Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

"Скажите этой лисице"

О базовых ценностях, важная для меня цитата:

"Если ты поклоняешься или служишь царю, или князю, или начальствующему, то следует поклоняться и служить потому, что это угодно Богу — оказывать властям покорность и послушание: ведь они пекутся и думают о нас. Ибо написано: “Начальника в народе твоем не поноси” (Исх. 22, 28.).

И апостол говорит: “Бога бойтесь, царя чтите” (1 Пет. 2, 17.), — и: “Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом” (Еф. 6, 5.), — как людям, которым Бог оказал предпочтение и наделил их властью и которые могут благодетельствовать и мучить тело, но не душу. Поэтому следует поклоняться и служить им телом, а не душой, и воздавать им честь как царю, а не как Богу, ибо Господь говорит: “Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу” (Мф. 22, 21.).

Если ты так поклоняешься и служишь, это не будет для тебя в погибель души, но ты таким образом еще более научишься бояться Бога: ведь Царь “есть Божий слуга” (Рим. 13, 4.), для милости и наказания людям.

Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего — неверие и хула, — такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. Такого царя, за его лукавство, Господь наш Иисус Христос называет не царем, а лисицей: “Пойдите, — говорит Он, — скажите этой лисице” (Лк. 13, 32.). И пророк говорит: “Царь надменный погибнет, потому что пути его темны” (Ср.: Иез. 28, 17 — 19; Дан. 5, 20). И три отрока не только не покорились повелению царя Навуходоносора, но и назвали его врагом беззаконным, ненавистным отступником и царем злейшим на всей земле (Дан. 3, 32.)".

И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению. Вот как подобает служить царям и князьям. И довольно об этом".

Преподобный Иосиф Волоцкий, "Просветитель".


В контексте нашего разговора, здесь идёт речь о разнице между базовыми ценностями, в данном случае, "служить Богу, быть хорошим христианином", и производными ценностями, которые вытекают из главных, т.е. "служить Царю, быть покорным начальству". Если возникает конфликт между базовой ценностью и производной ценностью, базовая ценность всегда выходит на первый план.

Хороший христианин - это хороший гражданин. Он законопослушен, он платит налоги, он подчиняется властям и всегда отдаёт "Богу Богово, а кесарю кесарево". Он служит царю, потому что царь служит Богу. Но если возникает конфликт между царём и Богом, царь идёт лесом. "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне". И если твоя мамона - это власти земные, то ты серьёзно неправ.

Да, нужно уважать начальство и покоряться ему, и не возводить на него хулу. Но это если начальник хороший. Если начальник плохой (лукавый, жадный, лживый, злой, высокомерный и т.д.), то он не начальник, он шакал. Ты обязан его любить, как человека, прощать ему его грехи и молится за него, потому что так завещал Христос. Но вот как начальнику ты ничего ему не должен.

Поклоняться и служить - это не в погибель души. Но выполнение преступных приказов, даже под угрозой мучений и смерти, приводит к гибели души. Так это и работает.

И умные люди это понимали даже в конце 15-го века, который, по всем признакам, был довольно-таки дремучим временем.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment