Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

FPS и мои дни

Что я могу сказать по итогам FPS-марафона 2021? [Что-то из этого должно было бы стать текстом, но множество вещей в моей голове должно стать текстом, должно, но не становится.]

Half-Life (1998) и Half Life: Opposing Force (1999) — по-прежнему гениальная игра с равновеликим дополнением.
Half-Life 2 (2004) — слегка перехваленная игра.

Wolfenstein 3D (1992) — старая, но всё ещё хорошая игра. А дополнение Spear of Destiny в 2021 году вообще умудрилось взлететь в топ моего более чем четвертьвекового игрового опыта!
[Заодно я перепрошёл Return to Castle Wolfenstein (2001), одолел Wolfenstein RPG (2008) и Wolfenstein (2009), которые образуют своего рода трилогию, с Бласковицом-членом OSA, решающим паранормальные проблемы.]

Operation Body Count (1994) — кривая и дешёвая игра, но всё-таки лучше собственной репутации.

Medal of Honor: Airborne (2007) — по распространённому мнению, последняя из классических игр серии, последняя настоящая MOH.

Daikatana (2000) — трэш и отстой, могила карьер и репутаций. Если бы я мог слетать в прошлое, я бы сказал себе, что не надо тратить время на прохождение игры, она того не стоит — но ведь я бы себя не послушал! С другой стороны, благодаря Дайкатане я просмотрел несколько статей и интервью о разработке игры и о тогдашней ситуации в ION Storm, одолел выкачанную из сети стопку дизайн-документов, наконец-то прочёл книгу Masters of Doom про Джона Ромеро и Джона Кармака. Когда я заодно ещё прошёл Дайкатану для Nintendo 64 и Дайкатану для Gameboy Color — обе версии, 64- и 8-битная, делались японской компанией Kemco — фэйл незаметно превратился в вин. Да, помимо того, что это важные артефакты дайкатанологии, японские Дайкатаны тупо лучше американской, обе. Что само по себе очень интересно и сильно меня обогатило.

***

В качестве бонуса, но без особой связи с предыдущим высказыванием (частично, как продолжение этого текста), просто потому, что я нарисовал схемку.

Если по-простому, то в старые дни, когда студии собирались делать шутер от первого лица (частично это относится и к другим категориям шутеров), они выбирали одну из четырёх базовых тем, это практически основные цвета, стихии:



(Где ВМВ, очевидно, Огонь, фэнтези — Вода, фантастика — Воздух, а современность — Земля.)

Сеттинг, в данном случае, задаёт типичных врагов и оружие, хотя, конечно же, возможны нюансы. Но если игра про Вторую мировую, то мы используем оружие того времени и воюем с фашистами. (Как говорил Гитлер, "в большинстве игр по мотивам Второй мировой в сингле приходится играть за антигитлеровскую коалицию"). А в игре с тематикой современности, мы используем современное оружие и воюем с какими-нибудь террористами-боёвиками-наёмниками наркокартелей. ("Современное" оружие может использоваться под псевдонимом, если разработчики не хотят связываться реальными брендами, но оно, как правило, всё равно узнаваемо и имеет реальный прототип.) В фэнтези мы боремся с фэнтезийной нечистью, в фантастике расстреливаем из бластера космических уродов и роботов.

Со ВМВ, можно сказать, всё и началось, потому что Wolfenstein 3D. Как говорил Джон Ромеро, участвовавший в создании пяти отличных франшиз и одного эпического шлака, "в игре будет типичное оружие Второй мировой — нож, парабеллум, миниган". С тех пор шутеры про Вторую мировую стали буквально отдельным поджанром видеоигр.

С современностью чуть хитрее. Современность началась где-то тридцать лет назад и до сих пор не кончилась, т.е. она ровесник классических FPS, как жанра. Теоретически, она не кончится, пока на смену нынешней системе стрелкового оружия не придёт что-то заметно новое. Для примера, Operation Body Count (1994) — это современность, хотя формально, действие игры происходит в будущем, "20 лет спустя" (в 2012 или в 2014 году, инструкция для игрока и обложка расходятся во мнениях). Но игрок всё равно воюет с террористами, вооружёнными "Узи" и калашами. И сам использует "Узи" и "Галиль", реальные марки. Опять же, после Operation Body Count вышла целая пачка шутеров про современность, борьбу с террористами, спецназ и т.д.

Фэнтези нет так широко представлено в шутерах, но всё равно представлено. Начиная с того, что какой-никакой, но вид от первого лица изначально появился как раз в фэнтезийных ролевых играх от первого лица, и что ещё до Wolfenstein'а Кармак обкатывал свой FPS'ный движок на Catacombs 3-D, шутере с фэнтезийной тематикой. Плюс, конечно же, такая легендарная классика, как Heretic/Hexen, плюс дилогия Witchaven, плюс Wheel of Time по Джордану.

По поводу космической фантастики, я думаю, вопросов нет. Blake Stone: Aliens of Gold (1993) в качестве прародителя. По одной вселенной Стар Трека было создано где-то три шутера от первого лица, и по "Звёздным войнам" не меньше.

Но очевидно, что классические игры смешивали разные "цвета", и четырёх базовых недостаточно, поэтому я дополнил схему:



Да, с точки зрения шутеров от первого лица, вся предыдущая история человечества, включая античность, 19 век, Первую мировую и межвоенный период, сопоставима с одной Второй мировой, но Вторая мировая значительнее. ВМВ — это целый отдельный континент на планете FPS.

Таким образом, холодная война естественным образом укладывается между Второй мировой и современностью, а пиком Холодной войны, с точки зрения жанра, является война во Вьетнаме. По-крайней мере, я могу назвать несколько шутеров от первого и третьего лица, действие которых происходит во Вьетнаме. Шутеры про Вторую мировую измеряются не отдельными играми, а сериями. (Про Корейскую войну, с другой стороны, шутеров не делают... хотя вот, китайцы собираются делать (*).)

Всякие там антиуптопии, постап, киберпанк и прочая фантастика ближнего прицела попадают между современностью и космической фантастикой/космооперой.

Хоррор, который я, по совету Оли, переименовал в хоррор и мистику, разместился между космической фантастикой и фэнтези. В конце концов, даже вселенная "Чужого" формально является space horror, и, как сказал кто-то, если бы Кэмерон не снял "Чужих", шутеры от первого лица сейчас выглядели бы совсем иначе. Потом, есть Вархаммер 40000 с Хаосом и демонами, и с содранными с ксеноморфов тиранидами — а по Вахе парочка шутеров от первого лица тоже имеется (и, строго говоря, даже не "парочка", а штуки четыре, смотря как считать).

Как бы то ни было, Wolfenstein 3D — это Вторая мировая + хоррор (за счёт зомби-мутантов); Return to Castle Wolfenstein и Wolfenstein (2009) продолжили эту традицию. Doom — фантастика + хоррор (изначально, на стадии разработки, там была совсем-совсем космическая фантастика, но потом Дум сместился в сторону более ближнего будущего). Quake — почти чистый хоррор, Quake II и Quake 4 — фантастика, мочим космических уродов из бластера. Был шутер от первого лица, мешавший Вьетнам с хоррором (Shellshock 2: Blood Trails), была Дайкатана, объединявшая в одной игре фантастику ближнего прицела/антиутопию с фэнтези (ошибочно позиционируя фэнтези, как "историю").
Tags: игра
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments