***
И это я написал вчера. Или позавчера.
***
Но всё равно есть пара вещей, которая мне покоя не даёт. Как заноза.
Например, коммент
"Кстати, пришло в голову - как можно описать татибы в отрыве от конкретной политической ситуации. Каждая из них по своему отвечает на вопрос, что является источником власти, вроде вот этого:
http://gest.livejournal.com/1123443.html
Белые: Традиция (какая бы она ни была)
Синие: Народ (ну, в идеале)
Красные: Идея (что не соответствует Учению, должно исчезнуть)
Желтые: Великий Хан! (ну или Сила)
Черные: Деньги (или другая, принятая в обществе система отображения личных заслуг)"
Собственно, я об этом уже пытался писать:
"Ассиметричность" татиб, как и их способность к заключению союзов, вытекает из того, что у каждой из них есть своё представление о том, какая сфера в социуме является самой важной.
Например, синяя татиба делает упор на политику. Ей нужна демократическая политика и сменяемость властей. При наличии демократической политики с постоянными выборами, парламентской борьбой, агитацией, коалициями, публичными дискуссиями, любые другие проблемы является не более чем "временными трудностями" или "особенностями переходного периода на пути к демократии". А вот если демократии (или хотя бы движения в эту сторону) не обнаруживается, тогда вердикт однозначен: "гори в аду, страна-дьявол, отвергшая свет истины!"
Чёрная татиба делает упор на экономику. Опять же - должен быть свободный рынок, должен быть частный капитал, вмешательство государства должно быть минимальным, всё остальное некритично.
Белая татиба помешана на культуре, понимаемой в крайне консервативно-традиционном ключе. Окружающая реальность должна быть соразмерна, прилизанна, благообразна и благопристойна, а главное - соответствовать заветам предков.
Жёлтая татиба фанатеет от силовых структур, причём в большей степени от спецслужб, а не от армии. Спецслужбы стоят выше армии, потому что в армии слишком много "белого". (Лучше быть клериком Тетраграмматона, чем гусарским офицером.) Эстетика для "жёлтых" не так важна, как для "белых" - они способны спокойно переходить от имперской пышности, в случае союза с белой татибой, к аскетической строгости, в случае альянса с красной, и наоборот. (...)
Красная татиба, вроде как, концентрируется на производстве: промышленности и науке, производстве вещей и производстве знаний. И производстве средств производства вещей и знаний, естественно. Но со стороны они кажутся дикими фанатиками и схоластами, готовыми удавиться "за единый аз". Что для них всё-таки важнее - идеология или власть рабочих? Видимо, суть в том, что они эти вещи не разделяют - в центре их вселенной находится теория, но теория практическая, единственно истинная и научная. "Учение всесильно, потому что верно". Эта теория и позволяет научно перестраивать реальность с опорой на научно-преобразованную промышленность и науку. В общем, главное - это наука.
Вкупе с замечанием
Так вот, возвращаясь к комменту
Там есть два пункта, которые я хотел бы уточнить. Один практичный, а другой философский.
Практичный состоит в том, что для чёрной татибы утверждение вида "источником власти являются деньги" => "власть должна быть у того, у кого больше денег", фактически неверно.
Во-первых, потому что если у какого-нибудь человека вдруг окажутся все деньги на свете (всё золото мира), то у него не будет ничего, ни денег, ни власти. Потому что мировой экономике всё равно потребуется какой-то эквивалент стоимости для заключения сделок, и это значит, что в связи с утратой старых денег, переместившихся в тумбочку к одному единственному субъекту, Рынок создаст новые деньги. И люди будут менять на них товары и использовать их для взаиморасчётов. А старые деньги при этом не будут стоить ничего. А вот если человек производит нужные товары и полезные услуги, и при этом обладает запасом собственных денежных знаков, удобных для взаимных расчётов и трудных для подделки, то хотя бы он эти деньги штамповал из бумаги, а не из золота, люди всё равно будут их брать и использовать для сделок в между собой, пока этот человек будет сам их принимать, и пока его услуги будут чего-то стоить.
Во-вторых, чёрная татиба вообще не считает власть чем-то сакральным. Это тоже нужно понимать. Власть не у тех, кто смог её купить, а у тех, кто смог свою власть кому-то продать. Если власть нужна, значит, есть кто-то, кто готов за неё платить. Люди сами наймут того, кто готов поддерживать порядок, того, кто станет осуществлять арбитраж и того, кто способен написать или отредактировать свод правил и служебных инструкций для данной территории. А люди и организации, оказывающие такие услуги, конкурируют на свободном Рынке по соотношению цена-качество-бренд. Представьте себе коммерческую ролевую игру для серьёзных господ. Люди скинулись и заплатили организаторам взносы, организаторы наняли Главмастера и выдали ему бюджет на проведение игры. Кто главный на полигоне? Главмастер. Потому что у него больше всего денег? Нет, потому что люди были готовы купить у него эту услугу. Богач слушается личного врача не потому, что врач - богач, а потому что богач платит личному врачу приличные деньги как раз для того, чтобы его слушаться.
Да, в следующей части я хотел бы разобрать вопрос о том, почему не совсем правильно говорить, что для синей татибы источником власти является народ: дело в том, что на народ, при необходимости, могут ссылаться четыре татибы из пяти (кроме чёрных, которые иногда любят бравировать своей "антинародностью"). Просто в каждом случае это будет разный народ.