с линейным временем, с длящимся процессом, с понятием Пути. Метод, действительно, предполагает длительность. Порядок бьёт класс. Тут всё самоочевидно. Поставленный и точный удар важнее, чем сильный замах. Дисциплина и подготовка может победить численное преимущество.

Спорт - уровень 4 (жрец, чиновник). Четвёртый уровень способен работать с несколькими параллельными процессами, примирять и объединять разные Пути. Спорт - это система. Система стимулов, система оценки и присвоения рангов, система арбитража. Это надстройка более высокого уровня. Без "спорта" или аналогичных институтов (то есть, без системы) нельзя установить объективный уровень участников противостояния.

Школа - уровень 5 (предприниматель). Это сложнее, но по определению, школа - это система подготовки кадров, то есть уже некий проект. Пятый уровень уже может работать с картой, то есть с двухмерной моделью.

Традиция - уровень 6 (учёный, юрист). Тут связь самая зыбкая. Теоретическое мышление шестого уровня, как способность работать с набором разных карт или плоскостей, на первый взгляд не имеет никакого отношения к традиции. Но тут надо опять же вдуматься в то, что сказано. Превосходство выходцами из Азии над выходцами из Европы при игре в Го состоит в том, что сама их культура, менталитет, комплекс мемов и поведенческих паттернов позволяет им эффективнее действовать в рамках правил этой игры. Иначе говоря, это их культурный капитал. "Культурный капитал состоит из ценностей, навыков и знаний, приобретённых личностью как часть опыта взросления в определённой культуре, которые в дальнейшем могут быть использованы для достижения экономического преимущества как в пределах первоначальной культуры, так и в новых условиях". Если мы говорим о "воинском искусстве стратегии", легко можно представить себе культуру, которая поощряет в своих носителях определённые качества, дающие им преимущество на поле боя, просто потому, что они умеют правильнее думать. Никто специально их этому не учил, если под учёбой понимать слом неправильных представлений и навязывание правильных; просто внешние условия способствовали выработке у них этих качеств, потому что их окружение, как и они сами, относились к этой традиции.

Недавняя цитата, которая, как мне кажется, имеет некоторое отношение к этой теме:

"Далее: "...если мы бросим Французский язык, перестанем отдавать детей наших на воспитание им и прогоним от себя театральные Французские зрелища, то впадем в прежнюю неуклюжесть и невежество". Кутузов, как видим, находил, что в прошлом имела место некая отсталость ("невежество и неуклюжесть"), от коей, позаимствовавшись и продолжая заимствоваться вещами, изложенными на французском языке, и ранее избавились, и впредь оно для вящего развития смысле полезно (естественно, не французский язык должен был ему представляться таким ценным не сам по себе, - чем это он грамматически лучше русского? - а постольку, поскольку владение им дает доступ к французским текстам. Что же это во французских текстах можно найти такого, без доступа к чему впадешь в невежество и неуклюжесть, - то есть в русских текстах пока аналогов этому чему-то нет, утрата доступа к французским оказалась бы невосполнимой потерей этого чего-то? Что такого "анти-невежественного" существовало на французском, чего не существовало на русском? Только две вещи могут тут прийти в голову: изящная литература, тогда более гибкая и богатая по темам, подходам и знаменитым произведениям во Франции, чем в России, и идеи Просвещения насчет прав и свобод, - всякие Вольтеры и Монтескье, - каковым идеям Кутузов, как мы знаем независимо и в самом деле был весьма привержен, и именно противопоставляя их старине".


(Воспитание французскими гувернёрами, совершенное владение французским = приобщение к французской культуре, как составной части высокой европейской традиции = Цивилизация.)

И вот тут, уже с натяжкой, но можно сказать, что большинство людей, демонстрирующих шестой уровень по Фельдману, развили его потому, что условия, в которых они росли, способствовали усвоению этих паттернов. Рациональное, логическое, теоретическое мышление индивида в большинстве случаев требует коллективной традиции, на которую этот индивид будет опираться. Как в известном суперфанфике "Рациональный Гарри Поттер" - "Гарри вырос в семье учёных, с детства читал умные книжки, и потому теперь он умеет думать". А не как обычно.

Искусство - уровень 7 (гений). Здесь всё сходится. Седьмой уровень Фельдмана - это парадоксальное мышление, умение видеть пространство (а не плоскость) и работать с ним. А настоящее искусство всегда парадоксально, оно должно опровергать предшествующую традицию, развивая её.

Дух - уровень 8 (святой). Способность работать с несколькими трехмерными пространствами. Дух - он и есть дух, нечто трансцендентное. Восьмой уровень превосходит седьмой, вот и всё о нём.

***

Всё это, в свою очередь, позволяет дать ещё один ответ на тот старый вопрос zinik_alexander'а: "Подожди, а как же brutal force? Или я чего-то не понимаю, или ты писал о том, что она может превозмочь как минимум метод!" В данном контексте "метод" - это и есть "метод нейтрализации чужого превосходства в силе". По правилам Фельдмана, более высокий уровень подчиняет своего непосредственного предшественника, но проигрывает всем более низким уровням. Если за системой, школой, традицией, искусством или духом не стоит сила, они будут опровергнуты и уничтожены силой. Получат "пробой по нижним чакрам", как выражается mortulo.

***

И да, всё это нужно мне, как мостик к другому посту, который я, возможно, не напишу НИКОГДА!
Tags: Я_Фельдман, бог войны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment