Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

О мыслях - неудача

раз, два, три, четыре

Как ты мы с makarovslava обсуждали военных теоретиков прошлого (кажется, в тот раз речь шла о Микше), и он сказал: "Да ведь тогда люди вообще не особо визуализировали".

И вот это, кажется, то, о чём я хотел бы поговорить.

arishai любит ссылаться на книгу Маршалла Маклюэна "Галактика Гуттенберга". Книга о том, как на человечество повлияла доступность печатного текста и поголовная грамотность; книга о том, как на человечество влияют современные средства массовой коммуникации. Это оно. Наша тема.

Хотел бы поговорить, да. Только вот язык в узлы завязался.

Я пытаюсь и не могу написать этот текст. Хотя знаю, о чём он должен был быть.

Но мне начинает казаться, что и так всё очевидно. О чём говорить?

Лёгкость фиксации и воспроизведения визуальной информации.
Доступность моделирования.

Фотографии, кино, телевидение, комиксы, ролевые игры, компьютерные игры, как интерактивные программы.

Возможность взаимодействовать с текстом и картинкой, менять параметры, вносить новые данные и получать ответ в виде текстов и картинок.

Как ни странно это звучит, но революция действительно произошла. Революция в теории, революция в философии, революция в наших знаниях о мире и в том, как именно мы познаём и воспринимаем мир. Представьте, что мы могли бы объяснить Платону, что такое теория эволюции, что такое "клеточный автомат", и за счёт чего можно воспроизвести "Жизнь" на основе "Жизни". Теория относительности и квантовая механика - по вкусу (хотя пришлось бы всё равно начинать с Галилея и Ньютона).

Но я упёрся в текст. Получается, что я пишу текст против текста, текст чувствует себя преданным и предаёт меня.

-------------------------------

Я хотел сказать простую вещь. Очень простую вещь. Мой вопрос - в том смысле, в каком вопросом является "как вы операционализируете свою гипотезу?" или "как вы можете её вывести из вашей аксиомы?" - звучит так: "Можно ли посвятить этому комикс?" Дело даже не в комиксе, как таковом: комикс можно заменить на компьютерную игру, например. Но "комикс" и "компьютерная игра" в данном случае означают некую объективную реальность, стоящую за текстом. Моя любовь к многоугольным схемам - это тоже комикс, своего рода. Можно спорить о том, обладает ли термин "татиба" объективным смыслом за пределами породившего его языка, но уж принцип "камень-ножницы-бумага" сохранит свою универсальность в рамках любой человеческой культуры, потому что за ним стоит игра.

"Те люди среди нас, которые вообще говоря обожают философские трактаты, все равно нередко не могут продраться сквозь Гегеля и не понимают, какой там заложен смысл и есть ли он вообще". Вопрос о "вложенном смысле" - это вопрос о реальности, стоящей за текстом: объёмной модели, по отношению к которой текст выступает в качестве описания и чертежа. Это, в конечном счёте, вопрос о комиксе. Видел ли Гегель то, о чём он пытался рассказать? Без этого слова будут только словами, описывающими слова.

Мне остаётся признать своё поражение.

Это, в конечном счёте, уместно, потому что если я о чём-то и хотел рассказать, то о разочаровании. О том, как мы разочаровались в мышлении, когда поняли, насколько наше мышление несовершенно. И о том, как мы разочаровались в языке, когда поняли, что в язык не даёт никаких ответов, что это всего лишь средство. Дискуссии в ЖЖ, вот прекрасная иллюстрация того, что слова, сами по себе, не содержат никакого имманентно присущего им смысла. 

В чём разница между людьми, которым для чтения текста необходимо было проговаривать губами каждое слово, а то и каждую букву - и нами?

В чём разница между временем, когда в текст запаковывали словесные конструкции и воспоминания о бывшем и небывшем, или же воспоминания о предыдущих описаниях воспоминаний - и временем, когда, помимо этого, в текст можно ещё запаковать пересказ фильма, созданного с использованием кинематографической магии монтажа, или описание компьютерной игры, или рассказ о виртуальной симуляции; временем, когда описание непосредственного невербального (визуального, телесного) опыта начинает вытеснять словесные кружева, как таковые? 

С чем имеет дело военная теория? С реальностью слов и логических построений? Или с виртуальной реальностью, в которой сталкиваются две самообучающиеся системы, состоящие из автономных элементов, для каждого из которых можно прописать своё целеполагание и алгоритм действий?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments