Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Начало и Антиначало

Давно хотел процитировать это высказывание wyradhe, не потому, что я с ним во всём согласен, а потому, что оно представляет интерес, и, по своему, довольно меткое:

"Это не вечные потребности, так сказать, а сформированные великими догматическими религиями. Если людей с детства воспитывают в восприятии мира как арены противостояния Тотального Белого и Тотального Черного, в которой все люди либо на той, либо на другой стороне (а эти религии дают именно такую картину), и в этом противостоянии и причастности к нему - смысл жизни персоны и истории мира, причем это Белое - надчеловеческое и сплошь и рядом требует проклинать и осуждать то, что по здравому смыслу гонения не заслуживает (весь пафос тут как раз в поклонении такому Абсолюту, который сам, без тебя, определяет, что добро, а что зло, а твоя обязанность - с ним априори и тотально соглашаться) - то у людей массово формируется потребность в таком ощущении. И если традиционные религии утрачивают силу - оказываются на фоне результатов науки слишком архаическими, слишком явно сказочными, чтобы их продолжали воспринимать всерьез с прежней силой, - то обсуждаемая потребность никуда не исчезает, и для ее удовлетворения спешно изобретаются новые религии того же типа, теперь - учитывая успехи и авторитет науки - подающиеся как не религии в точном смысле слова, а как "научно обоснованные учения".

А вообще такие религии и учения, мне кажется, имеют довольно однообразную структуру, включая следующие главные элементы.

1) Абсолютное Начало. Признание, что мир, доступный нашим ощущениям (уязвимый, дробный, релятивистский, конечный, «материальный») - существует не сам по себе, а только благодаря некоему принципиально иному сгустку бытия - Абсолюту, который, хотя и недоступен верификации, существует в куда большей степени, чем «тварный мир». Вариант "секулярный": мир-то, конечно, существует сам по себе, и квази-Абсолют - его часть, но это именно такая его часть, в некоем подчинении которой априори заключается смысл жизни. У иудеев, христиан и мусульман это Начало - личный Мировой Бог, у нацистов - некое природное (по сути, пантеистическое) Провидение и Природный Закон Борьбы за Существование (он же - абсолют у соц-дарвинистов вообще), у коммунистов и идеократических либералов - безличное Начало Мирового (собственно, человеческого, но их ничто другое в мире и не интересует) Прогресса - Некоторые из этих Начал так и подаются как абсолютные, некоторые маскируются в рамках псевдорационального мышления, но реально все равно функционируют как абсолютные.

2) Прорыв Абсолютного Начала в сознание - Абсолютная Истина, не нуждающаяся в правдоподобии и доказательствах, а держащаяся на (религиозной) вере as it и полученная, соответственно, внеопытным откровением . Опять-таки, в XIX-XX веках появились Абсолютные Истины, замаскированные под квазинаучные теории (коммунистическая, нацистская, мондиалистски-либеральная). Однако они отстаиваются и существуют с такими очевидными логическими провалами и погрешностями против фактов и элементарного здравого смысла, что сразу становится ясно: их «теоремная» внешность - лишь маска, под которой кроется иррациональная религиозная вера во внедоказательную Абсолютную Истину.

3) Миссия. Считается, что у Абсолютного Начала на человека есть свои планы, что Им человеку предназначено определенное служение (плохо совместимое с «природными» человеческими желаниями), и что высшая цель человеческого существования - возвыситься над этими желаниями и осуществлять указанное служение, в общем, «в безмерной разности теряться и благодарны слезы лить». Наградой будет сопричастность и приобщение к Абсолюту. Этика в рамках данной идеи - это не система компромиссов, выработанная людьми в порядке осуществления их «похотей»-желаний ради оптимизации, гармонизации и согласования оного осуществления, а иноприродная и достаточно враждебная указанным желаниям штука, диктуемая людям извне Абсолютным Началом и оказывающаяся залогом их связи с Ним.
В "секулярном" варианте - самоочевидным предназначением человека считается проживание жизни в некоем "привязывании" к данному "Закону природы/истории", подчинении ему. Почему Германии надо воевать со всем миром в 1939 и далее? Борьба За Существование как императив потому что!

4) «Группа Миссии» - сообщество людей, проникшихся идеями 1-3. У иудеев - Израиль, «избранный народ», у нацистов - национал-социализированные германцы, «высшая раса», у коммунистов, христиан, идкеократических либералов и мусульман - все «люди доброй воли», принимающие их идеологию, во всем мире.

5) «Внешний мир» - люди, не проникшиеся идеями 1-3, и их ресурсы. Они рассматриваются как «среда обитания» Группы Миссии. Политика по отношению к ним может предусматриваться самая разнообразная - от кооптации и приобщения к Миссии до вытеснения или истребления.

5а) «Жизненное пространство», Lebensraum - та часть Внешнего мира, которую Группе Миссии согласно планам Абсолютного Начала предназначено занять и освоить как свой основной плацдарм в мире на долгое время (фактически - до Конца нынешнего Света). Политика по отношению к аборигенам Лебенсраума вариативна, см.выше. С миром вне Лебенсраума отношения поддерживаются внешне более спокойные, «дипломатические».
У иудеев Lebensraum - Ханаан, у нацистов - Восточная и Центральная Европа, у коммунистов - сначала весь мир, потом СССР - «родина мирового социализма» + территория ОВД, у прочих - совпадает с внешним миром в целом.

6) Антиначало - сгусток Мирового Зла, деструктивное хаотическое начало, враждебное Абсолюту (1) и пытающее отторгнуть людей от Миссии (3), поощряя их намерение следовать своим желаниям и жить по своему разумению - «не по Божьему соизволению, а по похоти человеческой». В большинстве случаев это начало - внечеловеческое, внедряющееся в людей извне (Дьявол у христиан и мусульман), реже - воплощено в определенном народе - т.е. Антинароде, подлежащем тотальному истреблению (евреи у нацистов, амалекиты в иудаизме). Бывает, что Антиначалом считается лишь часть человеческой психологии или те или иные социальные практики, с разной силой проявляющаяся у разных людей и социальных слоев (частнособственнические / индивидуалистические наклонности в мифологии коммунистов, стадно-«тоталитаристские» пещерные инстинкты в мифологии идеократических либералов), или Паршивые Овцы - отдельные люди с поведением, по иррациональным причинам объявленным ужас-ужасом. Вроде той же Фихтер.

Вот, собственно, и весь набор, обеспечивающий чувство гармонической причастности к Абсолютному Благу и Истине и героической причастности к Мировой Битве Добра и Зла".
Tags: татиба
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments