Но остались цитаты в книгах христианских авторов того времени. Сам Порфирий о Христе писал так (его цитирует Августин в своём труде "О граде Божьем", книга 19, глава 23):
"Некоторым, без сомнения, покажется неожиданностью то, что мы скажем. Боги провозгласили Христа благочестивейшим и сделавшимся бессмертным и отзывались о Нем с большой похвалою; но христиан они называют порочными, оскверненными, преданными заблуждению, употребляя в их адрес и многие другие укоризны".
Мне это интересно с точки зрения отражения евангельского образа Иисуса Христа в различных религиозных традициях. Он негативная фигура в талмудическом иудаизме и мандеизме (который считается единственной выжившей ветвью гностицизма). Но обычно Христос, по понятным причинам, положительный персонаж - у исторических гностиков (судя по сохранившимся текстам), у манихеев, в исламе и т.д. Очевидно, что если судить о Христе, находясь в рамках христианской традиции, то он будет положительным персонажем. С другой стороны, в интересах пропаганды среди христианского населения выгодно кооптировать Иисуса в качестве персонажа собственного пантеона. Он объективно хорош в субъективных текстах своих последователей, и объективно выгодно использовать субъективную любовь к нему.
И вот пример того, что Иисус мог считаться хорошим с точки зрения позднеантичного философского язычества. Иисус хорош, его даже боги любят, а христиане законченные уроды.
Но суть не в этом. Меня потрясло, что Порфирий заодно цитировал мнения оракулов богов, которые на тот момент всё ещё действовали. И, Аполлон, например, христианство презирал вкупе с его основоположником, но уважал евреев.
"Спрашивавшему, молитвою к какому богу мог бы он отвлечь жену свою от христианства, Аполлон отвечал в стихах следующее:
"Можешь, пожалуй, скорее научиться чертить письмена по воде или, расправив легкие крылья, летать, как птица, чем вернешь назад чувство оскверненной и нечестивой жены. Пусть продолжает, как хочет, упорствуя в пустых обманах и воспевая лживыми рыданиями мертвого Бога, Которого, погубленного правильно мыслящими судьями, умертвила самая худшая из благовидных, совокупно с железом, смерть... Иудеи веруют в Бога более, чем эти".
На подобный же вопрос Аполлону, что лучше: слово ли, или разум (т.е., Логос - Г.Н.), или закон, последний, по его словам, "отвечал стихами, говоря так":
"...в Бога же родоначальника и в вышнего Царя, пред Которым трепещут и небо, и земля, и море, и сокровенные убежища преисподних, и ужасаются сами божества; для них закон есть Отец, которого чтут истинно святые евреи".
Такое чувство, что еврейская община прилично занесла жрецам Аполлона!
А вот Гекате Иисус больше нравился. Хороший был мужик. Но не Бог.
"Когда спрашивали о Христе, Бог ли Он, Геката отвечала:
"Шествие бессмертной души после тела тебе известно; блуждает же душа, потерявшая истину; то – душа мужа, превосходнейшего в благочестии, но чтут ее не сообразно с ее действительным состоянием".
Итак, она сказала, что Он – муж благочестивейший, и что душа Его, как и души других благочестивых людей, одарена после разлучения с телом бессмертием, но что христиане чтут ее невежественно. А на вопрос: за что же Он осужден [на смерть]? – богиня отвечала:
"Тело всегда подвержено истязаниям и увечьям, душа же благочестивого пребывает в небесном жилище. Та же душа определением судеб позволила впасть в заблуждение другим душам, которым рок не дал ни пользоваться дарами богов, ни иметь познание о бессмертном Юпитере. Поэтому они ненавистны богам; ибо им, которым не суждено было ни знать Бога, ни получить дары от богов, – им, определением судьбы, Он дал впасть в заблуждение. Сам же Он благочестив, и как благочестивый удалился в небо. Итак, Его не хули, но пожалей о безумии людей, об их легком и опасном через Него падении"".
(Я ещё в английскую версию заглянул, чтобы лучше уяснить смысл. Я, к сожалению, не могу читать Блаженного Августина в оригинале. О, с каким презрением сейчас посмотрели на меня мои университетские преподаватели латыни! Короче, боги и судьба постановили, что некоторым людям суждено было впасть в грех и неведение посредством христианства. Но это не вина самого Христа, он у богов на хорошем счету.)
Подумать только, было время, когда можно было взять у Гекаты интервью и узнать её мнение о Христе и христианстве. Не буду никого обманывать, я хотел бы жить в таком мире. [Да, именно поэтому мой мир так и выглядит - пророки Единого и оракулы Двенадцати взаимно подтверждали полномочия друг друга.]
И опять Порфирий:
"Существуют в некоем месте самые низшие земные духи, подчиненные власти злых демонов. От этих злейших и низших духов предостерегали благочестивых людей мудрейшие из евреев, к числу которых принадлежал и Иисус, как сказано это в вышеприведенных божественных изречениях Аполлона; они запрещали совершать им празднества, чтить же велели преимущественно небесных богов, а наиболее всех – Бога Отца. То же самое заповедают и боги, и мы показали выше, как они увещевают душу обратиться к Богу и как повсюду повелевают почитать Его. Но невежественные и нечестивые люди, которым судьба справедливо не дозволила ни воспользоваться дарами богов, ни иметь понятия о бессмертном Юпитере, не слушая ни богов, ни божественных мужей, отвергли всех богов, а запрещенных демонов не только не возненавидели, но и стали почитать. Притворяясь же, что поклоняются Богу, не делают того, в чем единственно выражается поклонение Богу. Ибо хотя Бог, всемогущий Отец всего, не нуждается ни в чем, но полезно для нас самих, когда мы поклоняемся Ему правдой, чистотой и другими добродетелями, обращая в молитву к Нему саму нашу жизнь через подражание и искание Его. Ибо искание очищает, а подражание обоготворяет, производя любовь к Нему".
Вот поэтому эту книгу и сожгли.