Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:
  • Mood:
  • Music:

О разном

В те времена мужчины днём пахали, а ночью защищали стены от врага. Женщины пряли. Война хранила мир в городе, а бедность - мир в семье.

коммент, анонимно оставленный латиницей в журнале herr_und_knecht.


Много тем, о которых надо сказать, и как всегда не хватает времени и желания.

herr_und_knecht - при всём моём русском шовинизме, вынужден признать, что это тот редкий случай, когда и еврей, и хорошо пишет, и про Израиль. Чёткий, выверенный стиль и строгая, единная концепция постингов; то недостижимое, что заставляло меня завистливо восхищаться odinn'ом былых дней.

Сам же коммент всего лишь иронично ссылался на *видимо* существующую ностальгию по идеализированному Израилю 50ых-60ых гг. Угу. Как говорится, спасибо ogasawara-сан за консультации по поводу образа "чаемого и небесного Кирьят-Гита".

Я думал о том, что русскоязычный ЖЖ можно представить, как некое подобие русского коллективного бессознательного. Входя в ЖЖ, ты засыпаешь, спишь и видишь сны - а я это делал задолго до того, как у меня повился ЖЖ. Ах, какие тогда были стычки между "патриотами" и "либералами", какие виртуальные копья ломались! Особливо же выделялись межэтнические разборки - "русские патриоты" против "евреев". Как об этом не рассказывай, всё равно сплошной антисемитизм выходит. Скажем так, моё мнение о многих действительных и потенциальных гражданах Израиля сильно упало. В те далекие дни, когда любой спор в комментах между русским и евреем за три дня сводился к вопросу о том, кто именно распял Христа, я нередко думал, что отдельным товарищам стоило бы выражать отдельные мысли на иврите, ей богу, во имя дружбы народов. Да, между прочим, у меня периодически всплывает идея мега-постинга на еврейскую тему, но выходит что-то уж больно кошмарное. Учитывая, что даже Солженицину потребовалось на раскрытие темы два тома. Конечно, моё субъективное восприятие мифологического образа еврея - это, всё же, не "двести лет вместе".

Да, было времечко. Но я отвлекся. Не знаю, визуальное ли у меня мышление (и если нет, то какое, и как тогда видят мир визуалы, если я не визуал?!), но говоря о ЖЖ как о "русском коллективном бессознательном"... плохой термин, всё равно я не знаю, что это такое, пусть будет "русское образное поле" - я представляю себе круг. И в этом круге есть достаточно большой процент русскоязычных граждан Израиля. Тут можно вести нудный спор, нужно ли считать евреев, пишущих по-русски из Америки, и так далее, не суть важно. А то я сейчас сам потеряю мысль.

Мысль в том, что общность языка частично включает в данное русское образное поле ещё один, меньший круг. Конечно, он частично выходит за границы русского поля, благодаря английскому и ивриту. Главное, в русскоязычном ЖЖ евреев в процентном отношении больше, чем в жизни, и они достаточно заметны. По-крайней мере, были заметны тогда, когда я впервые сюда зашёл. Сейчас и ЖЖ разбух, и евреи/русские/патриоты/либералы/консерваторы/леваки расползлись по своим виртуальным углам. Тем не менее, благодаря ЖЖ я оперативно узнаю об очередной глупости трёх лидеров - Путина (который "наш президент"), Буша-младшего ("повелитель земного шара") и Шарона ("правитель одной далекой южной страны, где я никогда не был").

Но ни в коем случае не стоит понимать мои слова так, будто мне неинтересно! Интересно, ведь я именно подключаюсь к единному полю русскоязычного ЖЖ. Я поэтом и начал с herr_und_knecht'а, который необычайно интересно пишет о вещах, в принципе от меня далеких, а иногда и вовсе непонятных. Как тот же "небесный Кирьят-Гит". Вар, я писал всё это ради того, чтобы сказать, что я сплю, и мне снятся чужие сны.

"А уж какие нам снятся чужие сны!" - думаю, ответил бы на это herr_und_knecht; по смыслу, конечно, это ни в коем случае не стилизация. Но один из главных его сюжетов - восприятие евреями Европы, условного Христианского Мира, под которым он, надеюсь, понимает и Россию, хотя бы потому, что пишет на русском.

Второй, малой темой, я сегодня хотел сказать о Западе и Японии. Западное образное поле, как такой же круг, накрывающий всех нас через их фильмы, игры и книги. Впрочем, особенно это актуально для таких, как я, знающих, кроме родного, только английский язык. И японское поле, почти целиком накрытое западным, тем не менее, объективно существующее, как реальность, данная нам в ощущениях. Хотя бы потому, что Япония смогла навязать себя даже Западу, стала реальна для него. Притяжение японского поля вызывает искажение силовых линий поля западного, глупо было бы это отрицать. (И я постиг это, "втыкая" в идею аркадных японских авиасимуляторов.)

Две иллюстрации неизвестно к чему. Шестиствольный пулемёт и ядерный гриб.

Для американцев шестиствольный пулемёт "Вулкан" - культовый и очень значимый образ. Образ шестиствольного пулемёта, переходящий из игры в игру и из комикса в комикс. Сплошное самоцитирование. Между тем, для своего несостоявшегося перспективного вертолёта "Команч" американцы изготовили облегченную, усовершенствованную, трёхствольную(!) версию "Вулкана". И в 92 году японец Хидео Кодзима спокойно вставил её в свою игру Metal Gear 2. Как более актуальную. Ни секунды не сомневаясь, понимаете?

И второе. "Гриб". Я читал американское исследование, посвященное образам атомной войны в визуальной культуре, прежде всего, американской. И везде, начиная с конца сороковых годов, у американцев гриб, гриб, гриб. Гриб - как образ и символ атомного взрыва. Как его единственное возможное проявление, практически. И потом, начало 80-х, японская манга "Акира", по которой в дальнейшем снимут легендарный мультфильм. Атомный взрыв, показанный в виде огромной полусферы, от которой расходятся круги взрывной волны. Видимо, это атомный взрыв в момент, _предшествующий_ образованию грибовидного облака. Ситуация, для американского комикса немыслимая.

Я бы мог ещё вспомнить о евро-комиксах, или пожаловаться на незнание французского языка. А ещё итальянского и немецкого. Главное - среди всех этих кругов есть один, пока отмеченный только пунктиром. Проекция русского образного поля на общемировое/западное. А я, пожалуй, закончу.

Третья тема будет обозначена молчанием.
Subscribe

  • "Как издавали фантастику в СССР", Андрей Караваев

    Летом сего года известный авторитет Владимирский по кличке Вася-критик пустил маляву по зонам и местам пребывания любителей фантастики. Что, дескать,…

  • Обрывочное рассуждение

    Отрывок из ненаписанной/недописанной реакции на [позорную, сталинисткую] пьесу Евгения Шварца "Приключения Гогенштауфена". (Важная вещь в рамках…

  • Сценарий по "Понедельнику"

    Борис Стругацкий, "Комментарии к пройденному": " Первый вариант сценария по «Понедельнику» был написан очень давно, и писался он для студии…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments