Тогда возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков, и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими.
Но Даниил просил царя, и он поставил Седраха, Мисаха и Авденаго над делами страны Вавилонской, а Даниил остался при дворе царя".
Но дальше выясняется, что Навуходоносор ничего не понял, кроме того, что ему приснился гигантский идол, а это значит, что "ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу... Ты — это золотая голова!". И это пророческое видение надо отметить подобающим образом:
"Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской.
И послал царь Навуходоносор собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, которого поставил царь Навуходоносор.
И собрались сатрапы, наместники, военачальники, верховные судьи, казнохранители, законоведцы, блюстители суда и все областные правители на открытие истукана, которого Навуходоносор царь поставил, и стали перед истуканом, которого воздвиг Навуходоносор.
Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки:
в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор.
А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем.
Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, которого поставил Навуходоносор царь".
(Очевидно, там рядом была огромная печь, чтобы сжигать жертвоприношения и услаждать ноздри идола дымом.)
1. Эта история продолжает вавилонскую тему прообразов Антихриста. Первым был Нимрод, который в еврейских легендах ассоциировался со строителем Вавилонской башни:
Антихрист... уподобится древнему Нимроду: объединит человечество и заставит его поклоняться себе:
"К такому дерзкому ослушанию относительно Господа Бога побудил их Немврод (Нимрод), внук Хама, сына Ноева, человек отважный и отличавшийся огромною физическою силою. Он убедил их не приписывать своего благоденствия Господу Богу, а считать причиною своего благополучия собственную свою доблесть. Спустя немного времени Немврод стал домогаться верховной власти, будучи убежден, что люди только в том случае перестанут бояться Бога и отпадут от Него, если согласятся жить под властною защитою его, Немврода. При этом он хвастливо заявлял, что защитит их от Господа Бога, если бы Тот вновь захотел наслать на землю потоп. Он советовал им построить башню более высокую, чем насколько могла бы подняться вода, и тем отомстить за гибель предков".
Навуходоносор приказывает построить гигантский истукан, представляющий царя, как земного бога, олицетворяющий его власть и его державу. Каждый должен поклониться идолу или стать жертвой идола. Навуходоносор здесь выступает в качестве предтечи Зверя и его лжепророка из "Откровения" Иоанна Богослова:
"И дано было ему [Зверю] вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.
И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.
(...)
И дано ему [лжепророку] было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его".
2. Но трое отроков, товарищи Даниила, занявшие благодаря его мудрости важные административные посты в аппарате Вавилонской империи, отказываются поклониться земному богу, потому что хранят верность Богу небесному.
"Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю.
Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь?
Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?
И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это.
Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.
Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.
Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее,
и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем".
Ангел Божий спас трёх отроков от пламени и они остались невредимы, после чего царь проникся и ещё больше их возвысил. То же самое в кратком пересказе Иосифа Флавия:
"Царь соорудил огромную золотую статую в шестьдесят локтей в вышину и шесть в ширину и поставил ее на большой вавилонской равнине. Желая освятить статую, он пригласил на это торжество со всех своих владений знатнейших людей и повелел им при первом трубном сигнале пасть ниц и преклониться перед статуей; тем же, кто бы вздумал ослушаться, он угрожал, что бросит их в огонь раскаленной печи. И вот все при знаке трубы пали ниц и преклонились перед статуей, тогда как товарищи Даниила отказались сделать это, указывая на нежелание свое преступить родные законопостановления. Их немедленно обвинили и тотчас ввергли в огонь; но здесь они спаслись благодаря заботливости Господней и чудесным образом избегли смерти. Дело в том, что пламя не коснулось их, полагаю, оттого не коснулось, что они без всякой вины были ввергнуты в огонь, который оказался бессильным по отношению к ним, так как Господь Бог настолько укрепил тела их, что они стали нечувствительными к огню. Это обстоятельство доказало царю их правоту и то, что они богоугодны, а потому он после этого оказывал им всегда всякие почести".
Политический аспект этого сюжета следующий. Сила евреев в том, что они не разделяют национальный миф страны проживания. Государственные големы не имеют над ними власти: плевать евреи хотели на местных царьков и божков, они поклоняются Богу, Который Сотворил Вселенную. И именно поэтому местная Власть, в конечном счёте, начинает проявлять интерес к евреям, у которых есть столь серьёзная крыша. У Власти ведь нет причин уважать собственных подданных, готовых ползать на брюхе по свистку. Это скот, которому нужны надсмотрщики, и те же евреи вполне способны претендовать на эту роль. Свобода от мифа даёт им конкурентное преимущество.
Конечно, иногда за это могут бросить в топку. Но в долговременной перспективе такая позиция всё равно окупится, не может не окупиться.
(продолжение следует...)