Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Клише и фетиши (Ален Роб-Грийе)

Ненужное, но факт.

В конце этого года я посмотрел всю фильмографию Алена Роб-Грийе, как режиссёра — только что досмотрев "Градиву" (2006). Начал, я, правда, с "Прошлым летом в Мариенбаде", где он был сценаристом. [И пришлось пропустить "Голубую виллу", потому что этого фильма на данный момент не существует, его показывали три раза в рамках Берлинского кинофестиваля 1995 года, и всё.]

Я уже какое-то время хотел осуществить этот проект: не ради самого Алена, скажем так... Вот, я его осуществил.

В его первом фильме, "Бессмертная", героиня говорит о том, что османские султаны пытались писать стихи, но султаны были одинаковые, и их стихи тоже были одинаковые — сады, фонтаны, "одни и те же клише, повторяющиеся, как фетиш". Клише и фетиши — эту фразу я вспоминал каждый раз, когда запускал очередной фильм.

1963 год:

"«Кайе»: К слову о «современном» кинематографе: вы видели «Бессмертную»?

Ролан Барт: Да, видел… Мои отношения (исключительно абстрактные) с Роб-Грийе несколько затрудняют дело. Я не в восторге, мне не хотелось бы, чтобы он занимался кино. Что ж, да, там тоже есть метафора… На самом деле, Роб-Грийе вовсе не убивает смысл, он его затуманивает. Он думает, что достаточно затуманить смысл, чтобы его убить. Но убить смысл крайне сложно.

«Кайе»: И он делает все более сильный акцент на все более плоском смысле.

Ролан Барт: Потому что он «варьирует» смысл, а не подвешивает его. Варьирование предполагает создание все более навязчивого смысла, напоминающего одержимость: ограниченное количество означающих «с вариациями» (в понимании музыкального термина) отсылают к одному и тому же означаемому (это и есть определение метафоры)".


Как говорил герой Джона Гудмена герою Бена Аффлека в фильме "Арго" (снятом самим Аффлеком), "снимать кино просто, обезьяну можно научить снимать кино". Это не значит, что это нужно делать, или что результатом подобного эксперимента будет хорошее кино.

Суть кинематографического творчества Алена Роб-Грийе следующая:

Он не мог снимать то, что хотел.
Он не умел снимать то, что хотел.
Хотел он, временами, тошнотворную фигню.
И ключ ко всему его творчеству — низкопробная садомазохистская порнография, которую он, надо полагать, читал в тридцатые годы 20 века, когда был подростком. Это не ирония, не метафора, это то самое важное и сокровенное, та тема, за которую он раз разом брался и проваливался. (Ещё он порол свою жену, но это отдельная тема, для другого, более интересного разговора.)

Во время просмотра всех этих фильмов я раз за разом переживал три эпизода. Момент, когда происходящее на экране мне объективно нравится и кажется интересным. Момент, когда фильм теряет меня, как зрителя. Момент, когда фильм полностью разваливается на части. Взаимное расположение и соотношение этих эпизодов и определило моё восприятие каждого фильма по отдельности.

Мой абсолютно субъективный рейтинг его фильмов выглядит так:

1. "Прекрасная пленница"/ La belle captive (1983) — почти нормальный фильм, который по большей части мне даже понравился.

2. "Бессмертная"/ L’immortelle (1963) — вышеупомянутый первый, а значит, во многих отношениях, и лучший фильм. По-меньшей мере, забавный и местами любопытный.

3. "Человек, который врёт"/ L’homme qui ment (1968) — смотреть можно, хотя, откровенно говоря, вместо него можно посмотреть "Восточный коридор" Виноградова. Или, хотя бы, и тот, и тот.

4. "Трансъевропейский экспресс"/ Trans-Europ-Express (1967) или "Градива"/ C’est Gradiva qui vous appelle (2006). "Экспресс" — единственный фильм Р.-Г., про сюжет которого arishai смогла сказать хоть что-то хорошее. А "Градиве", по совести, место в кинематографическом аду, но там всё-таки были интересные сцены в начале. И потом, это последний фильм, фильм-завещание, ставший моим окном в миф "Градивы", etc.

5. "Игра с огнём"/ Le jeu avec le feu (1974) и "Постепенные изменения удовольствия"/ Glissements progressifs du plaisir (1973). Взаимное расположение этих фильмов в рейтинге спорное. "Игра с огнём" в чём-то интереснее. Но если намёки на некрофилию и каннибализм считать минусом, то этот фильм получает жирный минус. Предшествующий фильм более пресный, и, в этом смысле, более съедобный, но менее интересный.

4. "Н. взял кости..." / N. a pris les dés… (1971) и "Эдем и после" / L'éden et après (1970). "Эдем" — кинематографическая катастрофа, по-крайней мере, с моей точки зрения. К концу этого недофильма красные трусы героини действовали на меня, как красная тряпка на быка. Но многие люди в сети, в том числе, у нас, считают этот фильм вершиной творчества Р.-Г.. А второй фильм, про N. — это тот же самый материал, но иначе смонтированный и переозвученный. Так сказать, два фильма по цене одного, дешево и сердито. И я даже не могу сказать, делает ли это альтернативную версию "Эдема" хуже или лучше (потому что куда уж хуже?).
Tags: фильм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments