"Трилогия Карлы" из цикла про английского разведчика Смайли известного писателя Джона Ле Карре ("Шпион, выйди вон", "Достопочтенный школяр", "Люди Смайли"), посвящённая противостоянию Смайли и Карлы, его неуловимого советского противника, может рассматриваться в рамках конспирологической концепции Галковского о криптоколониальном статусе СССР.
Карла - это "смотрящий", приставленный к советской разведке из метрополии. Это человек без имени (женское имя "Карла" - кодовое имя первой созданной им разведсети) и с чудовищной карнавальной биографией. Загибайте пальцы. Отец Карлы - царский жандарм, Карла - сын полка на красном бронепоезде в ходе борьбы дальневосточных красных партизан с японской интервенцией во время Гражданской войны. В тридцатые годы Карла работает в Испании, судя по всему, под началом Орлова. Параллельно он то ли учится, то ли работает в Англии, в одном из престижных английских университетов, где вербует студентов-коммунистов, нацеливая их на карьеру в британских спецслужбах. В годы Великой отечественной Карла работает с партизанским подпольем, и, одновременно, ведёт сложнейшую радиоигру, осуществляя операцию по стратегической дезинформации немецкой разведки. После войны он разворачивает шпионскую сеть в США, где его ловят американцы. (Карлу подвела техника - американцы перехватили и расшифровали радиопередачу, с тех пор Карла принципиально не доверял технике и радиосвязи.) Американцы выдают Карлу англичанам, и молодой Смайли предлагает Карле остаться в Англии, но Карла выбирает возвращение в сталинский СССР. Там его арестовывают, как вражеского шпиона, и отправляют в лагеря. После смерти Сталина Карлу реабилитируют, и он возглавляет советскую внешнюю разведку.
...В восьмидесятые годы старый Карла сначала вывозит свою дочь в Швейцарию, а затем и сам перебирается на Запад, перейдя границу между Восточным и Западным Берлином. С той стороны его встречает седой Смайли ("Люди Смайли"). Кстати, в многосерийной постановке Би-би-си Карлу играет Патрик Стюарт (капитан "Лысый" Пикард), а Смайли - Алек Гиннесс (Оби-ван Кеноби).
["Мёртвый сезон" по-английски, концовка телефильма.]
Короче, Ле Карре явно входил в число посвящённых (тм).
Так вот, "Шпион, выйди вон" (Tinker, Tailor, Soldier, Spy), в этом контексте - это история про то, как английский агент Карла, который курирует советскую разведку в интересах Лондона, пытается использовать ресурсы советской внешней разведки, чтобы играть в политические игры в метрополии. И пытается расчистить путь к руководству британской разведки для своего человека, которого он завербовал ещё в тридцатые годы, когда изображал советского шпиона в Англии. Но тут, конечно, товарищ Карла был неправ (Тень, знай своё место) и его поправили.
telserg мне на это сказал, что когда люди метрополии в колонии пытаются повлиять на политику метрополии за счёт подконтрольных им ресурсов колонии, это как раз хорошо. Это значит, что их интересы всё ещё связаны с Центром. Плохо, когда их личные интересы начинают совпадать с интересами колонии, а борьба за власть в метрополии становится им неинтересна. (См. историю американской борьбы за независимость.)