?

Log in

No account? Create an account
Курии, как раса - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Курии, как раса [Nov. 27th, 2017|04:06 am]
Григорий
[Tags|, ]

Теперь я хотел взять курий и попытаться поговорить о них с точки зрения предыдущих пунктов (1, 2, 3, 4).

Курии. Сразу скажу, что в оригинале это Kur, множественное число Kurii. Поэтому русские переводы шатаются от "кюров" до "курий". Мне больше нравятся "курии", потому что по-гориански это слово означает "тварь", "зверь", "бестия". И это не самоназвание, мягко говоря: сами курии называют себя "Народом", т.е. людьми (а людей они называют "двуногое мясо"). Короче, курии - это бестии, а кюры - что-то из "Кин-дза-дза". 

Курии - здоровенные, мощные, покрытые шерстью твари, похожие на помесь крупных бесхвостых приматов с волками и медведями, но с кошачьей грацией и свойственной куньим кровожадностью. Короче, когда человек видит курию, у него в голове сразу загорается предупредительный сигнал: "Опасность! Крупный хищник!" Курия это: подозрительно земная морда, где человеческий взгляд сразу различает зубастую пасть-глаза-нос-уши; сутулое тело, способное быстро передвигаться как на двух, так и на четырёх конечностях; шесть когтистых пальцев на руках и на ногах, причём на руках пальцы длинные, многосуставчатые, "напоминающие щупальца", центральные пальцы кисти попарно срослись первыми фалангами (при беге на четырёх лапах, пальцы, видимо, подгибаются и сворачиваются в кулак). Голова крупная, глаза умные и "светятся разумом" - иначе говоря, курии смотрят людям в глаза и пытаются отслеживать их мимику. У самих курий, надо полагать, морды тоже выразительные. Люди не в состоянии произнести большую часть звуков курийской речи, но распознают в их рычании упорядоченную речь разумного существа. У курий с человеческими языками тоже проблемы, но отдельные курии умеют говорить на сносном горианском (возможно, для этого им потребовалась хирургическая перестройка гортани).

Одно из лучших изображений курий, которые я смог найти в сети:



Gorean-Art (c)

Не то, чтобы оно было идеальным, но оно хорошо передаёт настроение и не содержит совсем уж очевидных ошибок. Главное, тут хотя бы чувствуется попытка показать инопланетную природу самого существа и особенности устройства его хватательных конечностей. Хотя традиция изображать курий в сценах с горианскими рабынями забавна сама по себе. И то, как оно её держит, это отдельный вопрос к художнику. [А вот это уже совсем плохо, хотя я видел и хуже.] Чиби-курия - не то, чтобы автор собирался изобразить именно это, но получилось оно.

В целом же, курия - это Грендель, так их и надо изображать. С точки зрения горианского канона, "исторический" Грендель как раз и был попавшей на Землю курией.





***

Итак, пойдём по пунктам.

Крутость. Курии официально круче людей. Они крупнее, сильнее, быстрее и выносливее, они намного более живучи, быстрее размножаются и, по собственному мнению, превосходят людей в морально-нравственном плане.

Выраженность процессов сапиентизации, по шкале от "разум, как надстройка над неразумной тварью" до "живые неотонические эмбрионы, которые относятся к неразумной предковой форме, как померанец к волку, и имеют такие же шансы на выживание в естественной среде". Курии очень "дикие" - это покрытые шерстью существа с когтями и зубами. Сильно выраженный половой диморфизм доминантных особей, способность бегать на четырёх лапах, любовь к сырой еде, морда с вытянутыми вперёд мощными челюстями - всё это воспринимается людьми, как признак звериной, доразумной природы курий. Среднестатистический курия способен выжить в богатом дичью лесу в одиночку, без инструментов и одежды. Курии вообще быстро дичают.

Эволюционная близость к людям. У курий и у нас не было общего сухопутного предка, они явным образом не млекопитающие и даже не рептилии. У предка всех земных сухопутных позвоночных было пять пальцев на передних и задних лапах, у курий - шесть. Тем не менее, если использовать земные термины, то курии - это, безусловно, хордовые, и произошли они от той же кистепёрой рыбы. У них четыре конечности, два глаза, череп с нижней челюстью, уши (возникшие, надо полагать, в результате конвергентной эволюции, как шерсть, теплокровность, гетеродонтизм и остальные "маммальные" признаки). У них одно сердце и "понятная" кровеносная и пищеварительная система.

Прочие биологические критерии, которые приходят в голову...

Шкала хищность-травоядность. Тут всё ясно, курии - это классические, популярные в западной фантастике разумные хищники. Хотя я лично считаю, что возникновение цивилизации и переход к оседлому образу жизни вынудил их перейти на всеядную диету, как это произошло с собаками.

Шкала precocial-altricial - как это ни странно для крупного хищника, ярко-выраженные precocial: детёныш способен видеть, ходить, питаться взрослой пищей и даже охотиться на мелких животных вскоре после появления на свет; курия с рождения обладает необходимыми для выживания навыками, хотя, естественно, ещё не умеет говорить и по-настоящему думать. 

***

Базовая ценность господствующей культуры (1, 2) - слава. Вернее, это курийское понятие, которое автоматический переводчик передал горианским словом, которое Тарл Кэбот перевёл на английский, как glory. "Слава" описывается так: представьте себе двух чемпионов (доминантных особей), сошедшихся в смертельном бою, в то время как весь народ на них смотрит. Слава - это то, что объединяет того-кто-убивает и тех-кто-смотрит.

***

"Поршневость" - охренительная у них поршневость, это раса каннибалов и людоедов. Курии биологически адаптированны для убийства и поедания других курий. (Невооружённому человеку убить другого человека очень непросто: это только в кино тренированный боец сворачивает врагам шеи, как цыплятам.) Поглощение мяса и крови поверженного доминанта действует на доминанта-победителя, как афродизиак, повышающий его репродуктивную активность. Собственно, именно убийство доминанта превращает курию в доминанта в полном смысле слова: в того-кто-убивает-и-спаривается.

Так как курии едят друг друга, у них нет никаких табу насчёт поедания других разумных существ. Более того, курии находят человеческое мясо весьма вкусным, а человеческая кровь их пьянит (и в ряде случаев даже может привести к возникновению зависимости). Всё это, понятное дело, не улучшает отношений между нашими расами.

...В одной из книг Нормана люди, поубивав курий, начинают в отместку жарить их мясо и пить их кровь. Как говорится, только в книгах Джона Нормана: добро победило зло и съело его. 

***

Способ размножения. Более извращённый, чем у людей, но в конечном счёте сводящийся к самцам, самкам и стерильным рабочим особям (на базе самцов). С точки зрения человеческих извращений, помимо всякого гуро, курии - это типичные cuckhold-фантазии (1, 2). Не знаю, как это по-русски - каколд? Куколд? Короче, альфа жёстко трахает престижную самочку, а бета-самец (омега, если уж на то пошло) подлизывается к ней с подарками, всё для неё делает, растит её детей от альфы, но никогда не получает доступа к телу. Потому что она более высокоранговая особь. (В то же время, альфа её нагибает, как хочет, и она это с готовностью терпит, потому что статус альфы выше любой самки.) Вот это то, что что происходит у курий в треугольнике из доминанта, яйценоса и недоминанта.

Наконец, то, что я называю "обратная ксенология". Что мы, как аналитики-ксенологи, можем сказать о культуре, представитель которой выдумал именно таких вот инопланетян (а не каких-нибудь других)?

Теоретически, курии - это инопланетяне, выдуманные горианами, в рамках горианской культуры, как реакция на сведения о Земле. Доминант - это гипертрофированное олицетворение качеств, которыми должен обладать идеальный горианский мужчина-воин. Позорный стерильный недоминанант - горианские стереотипы о земных (т.е., американских белых) мужчинах, которые терпят абсолютно позорное обращение со стороны женщин. По крайней мере, именно это Тарл вкладывал в свою историю, когда он месяцы спустя по памяти записывал разговоры с Зарендаргаром Пол-Уха.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: jamal42
2017-11-27 07:32 am (UTC)
интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: az1236
2017-11-27 10:43 am (UTC)
У вас есть объяснение, как с высокой внутривидовой агрессивностью сочетается развитое природное вооружение?

Более жестоким наказанием для курий должно быть не "съесть", раз для них это нормально, а "развесить", чтобы павших съела всякая мелкая живность.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-11-27 11:20 am (UTC)
"У вас есть объяснение, как с высокой внутривидовой агрессивностью сочетается развитое природное вооружение?"

А где вы здесь видите противоречие?

Если курии кого-то убивают, они с большой вероятностью его едят, зачем же мясу пропадать? Но с точки зрения наказаний, их любимое наказание такое же, как и у людей - изгнание из группы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: az1236
2017-11-27 11:37 am (UTC)
Мощное вооружение уменьшает возможность победить "чисто": умирающий вполне способен нанести победителю такие раны, что он если и не загнется чуть позже сам, то станет легкой добычей для "обезьяны на дереве"
(Это еще к вопросу о том, как гориане должны воспринимать земную "силу добра" - как силу интриг, позволяющую стравить врагов между собой)
С человеческой точки зрения съесть труп - значит поглумиться над ним. С точки зрения курий это не так, конечно.

Edited at 2017-11-27 11:37 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-11-27 12:05 pm (UTC)
То есть, если гиппопотамы гиперагрессивны, и самцы часто дерутся до крови, нанося друг другу серьёзные рваные раны, то у них не должно быть таких клыков - которые у них, тем не менее, есть? Аналогично с морскими слонами. Это очень странный аргумент.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _hellmaus_
2017-11-27 12:54 pm (UTC)
Мощное вооружение снижает агрессивность у хищников. Они в случае серьезной раны рискуют умереть с голоду. А у травоядных бегемотов и падальщиков этот фактор не работает.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-11-27 01:01 pm (UTC)
Это правда, но не совсем то, о чём идёт речь. С точки зрения выбора добычи, да, выгодно выбирать более уязвимую.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _hellmaus_
2017-11-27 01:50 pm (UTC)
Еще забавная ситуация у гиен. У них специализация на падаль (догонять не надо) плюс высокий уровень социальной взаимопомощи. Поэтому у них большой простор для межвидовой агрессии, они отжимают добычу у леопардов и гепардов, а иногда и у львов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-11-27 01:53 pm (UTC)
Вот пауки жрут пауков (включая пауков собственного вида - это постоянно происходит, у множества видов). Пауки, таким образом, являются эффективными убийцами пауков. Значит ли это, что паукам выгодно быть менее агрессивными? (Скорее нет, отбор поддерживает более агрессивных пауков.)

***

А фантастический вид, о котором говорим мы - это что-то вроде плотоядных эусоциальных орангутанов.

У эусоциальных видов убийство матки маткой вполне себе встречается, и это поддерживается отбором. Если я правильно понимаю, голые землекопы тоже вполне себе друг друга мочат, в том числе, когда дерутся за опустевший трон "царицы" колонии. И что, им выгодно быть менее агрессивными в этой ситуации?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: az1236
2017-11-27 04:27 pm (UTC)
Тут, имхо, два момента:
Разница между "ближним" вооружением (клыками) и "дальним" (когтями, рогами) Подрать в ответ куда проще, чем укусить.
Второй момент - охотится ли вид на существ, сравнимым в опасности с ним самим, как те же копытные для кошек.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-11-27 12:05 pm (UTC)
"(Это еще к вопросу о том, как гориане должны воспринимать земную "силу добра" - как силу интриг, позволяющую стравить врагов между собой)"

Это высказывание я вообще не понял.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: az1236
2017-11-27 04:31 pm (UTC)
Я о https://gest.livejournal.com/1388213.html?thread=5610165#t5610165
То есть горианин, читающий земную литературу, увидит в победе хороших именно результат интриг: хорошие в среднем лучше привлекают и удерживают союзников, причиной поражения плохишей регулярно становится предательство кого-то, кого хорошие переманили на свою сторону.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-12-12 01:23 pm (UTC)
Я не очень понимаю, как вы делаете этот вывод, и не могу с ним согласится.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: az1236
2017-12-12 07:38 pm (UTC)
Люк победил за счет того, что отец сменил сторону.
Фродо победил за счет того, что повел себя с Голлумом лучше, чем Саурон, и Голлум провел его к Горе.
Гарри Поттер смог победить благодаря тому, что Волдеморт настроил против себя некогда лояльных Малфоев, и даже верная некогда Беллатрикс предпочла скрыть от него важную информацию - из-за страха перед возможным наказанием.
"Правила темного властелина", если убрать вещи вроде "хранить секретные документы под защитой" и "написать нормальный устав патрульным" сводятся к методам избежать предательства и минимизировать ущерб от него.
В конце концов, земная мораль строится от эмпатии, то есть способности, нацеленной на понимание поведения других людей.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-12-12 07:47 pm (UTC)
Даже курии стремятся понимать поведение и эмоции других разумных существ, это одно из свойств разума.

Я говорил о том, что горианской культуре не свойственно деление на вселенское Добро и вселенское Зло. Концепция "врагов" у них вполне существует, так что в сюжете про борьбу с врагами им всё будет понятно. Это не "почему побеждает Добро?", это просто другая рамка, в которой "Добро" с большой буквы отсутствует. А "наши" есть, конечно.

Но они вполне способны понять новую для них сюжетную модель, пусть не настолько глубоко, как её понимают носители соответствующей культуры. Мы же можем понимать буддийские сказки с сюжетными ходами типа "но принцесса смогла убежать от ракшаса, потому что в прошлых жизнях она заработала себе хорошую карму", даже если это новая для нас культура?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-11-27 12:06 pm (UTC)
"С человеческой точки зрения съесть труп - значит поглумиться над ним".

Нет, с человеческой точки зрения оставить труп врага диким зверям и птицам - это поглумиться над ним.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: az1236
2017-11-27 04:34 pm (UTC)
>с человеческой точки зрения оставить труп врага диким зверям и птицам - это поглумиться над ним

Несомненно. А _не_глумление - это закопать так, чтобы никто не съел, или сжечь, чтобы никто не съел.

Но съесть самое вкусное, а оставшееся выкинуть - глумление минимум не меньшее, чем оставить зверям.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2017-11-27 01:18 pm (UTC)
>>>умирающий вполне способен нанести победителю такие раны, что он если и не загнется чуть позже сам, то станет легкой добычей для "обезьяны на дереве"
Вы прослушали описание метода, которым омега становится доминантом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gcugreyarea
2017-11-27 11:21 pm (UTC)
А четвёртый курианский пол, неподвижный, с точки зрения горианских фантазий - это что?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-11-28 02:05 pm (UTC)
То, что делает курий инопланетянами.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: spellingmistake
2017-11-28 08:43 pm (UTC)
А курии не могут представлять собой аномального потомка травоядных, который несколько раз поменял специализацию?

Cuckold - рогоносец. Cuckold-fantasy фантазия орогачевания мужа/измене мужу. Иногда подразумевается форма вуайеризма, когда кто-то имеет чужую жену, а её муж смотрит. Каколд звучит ближе всего.


(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-11-28 08:45 pm (UTC)
"А курии не могут представлять собой аномального потомка травоядных, который несколько раз поменял специализацию?"

А что это даст?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tomcatkins
2017-12-12 04:53 pm (UTC)
Норман писал по-английски, а в английском сur (а раньше и прямо kur) - это же пес, в ругательном смысле.

Пес, псина, сукин сын, сучара - вот это вот все.

Как у вас было в одном из постов - "остались мохнатыми сукиными детьми".

А курия - это что-то респектабельное из древнего Рима. Сидят, обсуждают что-то.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2017-12-12 05:08 pm (UTC)
Да, Kur звучит похоже на "пёс", а Kurii, как множественное число - это что-то благородное и древнее (+ Норман учил латынь и любит её, как и полагается классически образованному человеку). Мы можем сохранить либо единственное число, либо множественное. "Куры" - невозможно, ибо смешно. Кюры - похоже на "кюре" и "кю таким быть". Курия - воспринимается как фурия или бестия; за счёт своего женского грамматического рода позволяет передать гендерно-нейтральное "it" оригинала аналогичным гендерно-нейтральным "она", когда мы имеем в виду явную недевочку. ("Кюр" - это "он", но Kur никогда не "he".)

Курии - да, отсылает к римскому curiae, но "курия" - это "coviria", собрание или совокупность мужей. Самоназвание курий означает "Народ", так что это удачно.
(Reply) (Parent) (Thread)