Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Театральный дневник

В Москве очень много театров, в Москве очень много спектаклей. Это лишает возможности сделать хоть сколько-нибудь осознанный, рациональный выбор, даже при наличии времени и денег, которые тоже, очевидным образом, не бесконечны. Возможно, в Москве есть спектакль, который мне просто необходимо увидеть, но я о нём всё равно не узнаю. И я не могу доверять мнению пресыщенных театральных критиков, потому что им давно всё надоело, и потому что я не уверен, что цели похода в театр у меня с ними совпадают.

Естественно, я - это я, поэтому я составил упрощенную схему постижения театра.

0. "У него уже есть одна книжка". "Я как-то сходил на "Ромео и Джульетту", теперь я знаю, о чём это и чем там всё кончается, зачем мне смотреть ту же пьесу ещё раз?"

1. Лоховской уровень. Это когда человек ходит на название. Это мой случай. Есть произведение, которое мне нравится, от драматурга, которого я ценю, и я хочу посмотреть, как это поставят на сцене. Если название на афише меня устраивает, я иду на спектакль. Когда человек покупает билеты на "Ревизор" или "Горе от ума", он ведь знает, что хочет получить. Правда, в Москве даже этого недостаточно, отсюда мой пример с московскими "Гамлетами". Нет никаких критериев, по которым я мог бы определить, на какого "Гамлета" стоит пойти, даже если бы мне вдруг захотелось устроить себе Гамлет-марафон. В итоге, я посмотрел "Гамлет - точка G", что, конечно, не говорит о моём вкусе ничего хорошего.

2. Продвинутый уровень. Это когда человек выбирает себе какого-нибудь актёра и следит за его театральной карьерой, то есть ходит на все спектакли, где тот играет хоть сколько-нибудь заметную роль. Это и есть критерий. Все спектакли, где играет данный актёр, по умолчанию объявляются важными и интересными. При отсутствии новых постановок можно раз за разом смотреть старые, пока они остаются в репертуаре, подмечая нюансы в рисунке роли и объявляя их значимыми. По моим субъективным представлениям, подобное "усыновление" актёра чаще всего можно встретить в среде женщин-театралок, хотя, возможно, я ошибаюсь.

3. Уровень знатока. Эти ходят на режиссёра, как мой друг Шел когда-то ходил на Мирзоева. Все спектакли, поставленные знаковым режиссёром, считаются главами одной истории, постепенным раскрытием какой-то важной темы, которой режиссёр хочет с нами поделиться. Естественно, если вы хотите понять сюжет, вы не вправе пропустить ни одной главы. С точки зрения этого подхода, написанная мёртвым драматургом пьеса не имеет особого значения, это не более чем порода, материал, у которого режиссёр отсекает всё лишнее, чтобы создать своё произведение. Если важный для нас режиссёр решил ставить ту или иную вещь, не важно, как она называется, главное, что она привлекла его внимание и оказалась достойной стать отправной точкой в его творчестве. Самые модные режиссёры на сегодняшний момент: Константин Богомолов, Кирилл Серебренников, Юрий Бутусов.

4. Уровень истинного театрала. Такие привязываются к театру в целом - как к труппе, к коллективу, к эгрегору, к "гению места". Театральный коллектив может принимать новых актёров, приглашать со стороны режиссёров, и при этом сохранять свою уникальность, свой неповторимый привкус. Этот дух может концентрироваться в личности художественного руководителя театра, но на деле и сам худрук может оказаться не более чем жрецом чего-то более значимого, чем он сам. И пока это живёт, живёт и театр, как единый организм. Ради того, чтобы прикоснуться, почувствовать это, люди и ходят именно в этот театр, к этим людям.

***

На что ходят люди, которых обычный театр больше не торкает? В Москве хватает всякого привезённого из-за границы околотеатрального изврата.

Например, "Твоя игра", спектакль для одного зрителя. Покупаешь билет на "сеанс", заходишь в комнату, и в течении получаса переживаешь уникальный экспириенс (интервью с Федором Елютиным), в который тебя вовлекают актёры. Надо сказать, звучит это, как показ жирафа из "Гекльберри Финна".

Или вот, "Чёрный русский", иммерсивный спектакль Максима Диденко по мотивам пушкинского "Дубровского" (*). Тебя запускают в особняк в качестве гостя в маске, и ты в толпе таких же несчастных ходишь из комнаты в комнату, наблюдая символические "сцены"-метафоры и частично принимая в них участие. Двигаешься ты при этом по одной из трёх сюжетных траекторий, за Дубровским, за Машей или за Троекуровым: таким образом, за один раз можно увидеть примерно треть общего действа. Честно говоря, это похоже на элегантный способ продать три билета одному человеку. Я не могу отрицать, что чисто на словах это звучит привлекательно, но я всё-таки не чувствую себя настолько пресыщенным богатым ублюдком.

***

Пока промежуточные выводы таковы. В Москве цена билета слабо коррелирует с качеством самого спектакля. Билетом платят за буфет, здание, костюмы и декорации, тут зависимость прямая.

Поэтому в категории "Укрощение строптивой" самый дорогой спектакль, "Укрощение строптивой" по версии Театра Наций, попал у меня на третье место, ниже, чем трэшовая и совковая Сатира.

А в категории "Сон в летнюю ночь" запись лондонской постановки "Глобуса" остаётся на первом месте, в то время как самый дорогой спектакль Москвы! самая пафосная постановка! на которую не достать билетов! на которую в день спектакля собравшиеся вокруг театра люди выпрашивают "лишний билетик" (первый раз такое вижу)! "Золотая маска" 2016 за лучший спектакль! ...короче, "Сон в летнюю ночь" театра Фоменко борется у меня за третье место из трёх с дипломной работой студентов театрального училища им. Щукина.
Tags: театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment