?

Log in

No account? Create an account
Прыжок из царства необходимости в царство свободы, пролог - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Прыжок из царства необходимости в царство свободы, пролог [May. 24th, 2018|02:53 am]
Григорий
[Tags|]

У меня в голове есть несколько постов, объединённых общей темой - строительством коммунизма в СССР. Это не одна история в нескольких частях, это несколько совершенно разных историй, связанных общим ярлыком.

***

Итак, нам нужно прыгнуть из царства естественной необходимости в царство свободы.

Случайные цитаты из классиков:

"Пока люди находятся в стихийно сложившемся обществе, пока, следовательно, существует разрыв между частным и общим интересом, пока, следовательно, разделение деятельности совершается не добровольно, а стихийно, – собственная деятельность человека становится для него чуждой, противостоящей ему силой, которая угнетает его, вместо того чтобы он господствовал над ней".

К. Маркс, Ф. Энгельс, "Немецкая идеология".

"Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства. Как первобытный человек, чтобы удовлетворять свои потребности, чтобы сохранять и воспроизводить свою жизнь, должен бороться с природой, так должен бороться и цивилизованный человек, должен во всех общественных формах и при всех возможных способах производства. С развитием человека расширяется это царство естественной необходимости, потому что расширяются его потребности; но в то же время расширяются и производительные силы, которые служат для их удовлетворения. Свобода в этой области может заключаться лишь в том, что коллективный человек, ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними как слепая сила; совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей. Но тем не менее это все же остается царством необходимости. По ту сторону его начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе".

К. Маркс, "Капитал", том 3.

"Взгляд, согласно которому будто бы идеями и представлениями людей созданы условия их жизни, а не наоборот, опровергается всей предшествующей историей, в которой до сих пор результаты всегда оказывались иными, чем те, каких желали, а в дальнейшем ходе в большинстве случаев даже противоположными тому, чего желали. Этот взгляд лишь в более или менее отдалённом будущем может стать соответствующим действительности, поскольку люди будут заранее знать необходимость изменения общественного строя (sit venia verbo), вызванную изменением отношений, и пожелают этого изменения, прежде чем оно будет навязано им помимо их сознания и воли".

Ф. Энгельс, "Из подготовительных работ к «Анти-Дюрингу»".

"Раз общество возьмёт во владение средства производства, то будет устранено товарное производство, а вместе с тем и господство продукта над производителями. Анархия внутри общественного производства заменяется планомерной, сознательной организацией. Прекращается борьба за отдельное существование. Тем самым человек теперь — в известном смысле окончательно — выделяется из царства животных и из звериных условий существования переходит в условия действительно человеческие. Условия жизни, окружающие людей и до сих пор над ними господствовавшие, теперь подпадают под власть и контроль людей, которые впервые становятся действительными и сознательными повелителями природы, потому что они становятся господами своего собственного объединения в общество. Законы их собственных общественных действий, противостоявшие людям до сих пор как чуждые, господствующие над ними законы природы, будут применяться людьми с полным знанием дела и тем самым будут подчинены их господству. То объединение людей в общество, которое противостояло им до сих пор как навязанное свыше природой и историей, становится теперь их собственным свободным делом. Объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и всё возрастающей мере и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы".

Ф. Энгельс, "Анти-Дюринг".


Путь от естественной необходимости (когда человеческая деятельность и развитие общества осуществляется под давлением объективных и неподвластных человечеству внешних обстоятельств) в царство подлинной свободы пролегает через осознанную необходимость. Иначе говоря, речь идёт о реализации задуманного и тщательно проработанного проекта, о сознательном осуществлении долговременного многоступенчатого плана. Этот предшествующий коммунизму промежуточный этап можно называть социализмом, можно не называть (если социализм = первая фаза коммунизма), суть от этого не меняется.

Задачу можно сравнить с терраформированием другой планеты. У планеты есть начальное состояние, когда она в общем и в целом непригодна для земной жизни. Есть конечное, желательное состояние, когда планета сможет поддерживать биосферу, аналогичную земной, и обеспечивать человеку естественную среду обитания. Проект терраформинга будет неизбежно состоять из нескольких последовательных фаз, каждая из которых является необходимым и неизбежным шагом на пути к цели. В каждом отдельном случае, в ходе осуществления проекта возможны тактические вариации и временные отклонения от заданных параметров, но финальную цель, условия её достижения изменить нельзя. При этом, примитивные временные экосистемы, процветающие в условиях конкретной фазы, неизбежно будут угнетены и обречены на вымирание в следующей фазе, переход к которой они обеспечили своей деятельностью - и так будет до тех пор, пока объективные обстоятельства не позволят приступить к сборке финальной версии биосферы, которая и является целью Проекта. В таком развитии событий нет ничего "естественного", хотя оно, безусловно, подчиняется естественным законам. Это результат сознательной инженерной деятельности, которая направляет процессы на планете в нужную сторону, пока биосфера земного типа не сформируется окончательно и не начнёт воспроизводить сама себя.

Важно понимать, что мы не можем бросить подобный Проект на полпути. Изначальное состояние было естественным, желательное состояние будет устойчивым, но промежуточные фазы не являются ни тем, ни другим. Если мы прекратим оказывать нужное воздействие или начнём оказывать ненужное, вредное, Проект не законсервируется на достигнутой стадии и не начнёт сам собой развиваться в желательном для изначального плана направлении. Скорее всего, он будет развиваться в нежелательном направлении, стремясь достичь равновесного состояния - проще говоря, накроется медным тазом.

Вот так и с проектом построения коммунизма. Очевидно, что он должен состоять из нескольких последовательных фаз, каждая из которых будет решать собственные задачи и создавать предпосылки для перехода к следующей фазе. Следовательно, для каждой из этих фаз потребуются свои уникальные структуры, свои общественные институты, свои кадры и даже системы подготовки кадров.

Можно сделать вывод, что созидательная деятельность в рамках подобного Проекта будет подчиняться определённым правилам. Большинство структур, создаваемых в конкретных условиях текущей фазы, должно создаваться в расчёте на последующую трансформацию или демонтаж, с превращением её в строительный материал для структур следующей фазы. Ничто не строится "на века", в расчёте на "волю Божью", которая одна решает, что и когда рухнет, - потому что ничто в Проекте не обладает самостоятельной ценностью, само по себе, без учёта итоговой цели. Только цель имеет значение. У каждой вещи есть конкретная, привязанная к конкретным срокам и условиям функция, после выполнения которой эта вещь должна быть убрана, чтобы на её место могла встать другая. Чтобы многоступенчатая ракета могла вывести груз на орбиту, каждая ступень должна вовремя включаться и вовремя отстыковываться от корабля.

Переходя от общему к частному, подобная идеология могла бы многое объяснить в советской архитектуре 60-70-х. Раз уж после наступления коммунизма старые советские строения будут безжалостно снесены, а на их месте вырастут высокотехнологичные, красивые, комфортные дома и общественные здания, прекрасные экологические чистые города, то почему бы архитекторам с самого начала не закладываться на подобную судьбу для своих творений? "Социалистическое" будет ублюдочными, серым, некрасивым, минимально-функциональным, дешёвым - и людям будет его не жалко. Временная затычка не должна пускать корни и превращаться в объект культурного наследия.

Логика понятна? О конкретике, в приложении к моим системам, я поговорю потом.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: gest
2018-05-24 09:10 am (UTC)

Re: цель благая, но...

Ну во-первых, речь вообще не о Марксе.

А во-вторых, это письмо Богданова я знаю, сам хотел на него сослаться в контексте этических систем Лефевра.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)