Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Человечки Лефевра и проблематика этического поступка

Идём дальше.

Человечки постановили, что любой человек - это не Добро и не Зло. Человек (человечек) это n, которое способно быть и 0, и 1, в зависимости от обстоятельств. В данном случае, 1 и 0 представляют собой мерило поступков человечка. На человечка воздействует внешняя среда, которая в каждый момент времени толкает его либо к Добру, либо к Злу, с определённой вероятностью. Эта вероятность может измеряться в процентах (в дробях), которые обозначают "этическую температуру" среды. Для простоты человечки постановили, что температура среды в их формулах будет равна 1/2, то есть в половине всех случаев среда будет толкать этического субъекта к доброму поступку, а в остальных - к злому. [Сам Лефевр по иррациональным причинам считал, что Добра в мире больше, чем Зла, и соотносятся они по золотому сечению, как 62/38, то есть температура реального мира ближе к 0,6. На зло в нормальных условиях работает меньшее число факторов, и потому за Сатаной пошла всего лишь треть ангелов.]

Этичный поступок - это правильный поступок, совершённый вопреки давлению среды. Потому что, очевидным образом, если человек творит добро под давлением среды (и творил бы зло в иных обстоятельствах), то ничего этичного в этом нет. Такой человек представляет собой этический аналог флюгера, куда ветер дует, туда и он поворачивается. Человечек может обладать рефлексией (логической степенью, ^), более того, она является необходимым условием этичного поведения.

Третья аксиома:
n = 1/2
n^n = 1
n^¬n = 1/2


"Этическая температура" субъекта, лишённого рефлексии, равна температуре окружающей среды. Он творит добро, когда среда толкает его к добру, и творит зло, когда среда толкает его ко злу.

Субъект, способный адекватно отрефлексировать самого себя, творит добро. Потому что, если n^n, то при n=1, n^n = 1^1 =1, а при n = 0, n^n = 0^0 = 1, так? Чтобы творить добро, субъект должен иметь возможность отрефлексировать, что с ним будет, если он поддастся негативному давлению среды и обратится во зло (n=0), что и позволяет ему вовремя остановить себя и поступить иначе (n^0=1).

Человек, не имеющий адекватной картины мира и лишённый представлений о добре и зле, не может быть этичным субъектом. Если мы поставим n в степень не-n (NOT n), мы получим следующее: при n=1 результат будет n^¬n = 1^¬1 = 1^0 = 1; при n=0, n^¬n = 0^¬0 = 0^1 = 0. Таким образом, если температура среды будет равна 1/2 (n оказывается 0 или 1 с вероятностью 50%), то и температура субъекта будет равна 1/2. Если внешняя среда склоняет его к добру, он творит добро, если к злу - зло. Таким образом, человек с неадекватной картиной мира ведёт себя аналогично субъекту, лишённому способности к рефлексии.

Здесь есть одна хитрость.

n^n^n = 1/2
n^n^¬n = 1


Если наш человечек (n) воспринимает себя, как человека с правильной, адекватной реальности картиной мира (n^n), он теряет адекватность. Вот он, человечек, считающий себя правым: n^(n^n). Если он прав, он прав (n=1), потому что правда и добро существуют объективно и не зависят от "степеней" рефлексии. Но если он неправ (n=0), то он не способен осознать свою неправоту, потому что n^n^n = 0^(0^0) = 0^1 = 0.

Отсюда получаем, что адекватный человек, способный сознательно творить добро, должен одновременно обладать адекватной реальности картиной мира (n^n) и постоянно ставить её под сомнение, то есть воспринимать себя, как человека с неадекватной картиной мира (n^¬n). Тогда n^(n^¬n) будет равно 1 при любых значениях n. Человек сохраняет интенцию к добру и способность противостоять давлению среды за счёт внутренней критики и осознания того, что он может ошибаться.

Соответственно, цель этической рефлексии состоит в том, чтобы обеспечить себе "0" на первом уровне рефлексии, чтобы иметь возможность при необходимости отрефлексировать собственную неправоту и вовремя исправиться.

И вывод. Все реальные люди, разумные существа, этические субъекты существуют в диапазоне от 1/2 ("зомби", ходячий мертвец, человек с "этической температурой", равной температуре окружающей среды, полностью зависимый от внешних импульсов) до 1 (Абсолютный Герой, олицетворение Добра, человек с верной картиной мира и развитой самокритикой, способный поступать правильно вне зависимости от внешних обстоятельств и давления среды). Чем выше "температура тела", тем выше этический статус. Повышение или хотя бы сохранение своего статуса в собственных глазах является важной мотивацией для человечков.

Все человечки с этим согласились, потому что они чувствовали, что это похоже на правду.

Пока всё понятно?

(продолжение следует...)
Tags: Лефевр, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments