?

Log in

No account? Create an account
Пролог к истории Кшатрии и четыре мистических века - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Пролог к истории Кшатрии и четыре мистических века [Jan. 19th, 2018|03:23 am]
Григорий
[Tags|, , , ]

На самом деле, о золотом веке я тоже не случайно заговорил.

Я всё ещё собираюсь рассказать о комиксе Blade of the Warrior (1, 2).

Александр Макендонский во время индийского похода встречает странного отшельника со шрамом на лице. Отшельник начинает рассказывать Александру легенду о величайшем герое древности, Кшатрии, в честь которого получили своё имя кшатрии, и о Сканде, индийском боге войны. Мораль истории мы никогда не узнаем, потому что вышло всего два выпуска комикса из четырёх запланированных.



"Ты сбился с пути, царь. Я пришёл, чтобы помочь тебе отыскать верную дорогу. Следуй за мной, тут неподалёку есть место, где можно будет переждать грозу".



"Наша встреча не случайна, царь. Я ведь очень давно тебя ждал".

"Как ты мог здесь меня ждать?"

"Нам суждено было встретиться. Так сложился великий узор судьбы".



"Дружище, я македонец. Я верю лишь в ту судьбу, которую творю сам - в судьбу своего меча, в славу, добытую на поле боя".



"И рад этого ты пришёл в Индию? Ради славы?"

"Конечно. К чему ещё может стремиться воин, если не к славе?"

"А как же честь? Долг?"

"Это просто слова, друг мой. Красивые слова, которым нет места в наш век крови и железа". 

Александр включил свою внутреннюю курию. Потому что курии превыше всего ставят славу.

Но отшельник - это и есть Сканда, бог войны. Это очевидно. Так что, если во время грозы на перекрёстке дорог вам повстречается отшельник со шрамом на лице, скажите ему, что вы не верите в честь, а верите лишь в собственный меч и в законы века железа и крови. Скажите, попробуйте. Он оценит.

Формально, события из жизни Кшатрии происходят в золотом веке (сатья-юге), или на рубеже двух эпох, а значит, это рассказ о событиях, которые обозначили конец золотого века.

"Прежде чем закончилась эра богов и началась эра эпический преданий... до того, как потомки Бхараты окрасили кровью Курукшетру, а Рама обратил в бегство демонические армии Ланки... люди жили в золотом веке. Это было время мифов и легенд, когда волшебство всё ещё действовало, и воспетые в сказаниях царства сатья-юги ещё не пали под безжалостным напором времени. И не было среди них царства более прославленного, чем Акаша. Великолепная, прекрасная Акаша, чьи цари возводили свой род к самому Ману, первому человеку". 

И поэтому боги ещё ходили среди людей, а Сканда комикса - это самый добрый бог войны, которого я встречал. Потому что золотой век. Но тут я засомневался.

В чём завязка истории отшельника? У правителя Акаши, царя Амитабхи, было два сына - старший, совершеннолетний Плохиш Майядева, и младший, добрый и благородный, но всё ещё юный годами Кшатрия. Иными словами, большую часть жизни Майядева считал, что он у отца единственный сын и наследник. А потом родился Кшатрия, и буквально через несколько лет Амитабха заявил, что официальным наследником назначается мальчик Кшатрия ("за духовные качества"), а не взрослый Майядева.

Вот тут-то Майядева сорвался с резьбы и пошёл по кривой дорожке, чтобы любой ценой стать владыкой Акаши... но я отвлёкся.

Понятно, что "золотой век" - это умозрительный концепт, связанный с традиционными представлениями о том, что мир неуклонно меняется к худшему. Мы всегда живём в железный век. Раз мы знаем, что мир пережил несколько последовательных стадий деградации, мы можем попытаться реконструировать изначальное состояние. О конкретных критериях можно спорить.

Поэтому сначала я хотел поговорить о переходе от золотого века к серебряному, но теперь у меня получается, что речь, скорее, шла о границе между серебряным и медным. Возможно, вы со мной не согласитесь.

1. Золотой век. Время идеальной монархии, восходящей к верховенству Первочеловека Ману, потому что всё человечество тогда было единой семьёй, а Ману был патриархом, главой рода. В дальнейшем, титул главы семьи передавался из поколения в поколение. Так как речь идёт о золотом веке, то люди умирали редко. Обычно правители просто становились отшельниками, чтобы спокойно размышлять о вечном, и уступали трон сыновьям. Так вот, для меня золотой век - это время, когда родители могли в значительной степени повлиять на качества своих будущих детей, и судьба благоприятствовала людям. У праведного царя не мог родиться недостойный сын. Царским первенцем всегда был ребёнок, которому суждено было заменить отца. Наследник сразу получал необходимый характер и соответствующую судьбу, например, он не мог случайно умереть, не выполнив своего предназначения.

2. Серебряный век. Царём всегда назначается самый достойный претендент из царского рода, независимо от старшинства. Это то, что мы видим в комиксе. [А заодно мы видим в комиксе разные страны-народы и явное социальное неравенство, где с одной стороны цари, благородные воины, мудрецы-учителя, а с другой - простые люди.] Если бы серебряный век не клонился к закату, Майядева согласился бы с выбором отца и признал бы будущую власть и превосходство младшего брата. Но если бы речь всё ещё шла о золотом веке, то Кшатрия родился бы первым, а персонаж типа Майядевы был бы вообще невозможен. Так?

3. Медный век. Действуют формальные правила, но они действуют для всех. В медном веке царём стал бы Майядева, потому что он старший сын, и всё. Никакого конфликта.

4. Железный век. Какие-либо законы и правила существуют лишь потому, что они основываются на страхе и принуждении, и лишь до тех пор, пока за ними стоит сила. Сила постоянно перетекает от одной захватившей власть группировке к другой, от народа к народу, от страны к стране, а в результате мы имеем то, что имеем.
linkReply

Comments:
From: kurvivor
2018-01-19 04:41 am (UTC)
Формальные правила вещь своеобразная
Раму отстранили от престола и отправили в изгнание как бы по формальным правилам - а он был и старшим и наиболее достойным
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2018-01-19 10:21 am (UTC)
Рама-то в итоге стал царём.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: kurvivor
2018-01-19 02:20 pm (UTC)
Рискну предположить что и Кшатрия тоже
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gest
2018-04-09 04:47 pm (UTC)
Это ниоткуда не вытекает - он стал "величайшим воином, который когда-либо жил", остальное нам неизвестно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2018-01-19 08:29 am (UTC)
Да. История Кшатрии чисто по эстетике случилась где-то рядом с Рамой, а Рама - это серебряный век.
(более того, если привязывать это к индуистской мифологии, я бы сказал, что эта история происходит где-то после того, как Парашурама убил всех старых воителей, и начали нарождаться новые)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2018-01-19 10:22 am (UTC)
Ну по внутренней хронологии речь идёт о золотом и "задолго до Рамы", я про свои ощущения.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aono
2018-01-19 11:20 am (UTC)
Так я и говорю - "по эстетике".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: emerhweid
2018-04-05 02:16 pm (UTC)
У Олдей в "Черном Баламуте" последовательность несколько сдвинута:

"…В многоцветной кипени проявляется знак.

Золотой лотос.

Следом приходит человек. Человек ли? Он стоит под сверкающим венцом: руки и бедра округлы подобно слоновьим хоботам, лик прекраснее миров Брахмы и сияет ярче полной луны, у гостя прямые плечи и орлиный нос, широкая грудь придает ему царственное величие, а гибкая шея не уступает в совершенстве морской раковине. Вооружен он луком из побега сахарного тростника, тетива состоит из вереницы жужжащих пчел, а пять стрел - это пять благоухающих цветов на длинных стеблях.

Его одеяния лазурного оттенка, кудри украшены венком из кейсар-соцветий, а над головой вьется стяг с изображением зубастой морской макары.

Это Любовь. Символ Крита-Юги, Эры Совершенства, символ Золотого Века, когда мир был идеален и существам не требовалось разделение на варны, а также - на смертных и бессмертных.

…Рядом с золотым лотосом мгла рождает серебряную пластину с изображением зайца.

Заяц барабанит передними лапками и испуганно смолкает, когда рядом с пластиной-обителью возникает строгий исполин.

Одежда гиганта цвета старой бронзы, поступь величава и горда, а взгляд очей с покрасневшими белками пронизывает тебя насквозь. Брахманский шнур свисает с его левого плеча, диадема царя-кшатрия украшает голову, жезл вайшьи-землевладельца держит он в правой руке, сандалии шудры на его ногах, но нет в том кощунства, нет и осквернения святынь.

Это Закон.

Символ Трета-Юги, Серебряного Века, символ Эры Разделения, когда добродетель уменьшается на треть и приходится костылем Закона подпирать корову Мироздания, потерявшую одну ногу.

…Медно-красные весы возникают подле серебряной пластины.

Чаши их все время колеблются, меряя невидимое взору, и мнится: когда они остановятся, настанет конец света.

Стройный красавец выходит следом. Он идет, чуть пританцовывая, смуглый, тонкий в кости, обнаженный, если не считать высокой шапки синего бархата, а также многочисленных браслетов на лодыжках и запястьях. Четыре руки у красавца, и кудри его уложены в "джата-мукута" - прическу высшего существа, лишь глаза беспокойно шныряют по сторонам, словно голодные мыши, не портя, впрочем, общего впечатления, а лишь создавая ощущение вечного поиска.

Это Польза.

Символ Двапара-Юги, Медного Века, символ Эры Опеки, когда сила Закона иссякает наполовину и Польза приходит объяснить невеждам, что следует, а чего не следует делать.

Ты с ужасом ждешь явления кривой сабли из черного железа - знака Кали-Юги, Эры Мрака, Эпохи Разрушения - но этого не происходит.

И ты с облегчением понимаешь: час не пробил."

То есть Эра Закона (единого для всех) - это еще Серебряный век. Медный похож на современное общество (власть деловых людей - вайшьев на основе взаимной выгоды). А Кали-Юга - время анархии, крови и железа, когда даже на договоры, сделки и золото нельзя полагаться, потому что бал правит только сила и разрушение, зачастую - в ущерб здравому смыслу (шудры, а не вайшьи).
Хотя в книге все намного сложнее оказывается. Так что да, Майядева - переход от Серебряного к Медному веку.
(Reply) (Thread)