Сразу скажу, что для меня его текст звучит примерно так: "Я никогда не понимал идею китайских стихий, мне хочется разложить всё на бинарные оппозиции. У китайцев Вода, очевидным образом, противоположна Огню, а Дерево - Металлу, но чему тогда противоположна Земля? Очевидно, нужно добавить в схему Воздух, который будет находится между Водой и Деревом, на противоположной стороне от Земли".
Можно. Но бессмысленно.
[В тред заходит gcugreyarea, видит шестиугольную схему, говорит "О!". gcugreyarea, в честь которого в высшей степени шестиугольной схеме PGMV появилась буква G.]
Как бы сказать... в детстве, в детском саду, мы играли в игру "камень, ножницы, бумага, карандаш, огонь, вода, цу-е-фа!", и нам казалось, что эта версия круче базовой, потому что в ней больше элементов. (Лурк утверждает, что там изначально было "камень, ножницы, бумага, карандаш, огонь, вода и бутылка лимонада", но нам досталась версия с шестью предметами.) Наши детские мозги не могли понять, что в большинстве случаев такие вещи работают только с нечётным числом элементов.
Речь даже не о том, что европейский Воздух, в мистическом смысле, это частично Металл, а частично - энергия ци, которой наполнена схема в целом. Суть в том, что Земля противоположна и Воде, и Дереву. Разница в том, что Дерево прорастает сквозь Землю, но Земля впитывает Воду.
С тремя элементами это ведь ещё очевиднее. Нельзя сказать, что Камень противоположен Бумаге, и поэтому, дескать, схему необходимо уравновесить ещё одним элементом, который будет противоположен Ножницам - например, Карандашом. Такое предложение было бы абсурдно, потому что Ножницы равноудалены и от Камня, и от Бумаги, весь вопрос в отношениях этих элементов между собой.
Да, к вопросу о схемах. Я ♥ схемы. Есть примитивные оппозиции и матрицы 2х2. Как классическая схема gcugreyarea для космооперы: крупные корабли-заградители, убивающие малые корабли; крупные корабли-дредноуты, убивающие крупные корабли; малые корабли-истребители, убивающие малые корабли; малые корабли-бомберы, убивающие крупные корабли. Давайте скажем, что это две бинарные оппозиции по принципу взаимной (не)эффективности, и поместим на одной оси истребители и дредноуты, на второй, перпендикулярной, - бомберы и заградители. Давайте добавим третью ось, пожалуйста: малые корабли, заточенные как под истребительные, так и под ударные функции, то есть истребители-бомбардировщики (уязвимые для чистых истребителей и заградителей, побеждающие бомберы и дредноуты) - и крупные корабли, расчищающие путь для бомберов, лидеры (уязвимые для бомберов и дредноутов, но истребляющие истребителей и заградители). Три оси: корабли, в равной степени неэффективные против друг друга (истребители/дредноуты); в равной степени эффективные (бомберы/заградители); в равной степени эффективные и неэффективные (истребители-бомбардировщики/лидеры). Стало лучше?
Или вот, моё психоисторическое кольцо, по мотивам всё той же схемы gcugreyarea и политического классификатора Пурнеля (по осям рациональность-иррациональность и индивидуализм-коллективизм). Если мы добавим ещё одну ось, ну там развитие-статика, схема станет лучше? Прогрессивные рациональные индивидуалисты, реакционные рациональные индивидуалисты... Мне кажется, нет. Такое пытались делать, не один раз, но это ни к чему полезному не привело. Поэтому лучше работать с матрицами 2х2 и двумя осями оппозиций.
Где бинарные оппозиции, там диалектика, а где диалектика, там и воспетая Переслегиным триалектика, когда у нас образуются три полюса-фокуса и пространство между ними. Например, в формальном описании адаптивной стратегии различных растений. Фраза "быстро, дешёво, надёжно, выбирайте два из трёх" - это пример триалектичной логики. [И опять повторю: нельзя сказать, что раз дешевизна противопоставлена надёжности, то мы должны подобрать ещё что-то, чтобы противопоставить этому фактору скорость.] Был у меня прогон про 13 божков войны, там схема была триалектичная. Критерии победы? Минимальные потери, быстротечность конфликта, решительность достигнутых результатов. Факторы, позволяющие одержать победу? Военные технологии, количественное превосходство, искусство войны.
[Советская метафизика: "Когда боженька Саваоф создавал людей, он по-началу наделил их тремя качествами: Талантом, Волей и Порядочностью. Потом решил, что хватит им и двух".]
Понятно, что если мы всё-таки смогли найти четвёртый угол (и он не в центре), то мы разложили предмет рассуждений по тетрабазису, по четырём стихиям. (Со всей бахромой, которую мы сможем на это накрутить.) А это возвращает нас обратно к двум осям и т.д. Помните этические системы Крылова?
На текущий момент я занимаюсь исследованием пятиугольных схем - пять мечей, пять оперативных планов, пять родов войск, пять принципов боевой устойчивости, пять китайских стихий и пять эмоций фэн-шуй. Ссылочки нннада? Пять вершин располагаются по принципу пятиконечной звезды или же как четыре стороны света и центр.
Естественно, татибы заняли своё место в этом ряду. Раз я символически уподобил их китайским стихиям, то они отражают идею китайского космоса, где всё движется по спирали, бесконечно спускаясь из прошлого в будущее, с горы на равнину. За Драконом идёт Змея, а за Змеёй - Лошадь. За Деревом идёт Огонь, за Огнём - Земля. Сила порождает слабость, слабость порождает силу. Металл добывается из Земли и становится сосудом для Воды. Металл силён, потому что он рубит Дерево, Металл слаб, потому что его плавит Огонь.
Вот так и с татибами. На самом примитивном уровне: великий завоеватель создаёт империю, но потомки превращают его суровые заветы в ритуал и государственную религию (упадок асабии). В гниющем мясе государственного аппарата заводятся черви, и торгаши безжалостно доят народ, прикрываясь привилегиями, купленными у выродившейся аристократии за чечевичную похлёбку и гость золотых. Демократическая революция сметает отживший старый порядок. Но власть народа оборачивается властью невежественной толпы, стремящейся к уравниловке. Борьба за экономическое равенство приводит к чудовищному политическому неравенству, сосредотачивая власть в руках узкого круга лиц, и одна крыса оказывается голоднее и хитрее прочих... И цикл повторяется на новом витке. А теперь присвоим каждому периоду своего духа-управителя, который хочет продлить век своего торжества и ограничить правление остальных, а то и просто не подпустить их к пирогу; дадим им возможность заключать тактические союзы; наделим их ресурсами (людьми, территорией), за передел которых и ведётся борьба. Вот как-то так.
Динамическая схема; fortunatus предлагает заменить её на статичную, я не вижу, в чём выгода.