Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Нео-татибы и психоисторическое кольцо

Теперь сеттинг в контексте концпеции "психоисторического кольца".

Краткая суть. Есть две шкалы - индивидуализм-коллективизм и рациональность-иррациональность. Эти шкалы формируют четыре базовых человеческих стратегии в контексте социума, или рамки.

Рациональные коллективисты объединяются, чтобы создать рациональную социальную систему. Рациональная система заточена под конкуренцию за ресурсы с другими аналогичными социальными системами. Рационально организованная система должна побеждать менее рациональную.

Иррациональные коллективисты объединяются, чтобы создать иррациональную социальную систему. Иррациональная система заточена под борьбу с отдельными людьми и их уничтожение/подавление/переделку согласно критериям иррациональной системы. Особенность концепции "психоисторического кольца" состоит в том, что в ней постулируется trade-off между разными социальными стратегиями. Социум, нацеленный на борьбу с внешним врагом (другим социумом), неэффективен в борьбе с внутренним врагом (собственными подданными), и наоборот. Традиционно это рассматривалось, как составные части одной и той же функции государства, как аппарата насилия, но в рамках данной концепции это не так.

Иррациональные индивидуалисты стремятся заразить других людей своими мемами, то есть они распространяют свои убеждения при помощи различных социальных практик, пытаясь превратить других индивидуалистов в разносчиков собственных идей. Если бы эти люди не были индивидуалистами, они могли бы создать для этих целей жёсткую структуру (начиная с уровня секты), которая заколачивала бы их идеи в сознание жертв, и это была бы вышеупомянутая иррациональная социальная система. Но они индивидуалисты, по определению.

Рациональные индивидуалисты стремятся "монетизировать" свою рациональность. В идеале они стремятся паразитировать на крупной социальной системе, замыкая на себя потоки энергии и информации и используя возможности системы в своих личных целях. При невозможности подобного (когда поблизости нет системы, частью которой они могли бы стать), они начинают пропагандировать свои взгляды, распространяя их в качестве мемокомплесов и надеясь зацепить ими один из ключевых элементов существующей системы (чтобы превратить его в рационального индивидуалиста). Таким образом, рациональные индивидуалисты получают свои ресурсы либо непосредственно от системы, либо от другого рационального индивидуалиста, который является частью системы.

[Иначе говоря, ось рациональность/иррациональность - это ось борьба за ресурсы/борьба за смыслы.]

По очевидным причинам, рациональные индивидуалисты являются главным врагом рациональных социальных систем, так как индивидуалисты на них паразитируют и разлагают изнутри (распространяя свою "рационально-индивидуалистическую" рамку в качестве мемокомплекса), а рациональные системы, по определению, неэффективны в борьбе с внутренним врагом и альтернативными мнениями, иначе они стали бы иррациональными.

В то же время, иррациональные индивидуалисты легко заражают рациональных индивидуалистов своими мемами (согласно своей специализации), делая эгоистов менее рациональными, то есть понижая их приспособляемость и способность к освоению ресурсов.

Иррациональная социальная система - главный враг иррациональных индивидуалистов, по очевидным причинам. Система их уничтожает и подавляет.

Рациональная социальная система, в свою очередь, ест иррациональные на завтрак - без какого-либо изящества и искусства, просто раскатывает их катком.

-------------------------------------------

Рассмотрим с этой точки зрения на сюжетно-историческую схему классического киберпанка. Произошла некая "пересборка" общества, в результате которой старые национальные государства в значительной степени утратили свои функции, если вообще сохранились. Политическая, экономическая и культурная власть теперь сосредоточена в мегакорпорациях, которые представляют собой рациональные структуры, так как их основное занятие - это борьба с другими мегакорпорациями. Что дополнительно подтверждается фактом существования пёстрой "киберпанковской сцены", состоящей, очевидным образом, из иррациональных индивидуалистов, - если бы мегакорпорации тратили свои ресурсы на поддержание "единообразия и единомыслия", мы бы не наблюдали ничего подобного. При этом, иррациональным структурам меньшего масштаба, уровня организованной преступной группировки, политического движения или религиозной секты, не позволяют вырасти и утвердить своё монопольное право на смыслы на сколько-нибудь крупной территории, их целенаправленно давят. (Иначе бы они слопали всех киберпанков, как одиночек.)

В целом, такая политика выгодна самим мегакорпорациям. Если бы не существовало "сцены", индивидуалистам оставалось бы только делать карьеру в мегакорпорациях, и самые рациональные из них поднимались бы до самых верхов, при этом оставаясь эгоистами, которым плевать на благо системы в целом. А так, киберпанки заражают индивидуалистов своими мемами, и те сами превращаются в киберпанков, то есть посвящают себя иррациональной (с точки зрения доступа к ресурсам) деятельности.

[Проблема СССР в этом контексте. Иррациональный индивидуализм подавлялся в пользу иррационального коллективизма. Рациональные индивидуалисты шли работать в советские структуры - ведь других-то не было. Как бы действовал Мальчиш-Плохиш в СССР? Он ведь способен придерживаться прагматической стратегии, а его главная мотивация - бочка варенья и корзина печенья.]

-------------------------------------------

В рамках нашего сеттинга каждая из нео-татиб представляет собой парадоксальное (неустойчивое) сочетание двух конфликтующих стратегий.

"Оранжевые" - это рациональные коллективисты и рациональные индивидуалисты. Общество, заточенное под рациональную конкуренцию крупных структур (отсюда свобода слова, разделение властей, конкурентная демократия, частная инициатива), и, одновременно, обслуживание интересов узкого круга патрициев, Настоящих Граждан.

"Фиолетовые" - это рациональные индивидуалисты и иррациональные индивидуалисты. Ставка на паразитирование на сложных системах, официальным и неофициальным образом, и на распространение своих мемов с целью обращения новых людей. Собственных крупных социальных систем не создают, ибо Хаос и Анархия.

"Серые" - иррациональные индивидуалисты и иррациональные коллективисты. С одной стороны, ненасильственное распространение своих мемов по всему миру за счёт верующих в Техносферу, с другой - жёсткое подавление инакомыслия на захваченных территориях.

"Зелёные" - иррациональные коллективисты и рациональные коллективисты. Промывка мозгов вкупе с попыткой создания рациональной системы, которая сможет закатать в асфальт всех противников сопоставимого размерного класса. При этом, за пределы "зелёных" социумов "зелёные" мемы не выходят и никого там не волнуют.

[Таким образом, "оранжевые" боятся заразиться иррациональными идеями, "фиолетовые" боятся чисток и борьбы с инакомыслием, "серые" - военного разгрома, а "зелёные" - паразитизма.]

В киберпанковских терминах, мегакорпорации - это сочетание "оранжевых" и "зелёных", а "сцена" - место, где советские киберпанки-технократы (видео) тусуются с анархичными киберпанками-трансгуманистами (и находят с ними общий язык за счёт любви к технике, моддингу и нестандартному использованию стандартного оборудования).
Tags: психоистория, сеттинг, татиба
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments