Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Институт теоретической ксенологии

Я нежно люблю космических уродов...

Я знаю, я это уже говорил, я с этого каждый раз начинаю. Мои недавние посты на тему "фэнтезийных рас" были прямым продолжением записи двухгодничной давности:

Джон Норман, безусловно, принадлежит к американской фантастической традиции, и его миры - это миры космических уродов.

Если бы Джон Норман был нормальным фантастом (а он им не является, при любом значении слова "нормальный"), его горианский цикл был бы историей про взаимодействие различных разумных рас. Собственно, в центре сюжета находятся три разумные расы разного уровня развития - Царствующие Жрецы (Priest-Kings), курии (Kurii) и люди-гориане. Последние по ряду параметров отличаются от землян, хотя и происходят от них. Земляне там тоже есть, наряду с ещё одним вариантом человеческой расы, но это сейчас неважно.


Ещё раз скажу.

Я рисовал простую треугольную схему, вершинами которой являлись "космические эльфы", "космическое нечто", "космические уроды".

Космические эльфы - это как мы, но лучше нас. Марсиане Богданова ("Красная звезда", "Инженер Мэнни") - это космические эльфы. [Богданов, скорее всего, вдохновлялся "марсианским романом" Курда Лассвица, "На двух планетах".] В классической советской фантастике человечество эволюционирует в сторону космических эльфов, через неизбежную стадию космических полуэльфов (красных нуменорцев). Тут царит "принцип Ефремова", во все края - "некрасивые инопланетянки с плоской грудью не нужны, и их не будет".

Космическое нечто - самоочевидно. Хрень, которую мы не можем понять и не сможем понять. Станислав Лем очень любил подобное. Из недавнего - пришельцы Уоттса в "Ложной слепоте".

Космические уроды - плоть и кровь классической американской космооперы. Они, в принципе, такие же как мы, но со своими биологическими, гастрономическими, репродуктивными и культурными заморочками. С ними можно торговать, воевать, дружить, тешить сексуальные фетиши и вообще заниматься любыми видами деятельности, свойственной разумным существам. Просто они, как правило, "на лицо ужасные" (внутри - как повезёт).

***

Да, Норман не фантаст... но строго говоря, тот же Кир Булычев тоже не фантастику писал, он писал сказки в фантастическом антураже. При этом, интересно анализировать его произведения, как фантастику, хотя, конечно, мир там получается абсолютно безумный. Заявленная детскость и сказочность сюжетов позволяли Булычеву обыгрывать темы, которые были под негласным запретом для "серьёзных" советских фантастов.

[Об этом я тоже хочу как-нибудь написать, советская детская фантастика - это особый жанр, где можно было рассказывать про межпланетную преступность, боевые действия в космосе, зловредные разумные расы и т.д..]

Мир Булычёва - это мир американской космооперы, с космическими пиратами, космическими уродами и т.д., куда переместился СССР, развившийся до гуманной утопии. Как мне когда-то сказал Слава Макаров, "реалии мира Булычёва могли бы вырасти из брежневского СССР эволюционным путём" (чего никак не скажешь о мире Стругацких, или, тем более, о мире Ефремова).

В этом плане, своеобразным преемником Булычёва можно считать Константина Филенко. Филенко, уже в постсоветские времена, написал утопию "Галактический консул" про космический коммунизм в советском стиле, но на базе капитализма и победы США в Холодной войне, при этом осуществлённый в рамках типичной американской космооперной вселенной. Космические уроды, межпланетные империи, загадочные расы-Предтечи, и всё, что полагается.

***

В цикле "Галактический консул" упоминалась такая роскошная вещь, как теоретическая ксенология. Есть прикладная ксенология, которая непосредственно занимается контактами с разумными инопланетянами, а есть теоретическая, которая разрабатывает ксенологические модели. Прямым текстом этого не сказанно, но очевидно, что помимо известных рас, теоретическая ксенология должна моделировать абстрактные, выдуманные разумные расы с произвольными значениями различных параметров. Задача состоит в том, чтобы вывести из этих моделей некие общие принципы. Вселенная большая, человечество на галактической арене недавно, всё время происходят новые контакты. В момент встречи с иным разумом у ксенолога должны быть под рукой умозрительные модели на любой случай, разработанные теоретиками.

Естественно, в мире "Галактического консула" ксенологи-практики презирают ксенологов-теоретиков, а те отвечают им полной взаимностью.

  "– …Мы же как серьезные теоретики привыкли иметь дело с достоверной информацией, иначе все наши модели давно обратились бы в фикцию и нонсенс! Однако этого не происходит, и вы охотно прибегаете к нашей помощи. Вплоть до того, что вовлекаете в свои несуразные миссии. Потому что вы получаете от нас серьезную, фундаментальную поддержку, а не фантазии. Хороши мы были бы, возьмись мы за моделирование на основании одних лишь неумело сделанных графий да плоддерских побасенок! (...)

  – Я постоянно слышу о неких ксенологических моделях (...). Что они из себя представляют?

  Биссонет возмущенно фыркнул.

  – Это сложно объяснить, – терпеливо сказал Вилга. – Модели – они разные… Например, социометрические модели. На них очень удобно исследовать закономерности развития какой-нибудь цивилизации. Все общественные процессы как правило подчинены определенным законам, их можно с достаточной долей приближения формализовать и смоделировать. Разумеется, они связаны с уровнем, которого эта цивилизация достигла. Так, модель рабовладельческого строя неприменима для исследования, скажем, тоталитарного социализма… Построение адекватной социометрической модели – задача чрезвычайно важная и трудоемкая. Цена ошибки бывает высока. Но без такой модели плодотворный контакт почти невозможен".

("Гнездо Феникса")


В это я и играю. Конечно же, мы ксенологи-любители, потому что настоящих инопланетян у нас нет и не предвидится. Но ксенологические принципы, классификации и модели никто нам формулировать не запретит (1, 2, 3). Что мы могли бы сказать о ксенологии, в рамках ксенологии, если бы существовала такая отрасль знания?

Например, мои ниндзя-пираты-зомби-роботы (npzr) - это, по легенде, упрощённый классификатор цивилизаций, разработанный землянами-ксенологами. Разумные расы могут быть представлены технологическими, ментальными, био- и некроцивилизациями. Всё это, естественно, рассматривается с точки зрения "роботов", к которым причисляли себя сами авторы модели. Например,"некроцивилизации" ("зомби")  - это агрессивные, экспансионистские, неконтактные чужаки с низким потенциалом развития.

[arishai на основании этой же схемы придумала другую трактовку, про этические системы Крылова. Так как "пираты" очевидный Юг, "ниндзя" - Восток, а "роботы" - Запад, то "зомби" - это страх Запада перед идущим ему на смену Севером.]
Tags: институт ксенологии, фэнтезийные расы
Subscribe

  • Обрывочное рассуждение

    Отрывок из ненаписанной/недописанной реакции на [позорную, сталинисткую] пьесу Евгения Шварца "Приключения Гогенштауфена". (Важная вещь в рамках…

  • Сценарий по "Понедельнику"

    Борис Стругацкий, "Комментарии к пройденному": " Первый вариант сценария по «Понедельнику» был написан очень давно, и писался он для студии…

  • Мои дни и "Чародеи"

    Хочу поговорить о "Чародеях", но не знаю, как подобрать слова. Я имею в виду, это небольшой, но отдельный жанр. Вон сколько…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments