Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:

Проблема

Попытаюсь сначала описать проблему.

1. Я всегда пытаюсь сначала описать проблему. Мне нужно изложить некую общую теорию - чего угодно - а уже потом говорить о том, что я хочу сказать. Это смесь суеверия и рефлекса, я чувствую, что без теории обсуждение сразу же уткнётся в удушающее непонимание. Например, мои посты из серии "о Толкиене" упёрлись в стадию теории - мне нужно написать общетеоретический пост, а мне не очень хочется его писать, хотя это необходимо. Та же самая ситуация с обсуждением отсмотренных "Укрощений строптивой", мне не хватает текстов о теории этого произведения, чтобы от общего перейти к частному (к конкретным трактовкам-постановкам). Да, я не знаю, нужна ли вам общая теория "Укрощения строптивой", я но я чувствую, что она нужна мне.

2. Вторая проблема звучит так - о плохом спектакле мне писать легче, чем о хорошем. "Гори в аду, Белякович!" Я мог бы говорить о Беляковиче и его творчестве ещё и ещё, тем более, что он поставил передо мной целый ряд вопросов, на которые я не знаю ответа. Но правда такова, что из всех спектаклей, которые я посмотрел в этом театральном сезоне (а их уже накопилось в количестве), безусловно хорошими мне показались только два. Либо мне не везёт, либо у меня плохой вкус, либо в Москве большинство спектаклей не очень хорошие, как бы кощунственно ни прозвучало такое утверждение. Но мне-то хочется написать о тех двух, которые мне очень понравились. Только вот, как я уже сказал, "Укрощение" в "Сатириконе" требует общей теории "Укрощения строптивой", а про "Бурю. Вариации" я даже не знаю, что писать. (По тем же причинам я так и не начал разбор "Венецианского купца" и "Доктора Фауста" от лондонского театра "Глобус". Надо писать общую теорию + сложно подобрать слова, достойные спектаклей, которые меня потрясли даже в записи.)

3. Третья проблема вытекает из второй. Чтобы смыть омерзительный привкус Беляковича, я опять обратился к основоположникам, и посмотрел "Укрощение строптивой" в постановке "Глобуса" (2012 года). Я какое-то время даже опасался это делать, боялся, что разочаруюсь. Что я могу сказать...

На "Афише" есть очень злая и несправедливая рецензия на вышеупомянутого "Доктора Фауста":

"Последняя спектакль от Шекспировского Глобуса "Доктор Фауст" - это традиционная костюмированная постановка, настолько традиционная, какая только может быть. Такая, что аж захлебываешься от зависти к такому недосягаемому уровню театра, так называемого "классического", до которого "великой русской школе театра" расти и не вырасти никогда, несмотря на то, что эта школа тоже вся из себя "классическая".
Да, у театра на южном берегу Темзы отсутствует какое либо новаторство, только не нужно никакое новое там, где можно прекрасно существовать, используя давным давно наработанные техники, и при этом быть актуальным в 21 веке.
Высочайший уровень актерской игры всей команды, потрясающее чувство юмора, взаимодействие с аудиторией это не может остаться незамеченным. Зал кинотеатра Горизонт дважды апплодировал на поклонах на экране.
И я именно за такой "традиционный" театр, пусть он кому то кажется и скучным. Тот бездарный и бесталланный ужас, что в основном происходит в российском театре (к счастью есть много хороших мест, но их просто мизерный процент, и это мы только о Москве, что говорить о провинции) заслуживает самой настоящей деконструкции".


Это зло, потому что надо прежде всего говорить о качестве той постановки, а не о том, как у нас в Москве всё плохо с театром. И это несправедливо, потому что у нас вообще редко ставят "Доктора Фауста" Марло, с чем сравнивать? Несправедливо ещё и потому, что отечественная театральная школа уже сорок лет как не претендует на звание "классической", она "модерновая", "современная", "актуальная" или какая угодно, но не "классическая". Наконец, и сам "Глобус" активно занимается совмещением эстетики елизаветинского театра с психологическим реализмом и сегодняшними культурными символами - тот же "Доктор Фауст" использовал для адских сцен horror-стилистику современных фильмов и видеоигр, а их "Сон в летнюю ночь" (если мне будет позволено процитировать самого себя), это спектакль в антураже 16-17 веков, если бы в 16-17 веках существовали викканство и феминизм.

Но я посмотрел "Укрощение строптивой" театра "Глобус", и я испытал то самое чувство, о котором пишет автор рецензии. Это какой-то совершенно другой уровень профессионализма. Это эталон, образец, этот спектакль нужно в театральных училищах показывать. Я сижу, пересматриваю отдельные моменты и восхищаюсь. Если судить по тому немногому, что я видел в Москве - да, нам до такого уровня расти и расти, нашим "профессионалам" пора отправляться обратно за парты.

Если бы это был поединок, это был бы разгром.
Tags: Шекспир, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments