Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

О воинах

Собственно, вот этот важный кусок:

- Что значит быть воином? - спросила она.
- Это значит следовать Кодексу, - начал я. - Ты могла думать, что быть воином - значит быть крупным, или сильным, уметь обращаться с оружием, ходить с мечом на бедре, знать, как взяться за копьё, носить алые одежды и привыкнуть к железному шлему на голове. Но все эти вещи на самом деле не так уж и важны; на самом-то деле, не они делают одного человека воином, а другого - нет. Много есть мужчин сильных, и крупных, и умеющих обращаться с оружием. Любой мужчина, если он осмелится, может надеть алые одежды и опоясать себя оружием. Любой мужчина может увенчать своё чело железным шлемом. Но не алые одежды, не сталь и не железный шлем делают воина воином.
Она подняла на меня взгляд.
- Кодекс делает воина воином, - сказал я.


Да, перед нами классический пример горианской логики. С одной стороны, конечно, член касты воинов характеризуется тем, что он умеет владеть оружием и носит красную одежду, или одежду с преобладанием красного цвета. С другой стороны, неизбежно возникает вопрос, делает ли это человека воином? Навыками фехтования и рукопашного боя могут овладеть представители самых разных каст, начиная с крестьян. Мужчина, не принадлежащий к касте воинов, может, тем не менее, начать носить одежду красного цвета, хотя, конечно же, его за такое убьют. Но разве это сделает его воином? (Является ли генералом актёр, играющий роль генерала?) Отсюда мы приходим к очевидному выводу, что ни оружие, ни военная форма не делают воина воином. Кодекс, знание Кодекса, вот что делает воина воином. Собственно, свой кодекс, официальный или неофициальный, есть у каждой горианской касты, воинский кодекс просто самый распиаренный из всех.

(Забавный момент. Каста писцов - это каста, работающая с текстами. Кто сравнивает тексты кодексов каст разных городов, чтобы устранить противоречия между ними? Писцы. Кто учит воинов их Кодексу? Писцы. Тарл Кэбот на Горе оказался мальчиком из хорошей семьи, поэтому у него был персональный учитель. Но надо полагать, что обычно учителю-писцу выдают целый класс юных кандидатов в касту воинов, которых он должен подготовить к экзамену. Это он должен добиться того, чтобы они смогли отбарабанить весь Кодекс наизусть, чтобы они могли процитировать любой афоризм по его порядковому номеру или назвать номер для каждого афоризма. Писец занимается этим год за годом, класс за классом. Такой писец уделает любого воина в тесте на знание текста Кодекса, не так ли? Тем не менее, он не воин. Он писец.)

Мне это нужно для демонстрации своей логики. Это вопрос нелёгкий.

Допустим, я хочу поговорить о чести, как о понятии (в продолжении этого поста). По ряду причин, невозможно дать строгое определение чести (а вы можете?), поэтому я собирался начать обсуждения предмета с обсуждения его свойств. Свойства предмета могут многое сообщить о природе предмета. В книгах Джона Нормана о планете Гор понятие чести довольно глубоко прорабатывалось, а свойствам чести, например, посвящена эта классическая цитата.

Вы спросите: а какое это имеет отношение к делу?

А я скажу - но ведь это цитата из Кодекса Воинов! И именно Кодекс делает воина воином (так сказано в Кодексе). А воин обязан знать, что такое честь, на то он и воин.

Или вы можете сказать: но ведь горианские воины, в принципе, отстой, они и воевать-то по-настоящему не умеют, зачем мы вообще должны обращать на них внимание?

А я скажу - сам бог войны уважал бы горианских воинов. ("Сам Ивил уважал бы Тарла Кэбота" - arishai заметила, что это крайне сомнительный аргумент :-D.) А почему бог войны уважал бы горианских воинов, при том, что они отстой, и т.д., и т.п.? Потому что они знают Кодекс наизусть.

Теперь представим себе нашего, российского военного. Вот ткнёт в него бог войны пальцем, и что? Российский военный расскажет ему про Кодекс? Он хоть что-то знает, вообще, в принципе, или он просто крестьянин, одевший в военную форму? Бог войны ведь не будет требовать от него выдуманного горианского Кодекса Воинов, он бы удовлетворился и "Наукой побеждать" Суворова, например. Наизусть. "Расскажи стишок дедушке".

То есть американский морпех, по крайней мере, сможет отбарабанить Rifleman's Creed, со всем этим "и перед лицом Господа я клянусь... я и моя винтовка - защитники моей страны, мы вместе господствуем над нашими врагами, мы вместе спасаем мою жизнь, и да будет так, пока победа не достанется Америке, и врагов не останется, и наступит мир!" Тогда бог войны скажет: "Я верю, ты стрелок". А если он услышит "Устав гарнизонной и караульной службы", бог войны скажет: "Вижу, ты сторож".

Эта логика понятна?
Tags: бог войны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments