2010:
Для меня основные произведения Стругацких до сих пор актуальны, хотя бы потому, что я сам постоянно ссылаюсь на них, как на источник метафор, что в разговорах сmakarovslava, что в дискуссиях с
ogasawara. А это, как мне кажется, и есть самое главное - Стругацкие дали нам язык, готовый набор символов, которые можно использовать для иллюстрации собственных мыслей. Поэтому я как раз одобряю критику той же повести "Трудно быть богом", и именно с современных позиций. Критикуют то, что актуально. Актуально то, что можно связать с текущим контекстом. Ну действительно, какой смысл писать сейчас что-нибудь в таком духе: "Ефремов был неправ - у разумного существа могут быть рога!"?
2010:
Я уже как-то где-то говорил, что Стругацкие создали, дали нам набор базовых сюжетов, которые мы можем крутить в ту или иную сторону.
2011:
Всё-таки, ценность "Трудно быть богом" заключается в том, что это произведение - как коробка с универсальными символами. Из них можно собрать что угодно, как из кубиков с буквами. Знакомые символы помогают выразить мысль.
2015:
Я хотел ещё раз упомянуть творчество Стругацких и сказать, как оно влияет на наше восприятие. Для меня их основные произведения - это как призма, сквозь которую можно рассматривать разные сюжеты, находя в них новые смыслы и преобразуя их в новые истории. Как я уже как-то говорил, эти книги задают особый символьный ряд, который можно можно использовать, как цветные стёклышки в калейдоскопе, раскладывая из них узор за узором.
Конечно же, я не написал и половины того, что хотел сказать по этому поводу. (Зато я обнаружил , что многое из того, что я собирался сказать, я уже говорил, так или иначе, несколько лет назад, в этом же самом ЖЖ.)
Но постоянство - признак класса :).
...Нет, я просто не могу удержаться. Ефремов с таким же успехом мог бы написать "борода разумному существу не нужна, и её у него не будет". Это было бы столь же глубокомысленное высказывание.