"Звери Гора":
"На платформе лежало что-то огромное, мешкообразное и живое.
Я не сразу сообразил, насколько огромен этот зверь.
Я сидел и смотрел, как он дышит.
Наконец чудовище зашевелилось и с неожиданной для такой туши легкостью село на платформу. Зрачки животного напоминали черные луны. Монстр заморгал, потом потянулся и зевнул. Я увидел двойной ряд загнутых внутрь клыков. В такой пасти сколько ни дергайся, будешь продвигаться в сторону глотки. Зверь еще раз моргнул и принялся вылизывать лапы. Потом прошелся длинным, черным языком по меху вокруг пасти. Проделав эти процедуры, он побрел в угол и облегчился. Когтистая лапа нажала на рычаг, и струя воды смыла нечистоты. Животное дважды царапнуло лапой по стальным плитам. Очевидно, инстинкт требовал за собой замести. Потом зверь подбежал к бассейну, плеснул себе в морду пригоршню воды и потряс головой. Потом напился, черпая воду сложенными в ковш ладонями. Повернувшись ко мне, он махнул лапой, показывая, что я тоже могу попить. Присев на корточки, я сделал пару глотков. Мы смотрели друг на друга с разных краев мелкого бассейна.
Потом странное существо отбежало к стене, выпустило когти и принялось, словно кошка, царапать обитую толстым ковром стену. Наконец зверь последний раз вытянулся, поднялся на задние лапы и посмотрел на меня. Ростом он был не менее восьми футов (240 cм), а весил, судя по всему, фунтов девятьсот (~400 кг). Опустившись на четыре лапы, чудовище побежало к столу, на котором лежала темная коробка.
Затем оно щелкнуло переключателем и издало несколько непередаваемых звуков. Описать их не представляется возможным. Они отдаленно напоминали рык льва или бенгальского тигра с той лишь разницей, что в них звучала осмысленная, цивилизованная интонация. При мысли о том, что это — речь, меня охватил ужас. Очевидно, эволюция человека не предусматривала контакты с разумными существами подобного вида.
Зверь замолчал.
— Ты голоден? — услышал вдруг я.
Отчетливо выговоренная фраза донеслась из лежащей на столе темной плоской коробки. Значит, они пользуются механическими переводчиками.
— Не очень, — ответил я.
Спустя мгновение из коробки раздался короткий рык.
Я улыбнулся.
Зверь пожал плечами, пошел в угол комнаты и там нажал какой-то переключатель.
Металлическая стенка клетки скользнула вверх. Раздался визг, и маленький пушистый ларт (горианский аналог песца - Г.Н.) прыгнул на пол. Огромная шестипалая лапа молниеносно накрыла грызуна (изобретение отечественного переводчика, считающего песцов грызунами, или спутавшего лартов с уртами - Г.Н.). Зверь поднес его к пасти, прокусил шею и выплюнул позвонок. Затем он разорвал когтем брюхо и аккуратно выковырял все внутренние органы. Разложив на полу потроха ларта, животное принялось пожирать самые лакомые куски, время от времени деликатно посматривая в мою сторону".
"Мародёры Гора":
"Я заглянул Телиме за спину и увидел, как сначала появилась голова, затем плечи, а потом и все тело курии, который выбрался на сушу. Он оказался очень крупным даже и для курии – около девяти футов ростом (270 см). Весил он, как мне показалось, около восьмисот или девятисот фунтов (360-400 кг). Его руки достигали семи футов в длину. На левой я заметил спиральный золотой браслет. Он нес на плече длинный плоский предмет, завернутый в алую материю. Я узнал курию. Передо мной стоял тот самый зверь, что держал речь перед ассамблеей, а потом первым ворвался в зал Свейна Синий Зуб в ночь нападения. Это он организовал оборону курий, когда мы неожиданно атаковали их лагерь. У меня не вызывало сомнений, что именно этот курия прибыл со стальных миров и командовал курийской армией, которая собиралась захватить Гор. Я холодно кивнул ему.
– Мы ведь уже встречались раньше, не так ли? – спросил я".
Но есть и другие курии. Опять же, "Мародёры Гора":
"А зверь стоял, склонившись над телом, и моргал. Он не собирался сдаваться. Его шкура была черного цвета с белыми пятнышками, большие заостренные уши прижаты к голове. Он весил около пятисот фунтов (в оригинале: "four or five hundred pounds", 180-225 кг) и был примерно семи футов ростом (210 см). Казалось, его широкий нос с двумя похожими на узкие щели ноздрями сделан из кожи. У него был черный язык и два ряда клыков, четыре из которых, сверху и снизу, выступали вперед, как у волков; два верхних показались мне особенно длинными и кривыми. Руки существа были длиннее и мощнее ног; он держал тело, которое продолжал пожирать, в лапах с шестью пальцами, похожими на щупальца".
Вот в рамках моей трактовки, это либо самка-яйценос, либо недоминант. Или совсем молодой доминант, но вряд ли. Иначе говоря, Тарл Кэбот об этом не задумывается, - и не хочет об этом задумываться, - но основная масса курий, с которыми он сталкивался, те самые существа, которые, вытянувшись на задних лапах, будут ростом метра два, и которые весят около двухсот кг (земных или горианских? на Горе гравитация чуть меньше) - это вообще не самцы. Доминанты, т.е. самцы в полном смысле слова, половозрелые самцы - это те огромные редкие чушки, которые его каждый раз шокируют своим видом. Те, что ростом два сорок и выше, весят три-четыре центнера, и с мускулатурой, как у гориллы. Таких объективно мало.