Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Взлёт и падение Галактической империи, ч.1

Посвящается Оле, самой чудесной и лучшей Оле на свете, любимой, талантливой, которая меня всегда вдохновляла и вдохновляет.


Есть один текст, который я очень давно собирался написать; и я каждый раз отступал, осознавая масштабность этой затеи. Я вряд ли смогу выразить всё то, что хочу сказать, на том уровне, которогоя хотел бы достичь; а если нет, то зачем?

Я мечтал воздать дань той жемчужине, которую arishai когда-то сотворила под формат Живого Журнала - а именно, её тексту о "Звёздных войнах".

Это сложно. arishai вдохновлялась концепцией мениппеи Баркова, но для меня это не совсем мениппея. Она озаглавила свой текст "Фильм, который мне довелось увидеть вместо «Звёздных войн»", и я бы подчеркнул это вместо.

Для меня речь идёт о следующем. Со стороны Лукаса мы видим не более чем попытку интерпретации той смутной картины, которая когда-то промелькнула перед его внутренним взором. Один из вариантов расшифровки этого видения, например, звучал так: "Действие начинается в системе Утапау. На одной из ее пяти лун прячется один из последних выживших джедаев по имени Кейн Старкиллер. Некогда один из величайших воинов, после многочисленных битв и потери конечностей он фактически превратился в киборга — от старого тела у него осталась только голова и правая рука... На Аквиле тем временем царит разброд и шатание. Командующий обороной планеты генерал Люк Скайуокер (которому далеко за шестьдесят) хочет нанести превентивный удар по Империи. Король Кайос в принципе поддерживает своего военачальника, но коррумпированный сенат планеты активно противодействует этим планам, не желая войны". А может быть, эта история "рассказывала нам о Чуи Торпе, отцом которого был Хан Дардел Торп, главный пилот прославленного крейсера «Тарнак». В возрасте шестнадцати лет, Чуи поступил в межпланетную академию, где начал обучение на джедая-храмовника и стал учеником Мэйса Уинду — военного советника Председателя Альянса независимых систем. Но завистники и недоброжелатели испугались того, что Уинду станет могущественнее, чем лидер Галактической империи, и организовали против него заговор. Уинду пришлось уйти со своего поста, и Чуи решил последовать за своим учителем"? Или всё было не так? "Некогда процветающая Республика пала, раздираемая коррупцией и интригами промышленников. После трагического восстания джедаев-бенду, которые пытались спасти Республику, была образована Империя. Темные рыцари-ситхи, первым из которых стал павший джедай Дарклайтер, начали охоту на своих уцелевших бывших собратьев. Через некоторое время семьдесят систем под предводительством легендарного Старкиллера восстали и нанесли первое поражение Империи".

Эти первоначальные версии сценария так и остались на бумаге, но разве это делает их менее стоящими, менее "настоящими" в глазах мультивселенной? Не говоря уже о том, что когда Лукас снимал первую часть "Звёздных войн", он сам ещё толком не знал, о чём будет продолжение, и не подозревал, что Дарт Вейдер - это отец Люка, а заодно ещё и принцессы Леи.

Лукас угадал с оригинальной трилогией, тут спору нет. И не угадал с трилогией-приквелом. А про расширенную вселенную лучше вообще ничего не говорить, тем более, что она отправилась в мусорную корзину в тот самый день, когда корпорация "Дисней" выкупила у Лукаса права на его детище. Как я уже когда-то писал, Лукаса посетило вдохновение размером с "Сильмариллион", но на его реализацию в полном объёме таланта у него уже не хватило.

Итак, есть некий изначальный сюжет, но до нас дошли лишь его смутные отблески. Мне кажется, этот сюжет увидела и arishai во время того самого просмотра "Мести ситхов", как другой, неснятый Лукасом фильм, который она затем постаралась пересказать через призму существующих "Звёздных войн". А это значит, что я сам могу увидеть этот сюжет при помощи её текста. О чём я и хотел бы написать.

И это задаёт противоречие между сюжетом Лукаса, текстом arishai и моей интерпретацией этого текста. Лукас думает об одном, но, в итоге, снимает то, что получилось. arishai смотрит то, что получилось, и пишет текст о том, что пришло ей в голову во время просмотра. Я читаю её текст и вижу в голове картинки: вероятно, я думаю о чём-то совершенно третьем, но каким-то образом и этот сюжет связан со всеми предыдущими. Как это передать?

Представим себе, что речь идёт о книге, или о комиксе. Эту вещь создали другие люди, которые, тем не менее, вдохновлялись тем, что создал Лукас, и тем, чем вдохновлялся сам Лукас.

Представим себе, что это скорее фэнтези, чем космоопера, и действие происходит на одном единственном континенте ("Галактика"), значительную часть которого занимает могущественная древняя империя. Учитывая, что миры космооперы обычно невелики по размерам, они легко сюда поместятся. Развитые планеты будут городами, все остальные - климатическими зонами. Империя велика - в ней найдётся место и северной тундре Хота, и южным пустыням Татуина, и густым лесам Эндора-Кашиика, населённым волосатыми карликами-эвоками и волосатыми гигантами-вуки. В принципе, в Империи живут люди - даже вуки и эвоки могут считаться не более чем разновидностью людей (то есть, homo), а аналог Йоды будет всего-навсего миниатюрным старичком.

Представим себе, что общая атмосфера и фехтовальная традиция в в этом мире отсылают к европейским фильмам "плаща и шпаги", просто чтобы отделить наш мир от псевдояпонской стилистики изначальной трилогии и псевдокитайской стилистики приквелов. И потому что шпаги - это круто! Вся мистика остаётся на месте, и настоящий мастер шпаги по-прежнему может отбить клинком летящую в него мушкетную пулю. Фехтовальное искусство - это магия, как это и было изначально, и как это показано в сказке братьей Гримм "Три брата":

"Тогда говорит третий:
— Дозвольте и мне, батюшка, доказать свое мастерство.
А тут как раз начал идти дождь. Вытащил он свою шпагу и стал ею размахивать над головой так, что ни одна капля не могла на него упасть; а когда дождь пошел еще сильнее и перешел, наконец, в ливень и целые потоки уже лили с неба, стал он размахивать своей шпагой все быстрей и быстрей, и остался совершенно сухим, точно сидел он под крышей. Увидал это отец, диву дался и говорит:
— Ты показал самое большое мастерство, дом отдаю я тебе".


(Потому что никто не спорит с мастером-фехтовальщиком.)

Империя существует давно, так давно, что многим кажется, что она существовала всегда. Империей правит Император, а помогают ему в этом Сенат и Орден.

"Давным-давно в одной далёкой галактике жило-было чудовищно далёкое по всем параметрам от нас государство – парламентская монархия, только скорее монархия, нежели парламентская. Впрочем, конкретно от нас в этом отношении не совсем далёкое, был и в нашей истории такой эпизод – в 1905-1917 г.г.

Возвращаемся к далёкой-далёкой галактике: там есть сенат – совещательный орган с законодательными функциями; есть Император, он же канцлер, глава сената; у Императора есть и законодательные полномочия и вся полнота исполнительной власти. Про судебную власть мало что известно, но, по аналогии с 1905-1917 г.г. можно предположить, что у Императора есть и право отменять приговоры, «миловать» или «не миловать».

Эта система может показаться кособокой и сложной, но не всегда простая система - самая эффективная. Если кому-то интересно, могу показать на примере налоговой системы.

Так или иначе, госсистема в далёкой галактике – продукт исторического развития государства, компромисс между необходимостью жёсткой централизованной власти (иначе сотни планет вместе не удержишь) и невозможностью для одного человека или небольшой группы людей достаточно эффективно и оперативно решать все текущие вопросы.

Вернёмся к третьей ветви власти; возможно, о судебной нам известно так мало, потому что её функции неким образом распылены между остальными тремя, а третью властью является религиозная. Здесь церковь – это именно ветвь власти, а не только социальный институт. Заметим, на Земле церковь, даже во времена расцвета, никогда не переставала быть только социальным институтом, несмотря на ту огромную роль, которую сыграла в человеческой истории. А здесь – пожалуйста, третья власть. А для пущей запутанности высшие церковные чины по совместительству являются и военными и возглавляют армию. Логично, что Император – он же верховный главнокомандующий, тоже является религиозным деятелем, но в виду особого своего положения и в церкви занимает не менее особое положение – «серединки наполовинку», «светский церковник», так как ему, например, не приходится соблюдать (или приходится не соблюдать?) некоторые обеты ордена. Он представляет собой «тёмную» часть церкви, более мирскую, нежели «светлая». Никакой негативной окраски, по крайней мере, в тот момент, когда мы впервые видим это государство, этот термин не несёт".


Для меня в этой истории два равнозначных аспекта - политический и мелодраматический, два сюжета - о жизни систем и о жизни людей. Политический аспект задаётся отрывком, который процитирован выше. По аналогии с земной историей можно предположить, что Сенат вырос из системы городского самоуправления будущей имперской столицы. Посто здесь в этот Сенат, по мере роста империи, включались представители городских советов других городов и региональная знать. Что даже логично, потому что аристократы, вынужденные жить в столице и заседать в Сенате, имели меньше поводов и возможностей для сепаратизма. (Сравните это с японской практикой обязательных визитов в столицу: "Для контроля и поддержания финансового истощения самурайских феодалов сёгунат создал систему поочередных командировок, когда даймё должны были через каждый год прибывать в ставку в Эдо и жить там в течение года".)

По той же аналогии, Император изначально был военным диктатором или канцлером, то есть главой правительства с особыми полномочиями, который назначался Сенатом в условиях кризиса и на время кризиса. Со временем эта должность стала постоянной и даже наследуемой.

Дополнительным элементом системы государственной власти был религиозный Орден во главе с Первосвященником, в обязанности которого входила "коронация" (помазание на царство) очередного Императора. Сам Орден, как я его себе представляю, был организован по масонскому принципу. Это была строго-иерархическая религиозная структура, где каждый следующий уровень посвящения требовал прохождения особого (тайного) ритуала и получения специального (тайного) слова от вышестоящего. В этом заключалась сила Ордена и его слабость: не было никакой формальной зафиксированной доктрины, существующей помимо Ордена и вне его, и только самая верхушка Ордена и Первосвященник знали все пароли, без которых невозможно было посвящение.

Члены Ордена традиционно были воинами-монахами, которые изучали медитацию, целительные практики, гипноз, фехтование и военную стратегию. Отсюда их функция, как генералов армии. Надо учитывать, что имперская армия выросла из ополчения свободных граждан, которые выступали на защиту сначала Города, а затем и Союза Городов. Когда собиралась очередная армия ополченцев, её возглавляли монахи, как единственные на тот момент профессиональные военные. Помимо этого, Сенат часто использовал монахов Ордена в качестве дипломатов, а при необходимости и разведчиков-диверсантов. Одновременно Сенат, как я уже сказал, в случае войны назначал канцлера-диктатора, который был верховным главнокомандующим и отвечал за внешнюю политику. В этом качестве он утверждался Первосвященником, и, следовательно, становился частью Ордена, его единственной "мирской" частью. Здесь есть очевидная параллель с русской православной церковью, где есть чёрное духовенство, принявшее обет безбрачия, и белое духовенство, которое имеет право заводить семью и живёт среди мирян. Только тут цветовая символика была обратной - "светлые" рыцари-монахи приносили обет послушания, бедности и безбрачия, а "тёмный" Император, как пожизненный диктатор, не был связан никакими обетами и не участвовал в жизни Ордена.

В этот момент я осознал, что arishai придумала совершенно гениальную вещь. Как мы знаем, тёмных, то есть ситхов, всегда двое - это мастер и ученик... это Император и наследник! Когда должность Императора стала пожизненной, а Император официально стал членом Ордена, он, в качестве "тёмного" духовенства, получил право назначать себе наследника, выбирая его из членов своего семейства или из представителей имперской знати. (Разница была невелика, все имперские благородные семейства давно породнились между собой.) Если Император умирал, Первосвященник обязан был "помазать" его наследника, который, становясь Императором, тут же называл имя своего собственного наследника. И только в случае одновременной смерти их обоих древнее право назначать Императора возвращалось к Сенату. Император и его наследник обязаны были носить характерную чёрную одежду в знак своего особого статуса, и чёрный цвет этих одежд превратился в символ династии Дартов.

Власть Императоров росла, а влияние Сената слабело. В значительной степени роль Сената в позднюю эпоху ограничивалась исполнением церемониальных функций и ритуальным одобрением решений верховной власти. Помимо этого, ещё одной объективной причиной кризиса империи стала окончательная профессионализация армии. Союз Городов рос, он превратился в империю, а империя в конце-концов победила всех своих конкурентов, лишив их возможности проводить независимую внешнюю политику или попросту присоединив их к себе. Теперь часть армии постоянно находилась на периферии, охраняя границы и участвуя в карательных походах против варваров, а часть поддерживала порядок внутри империи, выступая инструментом центральной власти в неизбежных для такого сложного общества внутренних конфликтах. В любом случае, солдатский труд стал работой, а не обязанностью всех граждан, солдаты присягали Императору и подчинялись своим командирам. В империи сформировался профессиональный офицерский корпус, со своей собственной идентичностью и своими интересами.

Теперь посмотрим на ситуацию с точки зрения профессионального военного, мирянина. Он подчиняется Императору, как главнокомандующему, он присягу давал. При этом, он обязан терпеть орденских монахов, которые приставлены к нему в качестве надсмотрщиков, "советоваться" с ними и выполнять их указания. У конкретного монаха может даже не быть никакого боевого опыта - все монахи в первую очередь руководствуются эзотерической мудростью своего учения, которое они считают основой всякой стратегии. При этом, подчиняются монахи не Императору, а Первосвященнику, и действуют на основе древних договорённостей между Первосвященником и Сенатом (хотя Сенат возглавляет Император в своей ипостаси канцлера). Это была бомба, которая должна была рано или поздно взорваться.

(продолжение следует...)
Tags: Лефевр, конспирология, космоопера, мениппея
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Обрывочное рассуждение

    Отрывок из ненаписанной/недописанной реакции на [позорную, сталинисткую] пьесу Евгения Шварца "Приключения Гогенштауфена". (Важная вещь в рамках…

  • Сценарий по "Понедельнику"

    Борис Стругацкий, "Комментарии к пройденному": " Первый вариант сценария по «Понедельнику» был написан очень давно, и писался он для студии…

  • Мои дни и "Чародеи"

    Хочу поговорить о "Чародеях", но не знаю, как подобрать слова. Я имею в виду, это небольшой, но отдельный жанр. Вон сколько…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments