Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Отвечаем на письма

Мне задали вопрос:

"Очень хотелось бы узнать, в вашем личном Космосе и в семействе божеств есть ли место для такого типажа, как бог-трикстер?"

Самый простой ответ - нет. Когда человек придумывает свой пантеон, он наполняет его образами, которые значимы лично для него, по тем или иным причинам. К тому же, когда я рос, у меня под рукой были "Мифы и легенды Древней Греции", а также "Сильмариллион" - и ни там, ни там не было написано, что бог-трикстер необходим. Где в "Сильмариллионе" трикстер?

(Позвольте мне высказать мнение, что современное представление о "трикстере", как таковом, это поздний книжный новодел, в отличие от подлинных и традиционных персонажей, которые являются хитрыми или даже аморальными плутами по своей природе. А раз я так думаю, то, получается, что для меня этот образ лишён архетипической глубины. Но это абсолютно субъективный критерий - комиксная амазонка или смерть с косой являются для меня архетипическими образами, поэтому в моём мире они есть.)

При этом, идея хитрости присутствует, даже когда она не связана с отдельным персонажем. Тот же бог войны знает много хитростей, которые необходимы, чтобы победить на войне.

Но пойдём по пунктам.

"Из того что я успел прочитать, насколько я понял в вашей системе Трикстер может быть представлен только лишь в темном своем воплощении (темный, который Оборотень-Обманщик)".

И да, это Десивер Вархаммера, хотя был выдуман независимо от него. Но в чём суть Обманщика? Представьте себе людей, которые в церкви кланяются иконам, ставят свечи и так далее. А где-то в глубине под церковью клокочет чёрная жижа, которую они на самом деле кормят и выращивают своими мыслями. И это работа Обманщика. Потому что изначально законы бытия таковы, что посланные людьми "письма и посылки" всегда доходят до нужного небесного адресата, независимо от того, какой адрес был написан на конверте. Молящиеся на войне молятся Войне, если они желают победы на врагами; и совсем другим силам, если они просят за свои семьи или даже за своих врагов. А Обманщик способен взломать всю систему, перехватить управление над сетью. Это одна из его специальностей, он способен отрезать голову и подставить на её место другую так, чтобы тело ничего не заметило, и продолжало посылать наверх питательные вещества. Обманщик способен сотворить с метакультурой то, что саккулина делает с крабом.

"...отдельные аспекты Гермеса..."

Это Магалокс, бог магии, Гермес Трисмегист, третий сын Императора и Императрицы. Вот бог, который ставит ум и искусство манипуляции намного выше грубой силы.

Мифологический цикл о путешествиях по мирам переодетых Одина и Локи (Зевса и Гермеса) - описывает приключения Императора и его сына, Магалокса. И в той степени, в какой Один сам является шаманом и трикстером, это же относится к Императору.

"Иван-Дурак..."

Иван-Дурак, третий сын, женившийся на царской дочери и получивший царство - это, собственно, и есть Император, верховный бог моего пантеона. Громовержец всегда умел прятать свою силу до тех пор, пока не настанет подходящий момент проявить её - что это, как не хитрость?

При этом, трикстер, как культурный герой, защищающий первых людей от хтонических чудовищ - это Зарад, Хозяин.

"Речь идет о личностях наподобие Ананси, Койота, Ворона Кутха..."

Зооморфные трикстеры - Ворон, Койот, Братец Кролик, Лиса Патрикеевна, Сунь Укун - это дети Зарада от разных нечеловеческих матерей. 

"Ходжа Насредин, Тиль Уленшпигель... Одиссей".

Это люди, и глупо было бы отнимать у них человеческое достоинство. Это люди, не божества и не аватары. (Одиссей - это пример человека, который нравился Светлой, так что Светлая сама не чужда историям про трикстеров. Я даже думаю, что паучок Ананси - это ближе к ней, чем к Зараду, потому что Спайдермен уж точно напоминает о ней.)

"Но в том-то и сущность образа, что как правило отдельно подчеркивается его не принадлежность ни к светлой ни к темной стороне..."

Тогда это автоматически будет кто-то из сумрачных богов, например, бог воров, сын богини Ночи.

"Аспект случайности, Его Величества Случая вообще как мне показалось чужд вашей божественной системе, но дайсы вещь важная для любой ролевки, да и в общем для реальности Мидгарда, как ни крути. С совпадениями и случайностями мы сталкиваемся едва ли не каждый день".

Но боги-то живут не в Мидгарде, а в Асгарде. В нашем мире "дайсы" отвечают как раз за эмуляцию воли богов; посредством случайностей боги сообщают нам свою волю.

"Но что есть смех? Вопрос вообще-то довольно сложный, но как мне кажется наиболее точное его определение смеха - это реакция на Другого (либо на Неположенный Порядок), но в том случае, когда этот самый Другой или Неположенный Порядок не представляют никакой опасности. То есть чуждое, чужое, странное, но неопасное, совершенно безобидное, а от этого смешное. Через это смех является серьезным оружием в борьбе со Злом и любым Темным Проявлением. Смешное не может быть одновременно страшным или опасным, как завещали нам Тот самый Мюнхгаузен, бредбериевские герои из "Что-то страшное грядет" и эковский брат Хорхе, уничтоживший "Комедию" Аристотеля".

И именно поэтому смех хорош для борьбы с земной властью, когда она ослабела. Можно ли молиться мумии Ильича, если все знают, что у неё отрезали член и закопали его в другом месте? ("Зачем, Володенька?" - "Вот я умгу и Тгоцкий скажет: "Ленин умер, и хуй с ним". И будет как всегда в когне непгав!") Как сказал я, прочитав комикс "V - значит Вендетта", в небесной канцелярии Императора 12 департаментов занимаются вопросами захвата, удержания и укрепления власти; а 13-й департамент прорабатывает вопросы свержения неправедной власти. Юмор там играет не последнюю роль.

Но это опять возвращает нас к тому, что фигура плута и обманщика, "великого комбинатора", отказывающегося играть по правилам, установленным земными властями - это порождение нашего, человеческого, смертного общества. Это не небесный символ, а земной. Смех развеивает иллюзии. Несерьёзная угроза вызывает смех - но именно поэтому в серьёзной и настоящей угрозе нет ничего смешного. В качестве оружия борьбы с тёмными богами моего мира смех был бы бесполезен. [И тут вспоминается китайское, "фэншуйное" колесо эмоций: Радость побеждает Грусть, но Страх побеждает Радость; Страх можно победить только Задумчивостью, интроспекцией.]
Tags: боги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments