Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Хроника текущих событий

"В 1017 г., в городе Орлеане открылась грубая и неистовая ересь, которая, оставаясь долгое время потаенною и посевая гибель, успела поймать многих сетями своего ослепления. Рассказывают, что эта безумная ересь была начата в Галлии какою-то женщиною, явившеюся из Италии и преисполненною дьявола, с помощью которого она увлекала всех, кого угодно, не только глупых и бессмысленных людей, но даже и таких, которые по-видимому были ученейшими из духовенства. (...)

После того, они изложили сущность своей ереси, далеко превосходящей все древние своей нелепостью. Их разглагольствование тем труднее передать в приличной речи, что оно во всем противоречило истине. Так они отрицали троичность и единичность божества. Далее они утверждали, что земля и небо, как мы их видим, существовали всегда без того, чтобы быть кем-нибудь сотворенными. Так лаяли эти бессмысленнейшие из всех еретиков, подобно псам, и только в одном походили на последователей эпикурейской ереси: они также полагали, что не будет никакого возмездия тем, которые предаются наслаждениям страстей. Все убеждения христиан о благонравии и правде, о вечном вознаграждении за труд земной, они не признавали. Между тем, когда они бесстыдно утверждали такие и многие другие безумства, в числе верных поборников правды не нашлось таких, которые, заботясь об истине и спасении, могли бы хорошо отвечать на их слепое заблуждение.

Потому я решился сам, не смотря на свое скудоумие, ответить хотя в нескольких словах на их лжеучение. Прежде всего мне должно обратить внимание на те слова апостола, которые он произнес в своем предвидении будущего: «Ереси нужны, говорил он, чтобы испытать тех, которые пребывают в вере». Вот, из чего главным образом видно их безумие и отсутствие в них всяких познаний и ума, когда они утверждают, что Бог не есть творец всего существующего. Всякий понимает, что каждая вещь, какой бы она ни была тяжести или величины, но если существует что-нибудь другое еще большее, то она должна происходить от того, что превосходит величиною все остальное. И это справедливо одинаково и для вещей телесных, и для предметов безтелесных, потому что и телесное и безтелесное, подвергаясь переменам по закону случайности, движения, развития, одинаково отличается от неизменяющегося виновника всякого существования, а потому должно происходить от него и иметь конец, как только что придет в спокойное состояние. А так как один творец по своей сущности неизменяем, по своей сущности благ и вместе справедлив, и он один мог в своем всемогуществе устроить разнообразность природы и распределить все в порядке, то кроме его существующее нигде не может найти своего первоначального спокойствия, и возвращается туда, где возъимело свое начало. Известно также и то, что во вселенной у творца ничто не погибло, кроме того, что дерзновенно преступило начертанные им пределы природы. А потому всякая вещь тем лучше и истиннее, чем тверже и прочнее она состоит в порядке предназначенном для собственной ее природы. Потому же самому все то, что неизменно повинуется предписанием творца, будет постоянно ему служить. Если же что-нибудь, уклоняясь от его воли, приходит к падению, то оно тем служит уроком для всего остального. Между всеми тварями, род человеческий занимает средину, а именно, человек выше всех прочих животных, и ниже небесных духов. Занимая средину между высшими и низшими существами, человек делается подобным тем или другим, смотря потому, к кому он более склоняется. Вследствие того же, человек становится тем выше и лучше животных, чем более подражает качествам небесных духов. (...)

Огню было предано 13 человек; когда их начало палить, они стали кричать с костра, что их обманул дьявол, что они ложно не признавали творца вселенной, и теперь за свое нечестие подвержены временным и вечным мукам. Многие из близко стоявших, услыхав их слова и побуждаемые человеколюбием, вознамерились спасти их, хотя полуживых, но было поздно: пламень мести обратил их в пепел. После того, где бы ни отыскивались последователи этого учения, они везде подвергались той же казни. А вследствие того католическая вера, искоренив безумие безумных, во всех странах приобрела новый блеск".
Subscribe

  • К предыдущему

    Так, довесок, выяснилось, что упоминание мира Зелёного Солнца в "Часе Быка" — это привет, переданный предыдущей книге, "Туманности Андромеды", а…

  • "Ефремов заблуждался", ч.3

    ( ...) 5. Почему меня это так дёргало? Помните "Последний кольценосец" Еськова? Я не могу претендовать на знание текста, потому что я его бросил в…

  • "Ефремов заблуждался", ч.2

    ( ...) 4. Теперь, собственно, главная тема, вращение Торманса. " Полушарие, обращенное вперед по бегу Торманса на орбите, назвали Северным, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment