Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

The Dream of the Architect

idiotcol напомнил о картине американского художника XIX века Томаса Коула "Мечта архитектора":



Вот что сам художник говорил о своей картине (с Википедии):

"Прежде чем архитектура смогла достичь совершенства, которое мы наблюдаем в лучших греческих образцах, человеческому разуму потребовались долгие века самовыражения и мысли, чтобы поэтапно пройти путь от грубых столпов из неизвестного камня, что образовывали сооружения друидов, через массивные арки египетского искусства, к непревзойдённой красоте греческого храма... Римская архитектура ничто иное, как испорченная греческая. Формы заимствуются, но дух был утрачен, и архитектура становилась всё более и более грубой, пока целиком не потонула в грубых несообразностях того периода, который мы называем Тёмными веками.

Готическая архитектура стремится к чему-то большему, чем конечное совершенство. Она избавляется от философской завершённости греческого искусства, где на вид и на ощупь всё доведено до конца, и вместо этого обращается к воображению. Приобщаясь к христианскому гению, она открывает нам мир за пределами той зримой реальности, в которой мы обитаем. Всё это возвышенное, устремлённое ввысь, таинственное. Башни и шпили готики рвутся к облакам, подобно лёгкой ткани на ветру. Готика постоянно балансирует на грани невозможного, в ней разум не пребывает в довольной неге удовлетворения, но расправляет крылья и уносится в воображаемый мир. Ожидания, грёзы, возвышенные устремления христианства обрели своё воплощение в камне".


Мне вообще нравится Томас Коул; он автор таких концептуальных картин, как "Путь империи" ("The Course of the Empire") и "Жизненное странствие" ("The Voyage of Life"). И вообще он был крутым. Все эти "Сход вод Потопа", "Прошлое" и "Настоящее", "Уход" и "Возвращение"...

Забавно, что эта картина отсылает сразу к двум темам, о которых я хотел бы что-нибудь написать. Потому что, в конечном счёте, она о воображении.

Может, это Толкиен пытается представить себе нуменорскую колонию в восточных землях, периода морального упадка и имперской пышности?

А может, это Шекспир пытается мысленно перенестись от церковных шпилей своих исторических пьес к Египту Клеопатры, Афинам Тезея, Риму Цезарей? Вдруг там внизу набережная Венеции, или побережье Иллирии...?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments