Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Метаистория Даниила Андреева и образ Кащея

Так. В этом, последнем вступлении, я хотел поговорить о том, кто такой, в сущности, Кащей, и почему он держит в плену Белоснежку.

Равана похищает Ситу, Рама идёт войной на Равану. В одном блоге, где обсуждался этот сюжет, обнаружившийся в комментах индус выдал чеканное: "Рама - это Господь. Сита - Индия". И это действительно так, по крайней мере, на символическом уровне. Прекрасная Дева - душа нации или страны. Герой - стремление к реализации божественного замысла, главный направляющий принцип. Зло - демонический принцип.

В отечественных условиях Даниил Андреев истолковал этот сюжет следующим образом. Прекрасная Дева - Соборная Душа России. Герой - небесный защитник России, наш национальный дух. Демон - тираническая природа российской власти. Иначе говоря, Она - страна, Он - народ, Оно - государство. Это наш вечный треугольник.


[Всё это должно было стать прелюдией к моему рассказу об отечественном фильме "Реальная сказка" - фильме, который меня реально возмутил. Но то моё возмущение так и не вышло за рамки рассказов друзьям.]

Дальше я хотел поговорить о том, что, с точки зрения метафизики Даниила Андреева - или, как он сам выражался, "метаистории", - образ Кащея (неважно, в "Маше и Вите против Диких Гитар" или в "Реальной сказке") собирательный, он относится как к Великому Игве отечественной преисподней, так и к нашему родному уицраору, Жругру, демону российской государственности. А это две разные вещи, потому что Жругр - он в каком-то смысле просто голем, который хочет жить, а Великий Игва напрямую и сознательно служит демоническим иерархиям...

Но тут я понял, что пересказывать Даниила Андреева бессмысленно. Лучше я просто поставлю прямую ссылку:

Книга IV. Структура Шаданакара. Инфрафизика/ Глава 3. Шрастры и уицраоры

И с одной стороны, всё-таки заметно, что Даниил Андреев сочинял этот текст в сороковые-пятидесятые годы двадцатого века (причём с 1947 по 1957 год - в тюрьме), что автор сформировался как личность в двадцатые-тридцатые, а его эстетические идеалы вообще лежали где-то в направлении второй половины-конца 19 века. А с другой стороны ТАМ ВСЯ ПРАВДА НАПИСАНА. Хотите разобраться  в вопросе? Читайте Даниила Андреева. (Где ещё можно узнать, что в нижних мирах любят конструктивизм и хэви-металл?)

"Что же поддерживает жизненные силы уицраоров? Механизм этого процесса весьма непрост. Уицраор излучает в гигантских количествах своеобразную психическую энергию, проникающую в Энроф. Воспринятая сферою бессознательного в человеческой психике, она проявляется среди человеческих обществ в виде комплекса национально-государственных чувств. Благоговение перед своим государством (не перед народом или страной, а именно перед государством с его мощью), переживание самого себя как участника в грандиозной деятельности великодержавия, культ кесарей или вождей, жгучая ненависть к их врагам, гордость материальным преуспеванием и внешними победами своего государства, национальное самодовольство, воинственность, кровожадность, завоевательный энтузиазм – все эти чувства, выявляющиеся уже в пределах человеческого сознания, могут расти, распухать, гипертрофироваться лишь благодаря этой уицраориальной энергии. Но при этом психика людей обогащает эти, если можно так выразиться, разряды энергии своими собственными привнесениями, свойственными лишь ей. Возникает своеобразное психоизлучение человеческих масс, психоизлучение двойственной природы и обратной направленности. Оно опускается сквозь земную кору, проникает в соседние инфраслои и проступает в виде вязкой красной росы на почве шрастров. Игвы собирают её для уицраоров – в этом и состоит их главная обязанность по отношению к ним, – а остатками лакомятся сами: прозябание на растительной пище не только угнетает их и тяготит, но и не может предохранить от деградации.

(...)

Мне остаётся сказать несколько слов о Друккарге – единственном из шрастров, воспоминания о котором поднимаются в круг моей дневной памяти. Центр главного из городов Друккарга составляет сооружение высотою около километра: капище. О статуе праигвы, мчащегося верхом на распростёршем крылья раругге, я уже говорил; и если отдалённым подобием этой статуи нужно считать в Энрофе Медного Всадника, то с капищем трансфизически связано совсем иное, знакомое нам здание: мавзолей.

Главный город опоясан кольцевой цитаделью, состоящей из концентрических кругов. В одном из них томится Навна, Идеальная Соборная Душа России. При третьем Жругре положение ухудшилось: над нею воздвигнут плотный свод. Теперь её сияющий голос едва проступает местами, как голубоватое, невидимое игвам и раруггам, свечение на поверхности циклопических стен. А вне Друккарга лишь верующие в России земной и просветлённые в России Небесной слышат её голос. – Кто она, Навна? То, что объединяет русских в единую нацию; то, что зовёт и тянет отдельные русские души ввысь и ввысь; то, что овевает искусство России неповторимым благоуханием; то, что надстоит над чистейшими и высочайшими женскими образами русских сказаний, литературы и музыки; то, что рождает в русских сердцах тоску о высоком, особенном, лишь России предназначенном долженствовании, – всё это Навна. Соборность же её заключается в том, что нечто от каждой русской души поднимается к Навне, входит в неё, оберегается в ней и сливается с её собственным Я. Можно сказать и так: некоторого рода духо-энергия, имеющаяся у каждого человека, входящего в организм нации, пребывает в Навне. Навна – невеста демиурга России и пленница Жругров".


Наша Соборная Душа - в плену. Вот базовая суть русского сюжета.
Tags: сказка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments