?

Log in

No account? Create an account
***панки - Григорий "Это ж Гест"(с) [entries|archive|friends|userinfo]
Григорий

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

***панки [Mar. 3rd, 2005|07:49 pm]
Григорий
[mood |плохое самочуствие]
[music |Like a prayer, "Прогулки по воде", crab nebula]

Панк... как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось.
Неизвестный автор

Составление реестров - признак упадка.
Дмитрий Володихин

Часть первая. Большая

А "панк" в чем? А то, как ни крутани - все альтернативка получается.
Огасавара Наганори

Давно хотел написать постинг про панки. Данный конкретный пишется по результатам обсуждения темы с artiom_zheltov, tarkon и slavamakarov. Последний и попросил меня выложить мои мысли в ЖЖ. Спасибо юзерам ogasawara и опять же, slavamakarov'у, которые были бета-тестерами первой части. За вторую часть отдельное спасибо не_юзеру Скунсу.

Что такое "панк", и какие вообще возможны "панки"? Ответы на этот вопрос существуют самые разные. Достаточно распространён, например, следующий, что в киберпанке и его потомках важней всего панковское ощущение. "Панки всегда против Системы", или, как говорила моя старшая сестра во времена своей панковской молодости, "панки любят грязь, а хиппи - цветы; и тех, и других заберут менты". Одним словом, "punks" - это что-то вроде наших митьков.
Такой подход заставляет говорить о неких "готикпанках" и "фэнтезипанках". Я с этим не согласен, и считаю, что для подобных вещей существует хороший термин "городская фэнтези". Да и не так уж важен "панк" в "***панке". Разве отличные фильмы "Побег из Нью-Йорка" и "Побег из Лос-Анджелеса" являются кибер- или каким-нибудь иным панком? А ведь панковской атрибутики, всяческих ирокезов, трущоб и горящих мусорных баков там сколько угодно.

Согласно ещё одному варианту, "панк" - это любое доведение до абсурда. При таком подходе, киберпанк - это не панки с чипами, это чипы повсюду (и даже у панков). Если встать на эту позицию, то возможен милитарипанк, экопанк, гендерпанк, коммипанк и вообще какой угодно панк (вплоть до чеченпанка). А дилогия "Побеги" из предыдущего примера, видимо, стала бы "урбанпанком". Я не согласен и с этим подходом. Можно сколько угодно называть "1984" Оруэлла тоталпанком, а он как был антиутопией, так ей и останется. Что толку от десятка, сотни возможных терминов, если за ними не стоит никакого реального содержания?

Так что же такое панк? В первую очередь панк - это то, что его создатели договорились называть панком, что мы и видим в случае с киберпанком. И только потом панк - тот или иной артефакт (литературное произведение, фильм, игра, рисунок, устройство), попадающий под определенные критерии. И лишь в том случае, если у нас нет другого, более точного термина (космоопера, но не космопанк). Для меня панк - это прежде всего особое сочетание технологии и эстетики ("духа времени"). Но начнём мы, пожалуй, с истории. Ибо "суха теория, мой друг, но древо жизни зеленеет".

1. Киберпанк. Отец, с него всё началось. Отцами его, в свою очередь, считаются фантасты Уилльям Гибсон и Брюс Стирлинг. Хотя я слышал, что само слово не было придуманно Гибсоном - он его где-то подобрал; но прославил киберпанк именно Гибсон. Должен сказать, что я не специалист по творчеству данных авторов, и не являюсь поклонником жанра в целом. У Гибсона я читал только рассказы "Джонни Мнемоник" и "Сожжение Хром", а Стирлинга, по-моему, не читал вовсе.

Говорить о киберпанке - пытаться объять необъятное. И английском, и на русском языке можно найти высокопрофессиональные статьи, авторы которых рассматривают данный поджанр научной фантастики под всеми возможными углами. Поэтому речь пойдёт только о моём восприятии, каким бы ограниченным оно не было.

Киберпанк - это попытка осмыслить в рамках научной фантастики итоги 60х-70х годов, а также исследовать наметившиеся в 80е тенденции. Насколько я понимаю, основатели киберпанка хотели создать новую парадигму, вернуть НФ на Землю. Писать не о звездолётах и бластерах, которые вдруг стали как никогда далеки - освоение Системы началось с Луны и на ней же остановилось - а о том, что действительно могло появиться в будущем. Собственно, с этого и начиналась НФ, как жанр. Поэтому я считаю, что как для киберпанка, так и для всех его порождений, базисной является тема влияния технологий на общество. Хотя да, технологии эти в "панках" приобретают гипертрофированный характер, но, повторюсь, первые авторы киберпанка считали, что они всего лишь пишут НФ, какой она была и какой должна быть.

Как сказал slavamakarov, "в анимэ киберпанк бывает двух видов. Первый, философский, рассматривает вопросы, связанные с природой информации, с тем, что такое личность, от чего зависит наше восприятие реальности, и как отличить реальность от виртуальности. А во-втором главное - это весёлое мочилово и резня". Это относится и к киберпанку в целом, разве что, как добавил Слава Макаров, у американцев мочилово периодически выходит довольно тупым. Были бы хакеры, корпорации, импланты, киберспейс и якудза - и готов киберпанк.

Визуальный стиль киберпанка можно описать следующим образом - вверху сияющие небоскрёбы Нью-Йорка, Токио и Шанхая, внизу помесь негритянского гетто, нищих кварталов Бомбея и бразильских трущоб. В кино этот стиль лучше всего передан в двух фильмах - в попсовом "Джонни Мнемонике" (зато по Гибсону) и в "Нирване" с Кристофером Ламбертом.

Естественно, определяющими технологиями для киберпанка являются информационные и компьютерные технологии. Всяческая кибернетика, от софта до железа.
Дух времени - очевидно, Америка конца 80х - начала 90х годов. Экологический и экономический кризис, оформление ТНК, первые персональные компьютеры и первые сети. Японофилия смешанная с японофобией.
Да, насчёт Японии. Япония присутствовала в американском киберпанке почти с самого начала. Одни скажут, что это связано с тем, что в мире киберпанка Япония по умолчанию реализует свой постиндустриальный проект - для Японии подобное будущее гораздо комфортнее, чем для США. Я же сказал о Японии в разделе "дух времени", ведь насколько я представляю, именно в 80ые в американском массовом сознании пробуждается интерес ко всему японскому (зайбацу, якудза, суши). А синтезом тут будет примерно следущее, в духе ИГШ: в 80ые годы американцы впервые начинают узнавать о существовании японского постиндустриального проекта; проекция данного проекта на массовое сознание вызвало сложные эмоции, которые и уловили авторы киберпанка. Поэтому в мире киберпанка то самое американское представление о японском проекте и реализовалось.

Да, и что касается фэнтези. Фэнтезийные элементы вполне органично сочетаются с киберпанком. Достаточно вспомнить знаменитую серию "Шедоуран", где в мире киберпанка наравне с якудзой вплоне себе сосуществовали шаманы, орки, тролли, вампиры и эльфы.

2. Стимпанк. Паровой панк. Первый из потомком киберпанка, о которых я сегодня скажу, и единственный законнорожденный при этом. Стимпанк породили те же Гибсон и Стирлинг, написавшие в соавторстве книгу "Машина различий". По сути, это была альтернатива о том, как в Викторианской Англии удалось создать механическую счётную машину, и о том, как она изменила мир. Я, естественно, эту книжку не читал. Моё личное знакомство со стимпанком состоялось в далеком 1994 году:

"По гигантским автострадам - железных дорог здесь не создали - ползли чудовищные допотопные паровые автопоезда, топившиеся углем. По улицам, продымленных городов с невысокими, но громадными по площади зданиями, с грохотом сновали в чаду и дыму жуткие пародии на автомобили, об эстетике форм которых говорить не приходилось. В небе летали настоящие многокрылые и многомоторные крепости размерами с половину земного аэропорта. Моторы крутились в них электроэнергией, вырабатываемой атомными реакторами, которые управлялись такими доисторическими методами - с помощью систем замедляющих реакцию стержней, что волосы вставали дыбом, настолько ненадежным было такое управление.
Были в этом мире и звездолеты - гигантские горы из металла, бетона и керамических материалов, вызывающие тошноту от одного взгляда на них".

(В. Головачев, "Посланник")

Так оно и есть, собственно. Тем более, что вскоре стимпанк зажил собственной жизнью, разорвав пуповину, связывающую его с киберпанком гибсоновского разлива. Видимо, основным фактором тут стала смутная ностальгия по "правильным", викторианским временам и различной колониально-имперской романтике. За образец для подражания были взяты романы Жюль Верна и Герберта Уэллса, а также их менее знаменитых современников: "научные романы", романы о колониальных приключениях, романы о необыкновенных путешествиях и даже о полётах на другие планеты.

Стимпанк - это условный 19 век и условное будущее, как его представляли в 19 веке. Век стали и век пара. На визуальный стиль стимпанка повлияли американские экранизации вышеупомянутых авторов - на западном ресурсе упоминались "20 тысяч лье под водой" студии Диснея, 50ых годов. Огромную работу по визуализации стимпанка проделали и японские мастера меходизайна. Боевые машины на паровом ходу были слишком большим соблазном для падких на изображение техники японцев. Из современных фильмов можно отметить в целом неудачный фильм "Лига Экстраординарных Джентельменов", а также ещё более слабый "Дикий Дикий Запад".

Итак.
Технологии стимпанка - паровые машины и первые электрические приборы, крупнокалиберная артиллерия.
Дух времени - Викторианская эра, Россия Александра III и, частично, Александра II. Эдисон, как прообраз идеального изобретателя.

С формальной точки зрения стимпанк рассказывает о мире, в котором техника 19 века, оставаясь техникой 19 века, развилась, допустим, до танков, летательных аппаратов, боевых шагоходов, да в конце концов, до личного транспорта и орбитальной космонавтики. А то и межпланетной. "Из пушки - на Луну", и дальше с помощью какого-нибудь "электрического двигателя". Ключевыми словами тут являются "ретро-меходизайн" и "ретро-изобретательство". Да, большая часть описанных в стимпанке устройств работать не может в принципе - но и ведь дракон летать не может, а летает. Стимпанк, поэтому, отлично сочетается с фэнтези - во первых, стимпанк возможен в любом мире, не обязательно в нашем, а во-вторых именно фэнтези обеспечивает необходимый для функционирования паровой техномагии уровень допущения.

Слава выразил данную мысль ещё более удачно и лаконично: "панки - это перпендикулярная ТР линия развития технологии".

Интересно отметить, что внешняя стилистика часто важнее внутреннего содержания. Не зря Головачев писал о примитивных атомных реакторах. В вышеупомянутом фильме 50ых годов подводная лодка "Наутилус" была атомной; в "Лиге Экстраординарных Джентельменов" "Наутилус" работал от солнечных батарей. И тем не менее, пока речь идёт о ретро-дизайне - это стимпанк. Как и английский танк времён Первой мировой, который едет по улицам Лондона 1900 года в самом начале "Лиги...". Неважно, что у танка дизель; но если бы на его месте был "Тигр" или "Абрамс", мы бы говорили не о стимпанке, а о глюке. Именно поэтому я считаю правомочным говорить о некоторых аспектах ПМВ, как о позднем стимпанке. Если атомный паровоз в большей степени паровоз, чем атомный - это стимпанк.

Очевидно, что принципы ретродизайна и построения перпендикулярной линии развития технологии можно распространить не только на 19 век. Так стали возможны ответвления от стимпанка, вверх и вниз по временной шкале.

3. Сейлпанк, парусный панк, пружинный панк.

Технологии - паруса, канаты, шкивы, блоки, пружины, шестерёнки, черный порох.
Дух времени - Эпохи великих географических открытий, Ренессанс и Реформация. Теоретически - вплоть до 18 века.

Слово было пущено в оборот, и, в целом, понятие существует. Правда, я не знаком с произведениями в этой стилистике, и не уверен, что они вообще существуют. Тем не менее, сейлпанк - это, к примеру, ретродизайн в духе Леонардо да Винчи. Всяческие дельтопланы и орнитоптеры. Одной из перпендикулярных технологий, создающих мир сейлпанка, может стать действующий вечный двигатель, а также сверхэффективное устройство накопления, хранения и отдачи механической энергии. Последствия очевидны, и какие-нибудь самобеглые кареты - это ещё детские шалости.

Визуальные материалы:
Французский десантный плот плывёт в Англию. Основа двигательной установки - огромные ветряки.

Хотя, признаться, я не представляю себе условия, которые сделают подобную стилистику более-менее популярной. Даже японцев, видимо, не очень интересуют деревянные механизмы.

4. Дизельпанк.

Технологии - двигатели внутреннего сгорания, солярка, бензин, керосин, машинное масло, радио. Поршневые самолёты и пулемёты.
Дух времени - межвоенный период и Вторая мировая война.

Тут всё ясно. Дизельпанк был назван - это слово использовалось при создании одной игры, в значении "фэнтезийный мир, по уровню технического развития обогнавший стимпанк". В этой же стилистике работает ряд японских мехадизайнеров. В кино она использована в фильме "Небесный капитан и мир будущего", с его летающими авианосцами и самолётами-амфибиями.

Визуальные материалы:
PanzerGolem. Там и текст есть, только дизельпанк ошибочно назван бензопанком, хотя представленные модели работают именно на солярке.
Royal Navy Flying Fortress - кадр из фильма "Небесный капитан и мир будущего".

5. Ньюкпанк.

Технологии - атомные реакторы, атомные батарейки, атомные пушки. Атомные автомобили, самолёты, ракеты.
Дух времени - Америка 50ых годов, концепт-кары, промышленный дизайн и футуристические прогнозы данного периода.

Это направление ещё не было сформулированно, но представляется мне вполне возможным. Необходимым условием является популяризация ностальгии по 50ым годам. В одном из ролевых сеттингов, очень похожем на "Фоллаут", действие происходит после атомной, химической и бактериологической войны в мире альтернативной реальности, где 50е продолжались аж до самых 90ых. Мне кажется, что и "Фоллаут" не является развитием текущей реальности; причём развилка приходится именно на 50е годы, если судить по плакатам и работающим на атомных батарейках машинам.

Ньюкпанк будет миром далеко не всегда мирного, но всеобъемлющего Атома. Что же касается продолженных, "долгих 50ых" - то я уже писал о долгих периодах. Кстати, "долгие периоды" могут быть одним из симптомов предложенной slavamakarov'ым концепции перпендикулярности прогресса в панках.

Визуальные материалы:
Американские детские игрушки на атомную тематику. Отметьте характерные пистолеты на третьей странице.

Вот, пожалуй, всё о панках, связанных со стилем ретро. В нашей реальности 50е кончились слишком быстро, атомные ракеты так и не были созданны, а освоение Системы стало экономически неоправданным. Традиционная НФ, с её космическими кораблями и вычислительными машинами размером с городской квартал, начала стремительно терять связь с реальностью, одновременно создавая предпосылки для появления близкой к киберпанку новой НФ. Вектор развития сместился с топливно-энергетического комплекса на информационные технологии, о чём хорошо написал Переслегин в своих статьях, посвященных творчеству братьев Стругацких. Ведь с точки зрения героев "Полдня", именно в нашем мире развитие пошло под углом к нормальному.

Да. И произведения о форсированном прогрессе и прогрессорах "панками" не являются.

Давайте теперь немного поговорим о нашем любимом либерпанке.
Изначально я считал, что если следовать заявленному принципу (технологии + эстетика), то либерпанк будет сиамским близнецом киберпанка, отличаясь от него только духом времени. Действительно, на первый взгляд технологии в либерпанке от брата - в конце концов, "Всегда Кока-Кола" начинается в виртуальной реальности, виртуальная реальность занимает не последнее место и в "Войне за Асгард".

Дух времени же в либерпанке можно определить следующим образом: 90ые и начало 21 века, США и ЕС. Однополярный мир, первые "войны за демократию", бомбардировка Югославии. Последнее событие является рубежным для жанра - под впечатлением от него Крылов пишет "НМП", а Харитонов - "Всегда Кока-Кола".

Но по мнению tarkon'а и slavamakarov'а, определяющими технологиями в либерпанке являются не информационные, а гуманитарные. И правомерно говорить о либерпанке, как о мире "перпендикулярного развития гуманитарных технологий".

В связи с этим стоит посмотреть, какие ещё потомки могут быть у киберпанка, помимо стимпанка. Я не буду говорить о шифропанке, явленном в романе "Криптомоникон" - не читал и некомпетентен. Но на западных ресурсах суффикс "панк" часто используют, как синоним "кибер"-составляющей киберпанка. Это кажется мне не лишенным смысла, и в данном случае "панк" - всего лишь сокращение от "киберпанк". Пример подобного словоупотребления нашёл в сети artiom_zheltov. У создателя игры про колонизацию планеты-океана спросили, можно ли назвать его игру "эко-панком". "Мне это кажется не совсем правильным", - ответил автор, "хотя в игре мы рассматриваем вопросы экологии и у нас присутствует кибперпанковская атрибутика - корпорации, хакеры и биопротезы".
В таком контексте, можно говорить и об орбитал-панке (киберпанке на орбите), и о [кибер]панке в космосе, и о коммунистическом [кибер]панке, и о [кибер]панке нео-тоталитарном. Согласно этой концепции, либерпанк - это именно киберпанк в мире либеральной антиутопии. Я думаю, это определение нам стоит преберечь для западных товарищей.

Также не стоит забывать о первоначальной роли киберпанка. Это была фантастика ближнего предела, исследующая влияние новых, смыслообразующих технологий на общество, путём доведения до абсурда наметившихся тенденций. Да, это НФ, о чём я уже говорил в начале. Этому определению либерпанк тоже, несомненно, соответствует.

В рамках этой парадигмы, возможен, например, нанопанк, описывающий прорыв в области нанотехнологий, от нанороботов до молекулярной сборки. Подобному миру посвятил серию постингов юзер odinn, но в НФ, как мне кажется, нанотехнологии не пользуются достаточной популярностью или же отнесены к слишком далёкому будущему. Видимо, возникающий в итоге мир чересчур революционен для фантастики ближнего предела.
Можно ли тут говорить о биотехпанке? Я читал произведение, действие которого происходило после апокалипсиса в мире генетических технологий. Видимо, такой мир можно описать только пост-фактум; в своём расцвете, даже если он придётся на ближайшее будущее, он будет абсолютно чужд современному читателю. Ни о каком особом направлении или стилистике тут говорить не приходится. В отличии от пост-апокалиптики, которая современному читателю близка и собственную стилистику сформировала. Впрочем, это уже выходит за рамки данного постинга. В любом случае, в обозримом будущем люди зергами не станут.
То же, о чём пишет юзер krievs - Сейчас мир меняет молекулярная биология. На очереди рождение фармакогенетики. И сращивание генетики с электроникой. Это не нанотехнология, а лемовский Silicobacter который изменит мир еще раз - мне сложно представить даже умозрительно.

Часть вторая. «Маленькая»

Панки антинаучны.
Вячеслав Макаров

Когда я задумал написать этот постинг, я решил в качестве эпилога придумать какой-нибудь свой панк, не похожий на заявленные, и, в то же время, с очевидной преемственностью по отношению к киберпанку. Мне это удалось. Я представил себе концепцию очередного панка, причём сразу в двух ипостасях - технической и фэнтезийной. Более того, я смог подтвердить его реально существующими и дорогими моему сердцу произведениями. И в этом-то всё и дело. Я ни в коей степени не жажду лавров Славы Макарова. Я пишу для себя, и мне достаточно того, что для моего субъективного восприятия он существует. Как существуют и те радовавшие меня вещи, которые я так или иначе с ним связываю.

Я говорю о дримпанке.
Дримпанк начинается не с осознанного сновидения. Дримпанк начинается тогда, когда двум людям снится один и тот же сон.
Две концепции, две стадии являются для дримпанка базовыми.
1) Страна снов существует. Люди, видящие сны, не только погружаются вглубь себя, но и подключаются к единной снореальности.
2) Реальность - это сон. Реальность и снореальность неким образом связаны, и действиями в последней можно повлиять на первую.

Ткань сновидения используется для передачи и хранения информации. Очевидно, что в этом смысле снореальность является подобием киберпанковского киберспейса, причём даже в большей степени, чем современный Интернет. Сидя в Интернете, мы продолжаем воспринимать окружающую реальность (у кого как, конечно 8-)), а в гибсоновской матрице, киберспейсе, нельзя было сделать собственную страничку, но можно было, как и во сне, создать свой мир.

В мирах, подобным нашему, первые опыты со снами проводятся, естественно, с помощью компьютерных технологий. Единная снореальность создаётся искусственно, для двух-трёх человек, причём формируется она на основе сна лишь одного из них. Причина понятна - в этом варианте технология изначально создаётся с чисто терапевтическими целями. Тут можно назвать следующие произведения:

Телесериал "Оходники за сновидениями" (Sleepwalkers). Группа специалистов лечит людей, страдающих кошмарами, попадая в их сны с помощью специального оборудования - компьютеров и электродов, считывающих информацию с головного мозга. С внешним миром спящие сном пациента терапевты общаются с помощью виртуальной перчатки - во сне они шевелят пальцами, печатая "в воздухе" сообщения для своих коллег наяву. Как видим, всё вполне по-киберпанковски. Причина создания технологии - изобретатель пытался найти способ связаться со своей впавшей в кому женой, остальное - побочный продукт.
Художественный фильм "Клетка", с Дженифер Лопез. Схожая технология - электроды, компьютеры, проникновение в сон пациента - используется для схожих целей: помощь пациентам, вербальная комуникация с которыми невозможна. В дальнейшем - для проникновения в сон маньяка, с целью получения информации о его жертвах (подобный же сюжет был и в более ранних "Охотниках"). Правда, в этом варианте у врача отсутствует связь с внешним миром. Зато в конце героиня Дженифер Лопез, побродив по снам маньяка, переносит его в собственный сон, и уже там одерживает над ним окончательную победу.
Старый сериал, который крутили по нашему телевидению в первой половине 90ых. Название не помню. Героиня сериала попадала в сны других людей вообще без всякого личного контакта (не говоря уже о подключенных к мозгу электродах), обходясь, со своей стороны, простыми виртуальными очками, перчатками и модемом(!). Технологию я так и не понял; впрочем, для дримпанка это не так важно. Важней очевидная преемственность с киберпанком.

Дальше развитие идёт по киберпанковскому образцу. Очевидно, что к описанной мной первой стадии это всё имеет такое же отношение, как локальная сеть к Интернету.
В таком случае, дело за созданием устройства "удаленного доступа к сети". На этой стадии - аналог Диптауна в дилогии Лукьяенко "Лабиринт отражений"/"Фальшивые зеркала". Напоминаю, что в этой попытке создать русский киберпанк, Диптаун объективно существует лишь ввиде намёков и примитивных плоских изображений на экране компьютера, а собственно виртуальность создаётся мозгом пользователя под воздействием дип-программы. Таким образом, хоть люди в Диптауне и находятся в одном месте, восприятие этого места у них сугубо субъективное. Снореальность является ещё более дешевым и низкотехнологичным аналогом киберспейса - и процессор, и сервер, и графический интерфейс изначально встроенны в человека. Технологии, повторюсь, тут могут быть самые разные - влоть до слега из "Хищных вещей века" Стругацких.

Весьма вероятно появление аналога дайверов Лукьяненко. Мастера снов, активные сновидцы, способные воспринимать снореальность, как иллюзию и таким образом решать возникающие у других людей проблемы. И, конечно, дрим-преступления. От несанкционированного доступа к информации, до сексуальных домогательств и изнасилования (инкубы и суккубуы). Не говоря уже о возможности убить человека во сне так, чтобы он не проснулся (принцип "Матрицы").
Тот же самый эффект может быть достигнут и в мирах фэнтези, с помощью магии или алхимических снадобий. В мирах фэнтези мастерам снов придётся столкнутся с персонификациями кошмаров, вампирами (вампиру удобней охотиться во сне, согластитесь) и чуть ли не демонами. Впрочем, та же нежить может завестись и в технологической снореальности, просто природа у неё будет другая. Куда там компьютерным вирусам...

"Инспектор снов", Леонид Кудрявцев. Мастера снов, фэнтези дримпанк.

Дальше - переход ко второй стадии. В фэнтези дримпанке с самого начала подразумевается существование множественности миров и возможность ходить из мира в мир через сон, а также доставать из снов разные полезные предметы. Реальности в фэнтези - понятие растижимое, что позволяет влиять на неё с помощью магии.
Но подобное возможно даже в рамках киберпанка! Возьмём, к примеру, "Сердца и моторы (погружение в киберспейс)" Владимира Васильева. Там есть множественность миров, связанных через киберпространство, а способности отдельных хакеров граничат с электрокинезом. От взлома выключенных (и чуть ли не отключенных от сети) компьютеров и вплоть до убийства через киберспейс.

Что касается электрокинеза, то на второй стадии дримпанка можно, к примеру, позвонить из сна на настоящий номер и говорить по телефону с явью. Набивать текст в Ворде, а утром, включив компьютер, находить его в памяти. Играть во сне в компьютерные игры... впрочем, если переборщить с ними наяву, то и так будешь потом всю ночь по лабиринтам бегать. А теперь представьте, что во сне можно ещё и сохраняться!
Про возможность доставать из снов разные предметы я уже говорил.
И, наконец, самое весёлое - дрим-телепортация и путешествие по снам в физическом теле.

Можно представить два принципа перемещений по снам. В первом мастер снов использует сон ближайшего спящего человека. Если сосед за стенкой видит во сне лес, в котором гулял в детстве, то мастер снов вполне может войти в его сон и проснуться в том самом лесу. Кстати, с собственными снами у мастера снов вполне могут начаться проблемы, поэтому ему и приходиться ходить по чужим.
Второй принцип описан в шуточном произведении "Фредди Крюгер против Железной Леди", в котором у Крюгера было вполне себе физическое тело. Перемещение там происходило следующим образом - если Крюгер входил в сон человека, заснувшего на Багамах, то выйти из сна он мог уже там.

Путешествия по разным мирам и Отражениям основаны на тех же принципах или на их сочетании. Либо находим человека, которому снится реальность, близкая к той, куда мы стремимся попасть, либо ищем сон человека, живущего в той реальности.

"Иноздесь", Роберт Хайнлайн. Дрим-телепортация, множественность миров. Правда, Хайнлайн нигде не говорит о снах, но природа дрим-телепортации показанна очень хорошо.

Говоря о телесном перемещении, стоит вспомнить и Желязны с его "Созданиями Света, созданиями Тьмы". Бог Тот в этой книге мог переместиться в любое место, которое он мог представить. Возможно, некоторые миры он просто создавал силой своего воображения. В одном эпизоде он даже попадает внутрь собственного сознания, физически, причём захватывает с собой ещё одного человека. Для так называемого реального мира они в этот момент, конечно, исчезают.
Офицер связи и по совместительству кошак, Шрёдингер из комикса "Хэллсинг" может находится одновременно везде и нигде. Как-то он телепортировался в предсмертные галлюцинации своей коллеги по отряду. Попасть в сон для него бы не составило труда.
Конечно, дрим-телепортацию следует ограничить "принципом Макса Фрая". "В присутствии наблюдателя магия не работает". Спящего мастера снов можно зафиксировать видеокамерой наблюдения.

Дополнительно:
Серия "Кошмар на улице Вязов". Во-первых, классика, во-вторых, раз в две серии подростки пытаются собраться в одном сне и дать Фредди бой на его территории.
Сайт "Хакеры сновидений". Надеюсь, давно закрыт. Ребята пытались рисовать единную карту Страны Снов, а также, как и положенно хакерам, хотели взломать систему снореальности и выйти на высший уровень. Слегка переборщили с кастанедовщиной.
"Арабский кошмар", Роберт Ирвинг. Дримпанк в декорациях Египта 15 века. Классика.
"Ведьма и Змей". Сентиментальный рассказ.
"Бог сна", Величка Настрадинова. Ближайшее будущее. Хомо супериор, как плод селекции? Решающая стадия конфликта. Применение когнитивных технологий в масштабах Земли.

А теперь то, что заставило меня написать вторую часть.
Последнюю неделю я размышлял об этом постинге, в том числе, естественно, и о дримпанке.
Даже в качестве заставки-засыпайки я поставил процесс сборки установки для путешествий по снам. Мысленно натаскал оборудования из разных миров. Сердцем и мозгом системы стал Большой Черный Куб. Я не буду говорить слов "квантовый компьютер" или "Радеон", я всё равно не знаю, что это такое. Но возникла одна проблема. Нет, не с программным обеспечением. Этот вопрос меня, почему-то не волновал. Но даже в полусне я никак не мог решить проблему железа. Как подсоединить к друг другу оборудование из разных миров и с разных технических уровней, чтобы оно работало, как единное целое? В процессе засыпания этот вопрос меня очень волновал. На третий день я решил призвать на помощь Скунса из рассказа Клиффорда Саймака "Операция "Вонючка". В конце концов, Скунс - один из лучших специалистов по железу во всех мирах Мультиверсума.

Воображаемый Скунс уселся на воображаемый Черный Куб, а я заснул. И мне приснился сон.
Этот сон.

Вот ведь как.
Скунс помог, получается.

...И даже если мы входим в снореальность с помощью шаманского снадобья, всегда можно проглотить его во сне...
linkReply

Comments:
[User Picture]From: onnele
2005-03-03 06:58 pm (UTC)

что еще добавить?..

Только вариант эпиграфа "Панки грязи не боятся". И его своеобразное продолжение: "Они ее проповедуют". Из диалога с другом-панком.
Напмсано замечательно. Я бы, наверно, так глубоко не вкапывалась в панк-культуру. Но то, что "панк всегда против системы"-факт. И основополагающая концепция любого панка.

Ксати, из литературы также рекомендовала бы на ознакомление Илью Новака как, на мой взгляд, лучшую иллюстрацию качественного киберпанка: и вам леприконы, и городские тролли...и полный переворот устоявшихся реалий с ног на голову при сохранении здравого смысла. Что немаловажно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sergey_ver
2005-03-03 08:14 pm (UTC)
Может встречаеться ещё, как минимум, "алхимический" и "каббалический" "панки". Помойму, я даже что-то подобное читал.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: arnaut_katalan
2005-03-03 08:23 pm (UTC)
//Когда я задумал написать этот постинг, я решил в качестве эпилога придумать какой-нибудь свой панк,

Я придумал свой панк, только название не придумал.

Что-то вроде теологический панк - теологопанк или христианский панк - христианпанк.
Наверное, это должно быть что-то вроде этого:
С. Грин Злые чары Синей луны (отрывок)
http://arnaut-katalan.narod.ru/zchsl.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2005-03-04 10:57 am (UTC)
А панк тут где?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: gest
2005-03-05 08:22 pm (UTC)

Ещё более глубокий вздох.

Пользуясь твоим любимым аргументом про "договорились называть - значит так и есть", как только группа товарищей самоопределиться или будут самоопределены как писатели в жанре экопанк - он тут же и образуется.

А разве не то_же_самое я тебе говорил по аське? Кстати, "будут самоопределены" - это правильно :). Но с таким же успехом они могут назвать себя "психокантри" или "стилем Черного пса". И нам придётся называть их данным образом.

Радостно раскритиковав мой пример про экопанк, ты тут же сгенерировал дримпанк :))). В чем принципиальная разница - хоть тресни, понять не могу. Ну сменил ты одну технологическую рамку на другую... чего поменялось-то в принципе?

Хм. А какая в экопанке технологическая рамка? По деревьям стучат?
Слушай, неужели ты действительно не видишь принципиальной разницы? Нет, ну серьезно?

Производить можно что-то от чего-то. Между каким-то умозрительным сейлпанком и киберпанком ничего общего нет. А между сейлпанком и стимпанком есть. А стимпанк придумали Гибсон со Стирлингом. А они - отцы 8-).
Вот ты экопанк от чего ведешь? А я веду дримпанк от киберпанка. Простой заменой киберспейса на снореальность. Остальное - следствие.

Я могу опять сослаться на славину трактовку проблематики киберпанка - в дримпанке она будет такой же. Я могу накидать ссылок на статьи Переслегина, где он рассматривает зарождение как киберпанка, так и дримпанка (с точки зрения моей концепции), а также рассуждает об "альтернативной(вторичной) реальности", что, опять же, объединяет дримпанк с киберпанком. По Переслегину, мир дримпанк будет пост-индустриальной психоволновой цивилизацией.
Я могу до упора тыкать тебя в фильм "Клетка" и в сериал "Охотники за сновидениями". В "Арабский кошмар" и в "Инспектора снов".
С субъективной точки зрения, как я уже сказал, а)дримпанк нужен лично мне б)действительно существует. Это ни в коей мере не сферический конь в вакууме.
Чисто практически, удобней сказать дримпанк, чем "псевдонаучная фантастика или фантасмогория, посвященная путешествиям в мир снов". Дрим - потому что про сны, а панк - потому что сны там рассматриваются, как киберспейс в киберпанке + схожесть атрибутики + одинаковый генезис в схожих с нашим мирах (исследования биологической обратной связи, по Переслегину).

Что касается экопанка, то ты так и не объяснил, чем он отличается от экологической фантастики. Цитируя того же навязшего на зубах Макарова, экологическая фантастика в данный момент реально существует, экопанк - нет. Но он может появится в будущем. Причём, мы с ним даже не сошлись во мнениях о том, как это будет выглядеть. Он предлагал биотех, я - экологически чистый киберпанк. И то... ну плохо хиппи с панками сочетаются, плохо. "Панки любят грязь, а хиппи - цветы".
Или, на сей раз _стилизуясь_ под Славу, "панк - брутален".

Дримпанк я выдумал в качестве шутки. Но это хорошо проработанная шутка.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fortunatus
2005-03-05 07:06 am (UTC)
- Слейв-панк. Цивилизация - античность (эллинизм, Рим, Карфаген), технология - машины Архимеда + миллионы рабов. Суперкатапульты, стреляющие через Средиземное море, галеры - плавучие крепости на вёслах, инсулы-небоскрёбы, поезда на ручной тяге, ездящие по колеям римских дорог...

- Кобуксон-панк. Цивилизация - переразвитый средневековый Дальний Восток...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2005-03-05 06:30 pm (UTC)
Античность мы со Славой решили не трогать. Просто и не то, и не надо, и смысла нет 8-). К тому же, всё равно будет близко к парусному панку, минус порох. А концепцию античного сейлпанка, или античного стимпанка, или средневекового стимпанка мы решили зарубить.

А в Азию я просто бы лезть не стал. Это как Советский Союз. И опять сейлпанк выходит.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arnaut_katalan
2005-03-06 09:42 pm (UTC)
Есть ещё биопанк. К примеру, телесериал LEXX
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: twincat
2005-03-07 11:31 am (UTC)
тогда уж и некропанк надо вводить
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: arishai
2005-03-07 01:44 am (UTC)
Правда, я не знаком с произведениями в этой стилистике, и не уверен, что они вообще существуют.

"Почти человек", например.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2005-03-07 08:41 pm (UTC)
А что там?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bootlegger
2005-03-11 02:13 pm (UTC)
Справка от разно-панко-любителя:

все заявленные идеи дрим-панка развёрнуты у Джеффа Нуна в "Вирте" и последующих книжках;
про биотех сейчас тоже сейчас вышло нечто под названием "Рибо-фанк";
кристальный образец нано-панка - "Алмазный мир" Нейла Стефенсона, он же, кстати, и хорошо под либерпанк ложится (мне всё крыловский "НМП" мерещился при прочтении);
пружинный панк - стопроцентно игрушка "Siberia" :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gest
2005-03-11 07:30 pm (UTC)
Спасибо за дополнение. Я плохо знаю современную фантастику, если честно.
А "Вирт" надо прочесть, да, дримпанк я люблю 8-).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rednyrg721
2008-06-11 04:12 pm (UTC)
Про снореальность можно еще "Dream Quest for Unknown Kadath" Лавкрафта и "Mulholland Dr." / "Inland Empire" Линча добавить - там тоже есть эта концепция (Dreamland у Лавкрафта)
(Reply) (Thread)