"Яркость", классово-геополитический анализ |
[Jan. 10th, 2018|06:12 pm]
Григорий
|
Я тут специально посмотрел два фильма, "Последний богатырь" и "Яркость", чтобы проанализировать их с политической точки зрения.
"Последний богатырь" - пустоватый и безыдейный фильм, детище диснеевских продюссеров для российских аборигенов. Хотя снят он профессионально и компетентно, и смешные шутки там тоже имеются. Но если говорить о сюжете одной строчкой - это фильм, где Добрыня Никитич оказывается главным Злом, и в конце Кащей героически жертвует собой, чтобы покончить с Добрыней. И ещё, это фильм по мотивам русских сказок, где герой на протяжении всего действия носит на шее медальон с таинственной иглой, но только игла эта никак не связана со смертью Кащея, смерть Кащея - это синий кристалл, а игла - это просто игла.
А "Яркость" нам с arishai понравилась, душевный фильм. Видно, что людям, которые его делали, было не всё равно. Сюжет одной строчкой: современные США, но у негров и прочих цветных есть свои негры - орки. С другой стороны, существуют эльфы, которые сверхбелые, белые по отношению к белым людям. И да, в тему сеттинга, эльфийский квартал - это "оранжевая зона". [Заодно вспоминается комикс The Megas, где описывалась альтернативная Америка, основанная на принципах аристократической власти клана сверхлюдей, "мегасов".]
Для анализа этих сюжетов больше всего подходит классово-геополитический подход (принцип Valknut'а).
В "Яркости" демонстрируется миф гегемона.
В каждом социуме есть класс-гегемон; класс, партия, группа, неважно - эту общность можно назвать как угодно, но она удерживает власть. Есть те, кто может власть захватить, это субгегемон; и есть те, кто власть не захватит ни при каких обстоятельствах (если только сначала не поднимутся до уровня субгегемона).
Чтобы избежать путаницы с геополитикой, их можно назвать Главными, Сильными и Слабыми соответственно. Сильные - это те, кто опасен для Главных. Главных и Сильных можно назвать элитой социума ("я" + "ты" = "мы"). Слабые - народ в общем смысле ("он")...
В социуме гегемона Главные поддерживают Слабых против Сильных. Собственно, это логика власти, как таковая. Слабые ведь для власти не опасны, а сильные - опасны. Главный, опирающийся на Слабых, намного сильнее Сильных; а Сильные сами по себе не сильнее Главных (иначе бы они сами были Главными). Чтобы сбросить Главных, Сильные должны сначала перетянуть Слабых на свою сторону.
Эта логика была известна ещё во времена полисов и городов-государств. Городская власть всегда позиционировала себя, как защитников народа против стремящихся захватить власть сильны-знатных-богатых, и всячески ограничивала последних.
С тех пор всякий правитель готов назвать себя защитником слабых, но не всякий правитель им на самом деле является. Это нужно понимать.
Но для гегемона это действительно так. Гегемону не нужны потрясения, правящей элите гегемона (Главным) не нужны потрясения. Гегемон получает геополитическую ренту со всех участников Большой Игры, а Главные гегемона имеют возможность за счёт этой ренты поддерживать своих Слабых, в обмен на их лояльность. (Или же Слабые перейдут на сторону Сильных, те начнут свергать Главных, что, в свою очередь, может привести к общему кризису и последующей утрате гегемонии.) (...)
Итак, структура гегемона - союз Главных и Слабых против Сильных...
Да. Я только что рассказал об одном из возможных применений этой схемы. Её можно использовать для анализа произведений массовой культуры. Например, американский миф почти целиком укладывается в схему гегемона - Главные защищают Слабых от Сильных. Возьмите диснеевского "Геркулеса", "Битву титанов" и недавних "Бессмертных". Что общего? Силы Зла (Аид, титаны) хотят свергнуть власть светлых олимпийцев, от чего прежде всего будет плохо простым людям. Правильные герои с большой буквы защищают простых людей и загоняют Силы Зла обратно в их логово (и сохраняют власть олимпийцев).
...Я бы даже назвал миф гегемона "олимпийским". Мы, олимпийцы, пируем на нашем Олимпе; но и вы, смертные, под нашей защитой можете пировать в своих долинах. А особо отличившихся мы даже можем взять к себе! Ну а нехороших сбросим в Тартар...
Итак, с гегемоном всё просто. Главные хотят "сохранения", Слабые хотят "развития" (у них уже что-то есть, и они хотят получить ещё больше). Сильным, если они хотят власти, остаётся играть на общую дестабилизацию обстановки (т.е. на "революцию").
В мире "Яркости" элитой общества являются эльфы и маги. В большинстве случаев, маги - это эльфы, человеческих магов очень мало. Но главные гады, Inferni - это тоже эльфы и маги, представители элиты: во главе Inferni находится эльфийка, владеющая одним из трёх уникальных магических жезлов. Это Сильные, которые хотят сместить Главных и занять их место. Поэтому нехорошие эльфы-маги делают ставку на разрушение сложившегося мирового порядка и пробуждение Тёмного Властелина. Но их побеждают простые полицейские, человек и орк, представляющие собой основание социальной пирамиды. Слабые помогают Главным победить Сильных, Главные возобновляют союз со Слабыми против Сильных. (В конце фильма Уилл Смит договаривается с мордатым эльфом-федералом.) Положительные герои, при всём при этом, не покушаются на власть Главных и на сложившуюся социальную иерархию. Это "олимпийский" миф, миф гегемона.

(продолжение следует....) |
|
|