?

Log in

No account? Create an account
Аллегорические изображения, геральдика и древняя богиня - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Аллегорические изображения, геральдика и древняя богиня [Nov. 1st, 2017|01:56 am]
Григорий
Общими усилиями и благодаря spellingmistake выяснили, что удивившая меня фигура отсылает к Нидерландской Деве - историческому символу борьбы Нидерландов (включая нынешнюю Бельгию) за свою независимость от испанской короны.









(Памятник Адольфу графу Нассау.)

И да, всё это, в конечном счёте, отсылает к образу Кибелы.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: aono
2017-10-31 11:01 pm (UTC)
Я все-таки продолжаю считать, что к образу Ромы.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7b/Dea_Roma_Vittoriano.png
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-10-31 11:11 pm (UTC)
Но Кибела старше и влиятельнее, даже в контексте Рима.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-10-31 11:28 pm (UTC)
Насколько я понял, когда Кибела начала носить башенную корону, это уже позднеримская, имперская Кибела, Кибела как Матерь Рима, которая как раз поглотила Рому.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-10-31 11:41 pm (UTC)
Честно говоря, мне это кажется сомнительным как хронологически, так и иконографически.

Если башенная корона не принадлежала Кибеле изначально, то она её заимствовала у Тюхе-Фортуны, в её аспекте покровительницы городов: https://en.wikipedia.org/wiki/Tyche
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-11-01 12:22 am (UTC)
Но Фортуна в ипостаси хранительницы городов как раз в Риме вроде бы была не очень популярна, разве нет?

Так или иначе, первый эллинизированный культ Ромы как защитницы и представительницы Рима - это 195 год до н.э. До момента, как Кибела примет ее функции как Матери Империи - не меньше ста пятидесяти лет (да и вообще культу Кибеле в Риме на этот момент не больше двадцати лет).

P.S. Конечно, я не специалист и занимаюсь спекуляциями.

Edited at 2017-11-01 12:23 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-11-01 12:40 am (UTC)
Я тоже не специалист. Но по хронологии:

Культ Ромы возникает в Смирне в 195 году до н.э.

В Смирне поклонялись Кибеле:

https://en.wikipedia.org/wiki/Smyrna#Hellenistic_period

"...outside the city on the east, where probably stood the temple of Cybele, worshipped under the name of Meter Sipylene, the patroness of the city."

Смирна - один из центров поклонения Тюхе:

https://www.researchgate.net/publication/279038342_The_cults_of_Nemeseis_and_Tyche_at_Smyrna

"Nemesis personified the concept of divine punishment/revenge, while Tyche personified the destiny of a city, a ruler or a person. Both were among the deities that represented the city of Smyrna throughout antiquity."

Теоретически, Тюхе могла изображаться в башенной короне с третьего века до н.э.:

http://www.theoi.com/Cult/TykheCult.html

CULT IN SYRIA (WEST ASIA)

"I. ANTIOCH (ANTIOKHEIA) City in Syria (Greek Colony)

Pausanias, Description of Greece 6. 2. 7 (trans. Jones) (Greek travelogue C 2nd A.D.) :
"A statue of Tykhe [made] for the Syrians on the Orontes, which is very much venerated by the local people."
[N.B. This Tykhe was a gilded bronze goddess in the act of being crowned; she sits enthroned with her feet on the river-god Orontes. There was a religious cult of Tykhe of cities. Her only known Greek festival was at Lampsakos, but she had an important cult at Antioch.]

The most famous likeness of Tykhe is the statue by Eutykhes (early 3rd century BC) it represents the city goddess of Antiochia: wearing the mural crown and clad in a loose-fitting mantle she is seated on a rock, with her right foot resting on the shoulder of the river god Orontes, who is emerging from the water."

Так что для меня всё сходится. Образ богини покровительницы города в короне в форме города зародился в Малой Азии, и оттуда уже так или иначе попал в Рим.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-11-01 12:48 am (UTC)
Ну да - я вполне допускаю, что Рома позаимствовала башенную корону у Тюхе (а точнее - что башенная корона не атрибут конкретной богини, а указание на богиню-покровительницу города). Мне кажется вполне логичной цепочка - эллинистические культы покровительниц городов (в частности, Тюхе) -> Рома в ипостаси Рима-защитника городов -> Кибела в ипостаси Матери Империи.
Я возражаю именно на возведение этого образа к Кибеле. Римская традиция, все-таки, довольно поздно превратила Кибелу в покровительницу городов и Империи в целом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-11-01 01:00 am (UTC)
Я не понимаю, что тебе не нравится. Кибела - древняя богиня Малой Азии. Греческие колонии в Малой Азии начали её почитать не позже 6 в. до н.э., и оттуда её культ распространился на запад. Она считалась покровительницей городов. Её изображали в характерном цилиндрическом головном уборе, от него до башенной короны - один шаг.

Потом, да, уже посредством имперского Рима, образ Кибелы, как Великой Матери, стал частью европейской культуры. И мог непосредственно повлиять на Нидерландскую Деву.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-11-01 01:11 am (UTC)
Технически, мне не нравится умолчательное объединение римских культов и культов Малой Азии; это несколько разные традиции. Еще мне не очень нравится объединение полоса и башенной короны, потому что происхождение башенной короны, в общем-то, довольно очевидно - это изображение городских стен с башнями, и для его появления совершенно необязательно издеваться над цилиндром.
Скорее я бы предположил, что, когда мы видим переход от полоса к башенной короне, мы видим переход от богини-матери к богине-покровительнице города.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-11-01 12:43 am (UTC)
И при этом в самом Риме, вроде как, Рома изображалась в шлеме, а не в короне.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-11-01 01:00 am (UTC)
Насколько я понял, нельзя точно отождествлять эти изображения с Ромой. Но если да - то культ Ромы оказывается старше 195 года.
При этом, мы достоверно знаем, что башенная корона как римская награда уже использовалась во время Второй Пунической Войны, и, насколько я понимаю, нет речи о том, что эту награду именно тогда установили. Хотя, конечно, в принципе возможно и это, но я, признаться, сомневаюсь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-11-01 01:04 am (UTC)
Я про то, на что ссылается Википедия: монета 1 века до н.э., колонна Антонина Пия 2 века н.э. и монета 3 века. Там шлем везде. То есть образ, у которого с одной стороны будет Афина, а с другой - Британия.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-11-01 01:12 am (UTC)
А, ну да. То, что башенная корона как атрибут божества - свойство эллинистической культуры, довольно очевидно.
(Reply) (Parent) (Thread)