?

Log in

No account? Create an account
Два культа, две традиции, две цивилизации - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Два культа, две традиции, две цивилизации [Aug. 10th, 2016|05:56 pm]
Григорий
[Tags|]

Да, я хотел для себя написать текст об эрупоклонничестве и мелькоропоклонничестве, так сказать, в рамках моего личного канона и в продолжение этого поста. Сама тема, естественно, была трижды и трижды раз пережёвана отечественной толкинистикой.

1. Религия Эру включала в себя почитание как самого Творца, так и могучих природных духов, валаров, его слуг и наместников в Арде. 

Главный символ религии Эру - это священное дерево на холме под открытым небом, благословляющее расположенный поблизости город, а с ним и всю страну. Живая, сложная, ветвящаяся структура, связывающая небо и землю, как-то так.

В основе тут лежат два Древа, созданные Йаванной и Ниенной, а если точнее, то старшее из двух, Серебряное Древо, Телперион. От ростка Телпериона или просто по его подобию было создано дерево Галатилион, которое росло в Тирионе-на-Туне, эльфийской столице в Валиноре. От Галатилиона произошло дерево Келеборн, которое росло на острове Тол-Эрессеа, а от него, в свою очередь - Нимлот, Белое древо Нуменора. От Нимлота произошло Белое древо Гондора и все его отпрыски.

...И вплоть до Праздничного Дерева Шира, срубленного сарумановскими оккупантами. На месте которого, в свою очередь, Сэм посадил мэллорн.

Короче, смотрите церемонию открытия Лондонской Олимпиады 2012, там это всё изображено в красках:



Интересная культурная вариация - искусственные подобия священных деревьев в натуральную величину, созданные в Гондолине (*), видимо, в связи с невозможностью быстро вырастить настоящее дерево подобающих размеров. Но эта традиция развития не получила, она прервалась с гибелью Гондолина.

"Человеческим измерением" религии Эру были потомственные короли-жрецы, носители священной крови. Как писал сам Толкиен (в письме №156): "Позже выясняется, что на Миндоллуине было «святилище», доступ к которому имел только Король; там в древние времена он возносил благодарность и хвалу от имени своего народа; однако о том давно позабыли. Вновь туда вступил Арагорн; там он отыскал росток Белого Древа и пересадил его во Двор Фонтана. Следует предположить, что с возрождением наследственных королей-священников (прародительницей которых была Лутиэн, Благословенная эльфийская дева) поклонение Богу возобновится и Его Имя (или именование) будет звучать чаще". [В оригинале: "lineal priest kings (of whom Luthien the Blessed Elf-maiden was a foremother)".]

Опять же, все люди родственники, особенно спустя тысячи лет, но тут важно подтверждённое, задокументированное происхождение, непрерывная родословная, восходящая к Первой Эпохе.

Моя трактовка:

Всё началось с трёх эльфов, которых валары призвали в Валинор: Ингвэ, Финвэ и Эльвэ. Валары благословили их, помазали их на царствие, сделали их предводителями народов. Вот с них и началась линия королей-жрецов, если не считать самого Манвэ.

Ингвэ привёл свой народ (ваниаров) в Валинор, и остался там жить в почётной роли Верховного Короля Всех Эльфов.

Финвэ тоже привёл свой народ в Валинор, став королём нолдоров. Он погиб, его корона разделилась. Младший сын Финвэ, Финарфин, остался в Валиноре, и, с точки зрения валар, стал законным королём валинорских нолдоров. Королём нолдоров Исхода стал Финголфин, старший брат Финарфина. От него эта линия дошла до его внука Гил-Галада, который стал последним Верховным Королём Нолдоров в Средиземье. На нём эта линия обрывается.

Эльвэ, как известно, в Валинор не вернулся (по крайней мере, при жизни), заблудился в лесу, влюбился в майю Мелиан и остался в Белерианде. Он поменял имя на Тингол и объявил себя правителем Белерианда и всех оставшихся там эльфов. У Тингола и Мелиан родилась дочь Лютиэн.

Я тут сразу хотел бы сказать, что по одному только праву рождения Лютиэн уже была наследницей Тингола, его власти и всех тех обетов, которые с ним заключили валары.

Дальше происходят все эти события, Лютиэн встречает Берена, Берен погибает, Лютиэн отказывается жить без него, скидывает тело и летит за душой Берена в Валинор, валары ещё раз благославляют Берена, Лютиэн и их будущее потомство, возвращают их в Белерианд, но делают Лютиэн смертной. У Берена и Лютиэн рождается сын Диор.

Получается, что когда феаноринги убили Диора и попытались истребить его род, они убили наместника Эру в Арде, первого в линии королей-жрецов, потомков Лютиэн Благословенной. 

Сыновья Диора не спаслись, но выжила дочь, Эльвинг. Она вышла замуж за Эарендила, который был сыном человеческого воина Туора и эльфийки Идриль, дочери Тургона, который, в свою очередь, был сыном Фингольфина и внуком Финвэ. (Так объединились две священные линии, Финвэ и Эльвэ.) У Эарендила и Эльвинг родились сыновья-полуэльфы, Элронд и Элрос. Элронд решил стать эльфом и агентом Смитом, а Элрос выбрал судьбу человека и основал династию нуменорских королей. Эарендил и Эльвинг, тем временем, успели слетать в Валинор и получили там очередной ворох благословений от валаров.

Я согласен с теми, кто утверждал, что Элронд, сын Закатной Звезды, к концу Третьей Эпохи был прежде всего религиозным лидером, своего рода Первосвященником. Пока Арагорн не явил себя людям, Элронд был единственной публичной фигурой, способной претендовать на задокументированное происхождение от Лютиэн.

Про обряды религии Эру я писал - главным ритуалом было приношение небу первых плодов урожая и соответствующий праздник. От Валинора: "каждый раз в начале сбора плодов Манвэ устраивал великое празднество во славу Эру, когда все народы Валинора пели и веселились на Таникветиль" до Нуменора: "в годы правления потомков Тар–Анкалимона обычай приносить Эру первые плоды был забыт, и нечасто уже приходили люди в Святыню на вершине Менельтармы, в сердце страны".

В целом, символьный ряд "эрупоклонничества" такой: небо, дерево, серебро, чистая вода.

"Конечно, вполне возможно, что некоторые элементы или состояния материи привлекли особое внимание Моргота. Например, все золото (в Средиземье), похоже, приобрело особенно "злую" направленность - но не серебро. Вода представлена как сущность, почти полностью свободная от Моргота (что, конечно, не означает, будто отдельные моря, ручьи, реки, колодцы или даже сосуды воды не могут быть отравлены или осквернены - могут, как и все вещи)" ("Преображенные Мифы").


Кстати, это почти все те вещи, которых боится европейская нечисть (т.е., твари Моргота): солнечный свет, деревянные колья, серебряные пули, проточная вода.

2. Теперь посмотрим на религию поклонения Мелькору/Морготу, которая была распространена в человеческих землях на Востоке и Юге Средиземья. Нам она, конечно, прежде всего известна по легендам людей, которые в Первую Эпоху сбежали от служителей этой религии на Запад. Как удачно сформулировано в тексте, на который я вчера ссылался:

"Все рассмотренные нами выше суперэтносы в русскоязычной литературе традиционно объединяются под названием Светлых сил, так же как их противники, которые будут рассмотрены ниже, именуются Темными силами. Хотя сами Светлые в исследуемый период этих терминов не употребляли, факт существования обоих группировок - гиперэтносов был для них очевиден и проявлялся неоднократно. Каждую из них объединяла религия: Светлые силы почитали бога Эру, тогда как Темные - Мелькора и Саурона, которых Светлые в свою очередь считали дьяволами. Разумеется, религия лишь отражала различия в суперэтнических стереотипах поведения, которые были гораздо более глубокими между обоими гиперэтносами, чем внутри них".


Собственно, я уже цитировал "Атрабет Финрод ах Андрэт".

Мелькор был подобен "пламени во тьме", он называл себя единственным существом, заслуживающим поклонения: "...Ибо это я создал Свет. Я создал Солнце, и Луну, и бессчетные звезды... Если вы не примете Меня как Владыку и не поклянетесь служить Мне, Я уйду и оставлю вас; ибо есть у меня иные царства и иные жилища, и я не нуждаюсь ни в Земле, ни в вас".

"Тогда в страхе сказали мы, как велел он:

– Ты наш Владыка, и Тебе одному мы будем служить. (...)
– Да будет так! – сказал он. – Постройте же Мне дом на высоком месте, и назовите его Домом Владыки. Я буду приходить туда, когда пожелаю. Там вы будете взывать ко Мне и излагать свои просьбы.

И когда мы построили большой дом, он пришел и стал перед троном, и весь дом озарился, словно огнем. (...)

– Склонитесь предо Мной и присягните Мне! – сказал он. И все склонились долу, говоря:
– Ты – Единый Великий, и мы Твои".


Понятно, что этот текст был написан врагами соответствующей религии, но суть он передаёт.

Культ Мелькора ненавидит святые деревья (срубая и сжигая их при каждом удобном случае); любит каменные храмы ("Дома Владыки"). Описание ситуации в Нуменоре после того, как король и нуменорская верхушка официально отреклись от старой веры и обратились в занесённое с Востока мелькорианство:

"Король уступил Саурону и погубил Белое Древо, тем самым отрекшись окончательно от союза, заключенного его предками. По веленью Саурона на холме посреди златого Арменелоса, нуменорского града, выстроили огромный храм; был он круглый и на высоком цоколе в пятьсот локтей шириною: стены — пятьдесят локтей толщиной и пятьсот локтей высотой, а венчал их огромный купол. Купол этот покрыли серебром, и он так блистал в лучах солнца, что был виден издалека; но очень скоро свет его померк, а серебро почернело. Ибо посреди храма, на алтаре, пылал огонь, а в самой вершине купола была башенка, из которой поднимался дым...

С тех пор огонь не угасал и дым не таял, ибо мощь Саурона все возрастала, а в храме этом лилась кровь, и совершались пытки, и приносились кровавые жертвы Мелькору..."


Ритуалы совершались отдельной кастой жрецов, отобранных из населения и посвящённых в тайны Мелькора: "Но иных он стал привечать: самых сильных и самых жестоких, и тех, кто чаще всего бывал в Доме. Им он давал дары и знания, которые они хранили в тайне; и они стали могущественными и гордыми, и поработили нас, так что мы не ведали отдыха средь трудов и горестей".

Судя по всему, в позднее время эти жрецы сами не становились правителями, но занимали место советников при правителях, по аналогии с ролью верховного жреца Мелькора, Зигура (Саурона) при короле Ар-Фаразоне.

В храме Мелькора или около него всегда горел огонь, в той или иной форме, потому что Мелькор - повелитель пламени. Мелькору приносились огненные жертвы, то есть это были живые существа, которых умерщвляли, расчленяли и сжигали на алтаре, в той или иной последовательности. Противников культа Мелькора тоже придавали огню, во имя Повелителя. Я думаю, раз уж всё золото в Средиземье носило на себе отпечаток силы Мелькора (см. выше), то было бы вполне логично, если в храмах Мелькора присутствовало богатое золотое убранство. 

Итого, символьный ряд следующий: крытые своды, камень, огонь, золото.

Архетипический "Дом Владыки" (храм Мелькора), в моей трактовке:



Каменные стены, золотая отделка, негасимые свечи и лампады внутри, место для сжигания жертв.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: julia_monday
2016-08-10 03:07 pm (UTC)
Ага. Да, соглашусь, вычленены интересные моменты, сделаны интересные выводы.

Только сделаю пару замечаний.

Нет, причина создания "искусственных подобий" Древ не в том, что "не хватило времени вырастить", а в том, что эльфы были на это не способны. Древа Тургона светились (как и феаноровы лампы и камень Элессар), то есть нолдор обладали искусством делать светящиеся изделия из металла и кристаллов, но не обладали такими же умениями с живыми деревьями.

Второе - про Эльронда в Третьей Эпохе. Это замечание верно только для конца Третьей Эпохи. В начале и вплоть до гибели Эарнура (а это уже после 2000 года) есть аж две ветви "потомков Лутиэн" - вполне публичных (короли Арнора-Артедайна и короли Гондора).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aono
2016-08-10 06:49 pm (UTC)
Про второе, кстати, интересный вопрос. Считали себя нуменорские владыки от Лютиен или от Элроса начинают?
Просто вот Элронд ставил себя как раз как потомка светлой Лютиен, а вот гондорцы и арнорцы, которых я помню, все больше выводили себя как "мы - потомки нуменорцев".
Исключение составляет, понятно, воспитанный в доме Элронда Арагорн.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: julia_monday
2016-08-10 07:49 pm (UTC)
Если говорить о "линии королей-жрецов", то короли Арнора-Гондора вполне себе подходят, они именно так и позиционируются.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: gest
2016-08-10 09:13 pm (UTC)
Пост писал в спешке, не вычитал до конца.

Про Элронда и Третью эпоху - просто сбился; конечно же я помню про королей Гондора и Арнора, и про то, что ТЭ длилась тысячи лет. Думал я всё-равно про события Хоббита-ВК. Исправил на "конец Третьей эпохи".

А про дерево - да, у них не было с собой ростка настоящего потомка Телпериона/Галатилиона (и как бы они пронесли его сквозь льды?). Впрочем, потомки ведь тоже уже не светились, у них просто кора была светлая...?

Но я имел в виду, что за неимением гербовой часто пишут на простой: казалось бы, если у тебя нет ростков или семян того самого дерева, почему бы просто не подыскать подходящее дерево на месте, или посадить его, или что-нибудь в таком духе? Но это бы потребовало времени.

Вот как-то так.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: julia_monday
2016-08-10 09:51 pm (UTC)
Потомки не светились.

Мне всегда казалось, что это такой "символ нолдорства". Как нолдор ковали цветы из металла, так и Древа из металла сделали, а не вырастили. Народ-кузнец, народ-ремесленник. Это символ такой. Да и нереально было повторить "творение Валар". В общем, там не во времени дело.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: trurle
2016-08-10 05:42 pm (UTC)
Меня всегда интересовал вопрос почему культ Мелькора так похож на христианство: единый создатель мира, с воей плотской ипостаси умиращий и воскресающий.
Так же небезынтересно был ли у мелькорианцев обряд причастия.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: julia_monday
2016-08-10 07:50 pm (UTC)
Эм-м-м, а где он воскрес? Или имеется в виду его гипотетическое возвращение?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: trurle
2016-08-10 09:26 pm (UTC)
Ну да.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: gest
2016-08-10 09:14 pm (UTC)
Хм. Во-первых, он ничем не похож. То есть вообще. Во-вторых, меня мучает дежа вю, что у нас уже был этот разговор, и там в конце выяснилось, что вы путаете "Сильм" с ЧКА.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: trurle
2016-08-10 09:29 pm (UTC)
Глубокие познания в истории и литературе похвальны, но не достойно офис-самурая щеголять ими без нужды. Так, мудрый и благородный муж не станет бахвалиться перед нанимателем тем, что знает поименно всех эльфийских царей.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: gcugreyarea
2016-08-10 06:57 pm (UTC)
>Итого, символьный ряд следующий: крытые своды, камень, огонь, золото.
А также темнота/чернота и острые изломанные линии.
Картинка не подходит. Слишком светлый камень.
Готический собор был бы куда ближе. И по цвету, и по формам.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: julia_monday
2016-08-10 07:54 pm (UTC)
Еще должен быть купол.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: aono
2016-08-10 08:59 pm (UTC)
Мелькор в мелькоропоклонничестве в исполнении людей - повелитель и покоритель Тьмы. Его главный дар людям - он принес свет и пламя, разгоняющие тьму.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2016-08-10 09:18 pm (UTC)
"А также темнота/чернота и острые изломанные линии".

А это-то ты откуда взял? Мы же не о базе Братства НОД говорим.

Это храм, который люди строили для Создателя Света, творца Солнца, Луны и звёзд. С чего бы ему обязательно быть тёмным?

Да, и я уверен, что это серебряное покрытие было нуменорской идеей, а купола на востоке вполне могли быть. Только крытые золотом, а не серебром.

Edited at 2016-08-10 09:18 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: amrunnor
2016-08-22 11:30 pm (UTC)
А ещё в христианстве, особенно православии, творится откровенная некромантия. В церкови обязана содержаться часть трупа объявленного святым человека.

С мощами вытворяют ритуальные действа, вывозят их на пикник


Особо фанатичные верующие даже пьют настойку из сока, который выделяют черепа святых в Лавре.



А посмотреть на одежду жрецов "внутреннего круга" этой религии - некроманты и никак иначе:


Edited at 2016-08-22 11:39 pm (UTC)
(Reply) (Thread)