Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

"9 изящных решений", умножение сущностей

Есть в Америке такой персонаж - Уильям Линд, идейный консерватор и один из проповедников концепции "манёвренной войны" (1, 2). Он однажды придумал следующую схему, демонстрирующую уровни взаимодействия:



Каждый конфликт развивается на тактическом, оперативном и стратегическом уровне; и, одновременно, на физическом, интеллектуальном и моральном уровне.

Each of the grid’s nine boxes represents a question: how will what we are considering work—for us or against us?—with respect to these levels. A higher level trumps a lower. That means the box in the lower right corner, strategic/moral, is the most powerful, and the upper left box, tactical/physical, is the weakest.

"Каждой ячейке соответствует вопрос: как подействует то, что мы собираемся сделать - будет ли это работать на нас или против нас, - с точки зрения того или иного уровня? Более высокий уровень бьёт более низкий. Это означает, что клетка в нижнем правом углу, стратегически-моральная, является самой сильной, а верхняя левая, тактико-физическая, является самой слабой".


Изначально, я хотел этим проиллюстрировать следующую мысль. В российских схемах, которые всё объясняют, очень часто встречается принцип "камень-ножницы-бумага". Я мог бы привести примеры, но, думаю, вы поверите мне на слово, или даже сами их вспомните. Мы любим принцип "камень-ножницы-бумага", в том числе, в приложении к теориям развития. A проигрывает B, потому что B сложнее, чем A; C выигрывает у B, потому что C сложнее, чем B; но при этом, C настолько усложнилось, что уже проигрывает простому, как валенок A. Мы помним о революции 1917 года, мы знаем, что тупое, жестокое и дикое может победить высокое и сложное.

У американцев я такого не вижу. Мне кажется, им больше свойственна идея, что нечто более продвинутое или более высокое является по умолчанию более эффективным по отношению ко всем предыдущим уровням. Вот как у Линда - более высокий уровень всегда побеждает более низкий, стратегия всегда сильнее тактики, а моральный уровень всегда сильнее физического.

Но теперь мне хочется включить типичного Геста, и сделать то, что Гест делает лучше всех, а именно, перемножить кратные сущности между собой. Ну да, тема всё ещё "9 изящных решений", матрица 3x3, вы понимаете, о чём я.

И надо сказать, тут всё довольно просто. Обе оси ("тактика - стратегия" и "физический-моральный") обозначают переход от более "плотных" аспектов к более тонким. Аналогичную картину мы можем увидеть и в 9 стратагемах, раскиданных по девяти ячейкам таблицы. Очевидным образом, строка, в которой есть "Превосходство" и "Вынуждение", является наиболее плотной, а колонка, в которой есть "Скрытые ресурсы" и "Непрямые действия" (принцип, требующий "бороться тонко и умно") - наиболее тонкой. Таким образом, самая "плотная" стратагема - это "Превосходство", самая "тонкая" - "Скрытые ресурсы". Что логично. Остальное у меня сложилось таким образом:



Тактика:

1) Тактика на физическом уровне - это "Превосходство". Самая очевидная концепция тактики: создание подавляющего превосходства в нужной точке, в нужный момент.

2) Тактика на интеллектуальном уровне - это "Эффективность". Минимизация потерь, экономия сил, стремительные, сверхэффективные действия, воздействие на уязвимые точки вражеской системы.

3) Тактика на моральном уровне - это "Прояснение". С точки зрения этого уровня, тактика, как самостоятельное явление, не существует. Конкретных стычек с противником лучше вообще избегать. Если обмен ударами неизбежен, их надо использовать для получения как можно более полной информации о противнике, которая затем будет использоваться на других уровнях взаимодействия.


Оперативное искусство:

1) Оперативное искусство на физическом уровне - это "Вынуждение". На физическом уровне оперативное искусство заключается в том, чтобы взять грузовик с кирпичами, разогнать его до максимальной скорости, и протаранить им вражескую оборону. А дальше оно само. Операция должна быть распланированна так, чтобы все возможные ответные ходы противника работали в нашу пользу, чтобы его оборонительные позиции сами сформировали правильную конфигурацию нашей наступательной группировки, чтобы продвижение наших сил естественным образом шло по линиям наименьшего сопротивления. На физическом уровне мы пытаемся создать "воронку", которая сведёт всё пространство решений к единственной стрелочке на карте, ведущей к нашей победе.

2) Оперативное искусство на интеллектуальном уровне - это "Размен". Это основа оперативного искусства - преобразование одних ресурсов в другие, и сочетание обороны или отступления на одних участках с наступлением на других. Это способность работать с концепциями владения (контроля за территорией) и влияния (с тем, что Переслегин называл "оперативной тенью"), и способность вычислять их настоящую цену в каждый конкретный момент: с точки зрения приобретения ресурсов, с точки зрения повышения связности позиции, и так далее.

3) Оперативное искусство на моральном уровне - это "Альтернатива". Расширение пространства решений, отказ от сужения пространства решений. Сохранение свободы действий, то есть возможности быстро перейти от наступления к обороне, от одного направления главного удара к другому. Пусть противник думает.


Стратегия:

1) Стратегия на физическом уровне - это "Передряга". Вообще-то, физический уровень стратегии чужд, она обычно работает с более тонкими аспектами. Когда мы решили проблему на уровне стратегии, на физическом уровне нам остаётся только закрепить достигнутый успех при помощи оперативного искусства и тактики. Но если мы в заднице, то тут уже без стратегии не обойтись. Тогда, и только тогда нам придётся использовать стратегию на самом что ни на есть физическом уровне. Чтобы, повторюсь, выпутаться из сложившейся негативной ситуации.

2) Стратегия на интеллектуальном уровне - это "Непрямые действия" и косвенная борьба, тут всё очевидно.

3) Стратегия на моральном уровне - это "Скрытые ресурсы". Истинная суть стратегии - способность видеть невидимое, способность опознать будущее до того, как оно проявит себя. Слабые станут сильными, сильные окажутся слабыми. Способность разглядеть, найти скрытые ресурсы как в отдельных людях, так и в целых цивилизациях, - это то, что составляет моральный аспект стратегии. Как говорил Гэндальф Фродо, "а ты уверен, что Горлум бесполезен?"
Tags: 9, стратагемы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments