Если бы меня попросили объяснить, чем игра Food Force меня покорила, я бы сказал:
1. Игры серии Strike
2. Коммунизм.
3. Путь "венчура".
Сюжет.
Недалекое будущее. Выдуманный авторами остров Шейлан в Индийском океане, население 13 млн человек. Изменение климата в масштабах планеты вызвало на острове экологическую катастрофу. За небывалой засухой последовал голод. Вдобавок - коллапс власти и гражданская война. ООН объявляет о. Шейлан зоной бедствия.
К делу подключаются Продовольственные Силы ООН. Они быстро сколачивают команду, выделяют ей необходимые средства и перебрасывают её на остров для оказания немедленной помощи пострадавшим.
Наши герои:
Рейчел Скотт, 26 лет (США). Офицер снабжения, начальник экспедиции.
Джо Заки, 22 года (Китай). На сайте написано, что он шейланец, из местных, но я считал и буду считать его китайцем. Заки - специалист по питанию, диетолог.
Карлос Санчес, 44 года (Бразилия). Опытный лётчик, способный "летать на всём, что летает". Командир воздушных сил быстрого реагирования продовольственных сил ООН. Мой любимый герой.
Ну и вы сами, в роли новичка.
Первая миссия - по ведомству Санчеса. Облёт территории на вертолёте с целью сбора информации и обнаружения групп беженцев. "Обычно мы обращаемся за помощью к местному правительству и благотворительным организациям, но в этих условиях нам приходится полагаться только на себя". Разведка с воздуха на вертолёте с турбоускорителем.
1. Игры серии Strike. Вертолёт. Над характерной местностью, на фиксированной высоте. Вид сверху. Внизу опустевшие деревни, пересохшие реки, толпы голодающих и джип с эмблемой ООН. Это Страйк! Поясняю. Игры серии Страйк (начиная с Desert Strike) были относительно популярной серией приставочно-компьютерных аркад про вертолёты. Всего Страйков было пять, я прошёл все. Перед серией я преклонялся и когда-нибудь обязательно о ней напишу. А тут пришла в голову мысль, что даже Страйкам не помешали бы несколько миссий или даже целый уровень гуманно-гуманитарной направленности. Не всё же танки и зенитки взрывать. Я бы играл. Я бы играл в любой Страйк, покуда он остаётся Страйком.
Первая миссия и вертолёт навевали приятные воспоминания. Не будь вертолёта, я бы эту игру не скачал.
К тому же, в заставках есть что-то неуловимо страйковское. Не в исполнении - в Страйках предпочитали оцифрованное видео - а по духу. Из недавнего заставки напомнили мне Splinter Cell. Одним словом, американская школа заставок к видеоиграм.
Вторая миссия. Диетолог Джо Заки поручает вам разработать состав пайка для голодающих Шейлана, уложившись в 30 центов за порцию. Задача - найти нужную пропорцию риса, бобов, растительного масла, сахара и йодированной соли для сбалансированной диеты. Не самая интересная, но необходимая миссия 8-).
Третья миссия - опять Санчес. Пока филиалы организации по всему миру организуют сбор средств, закупку продовольствия и отправку кораблей на Шейлан, на самом острове приходится решать проблему быстрого распределения имеющихся запасов пищи среди нуждающихся. Самолёты сбрасывают на парашютах грузы с гуманитарной помощью, а оперативники на местах следят за тем, чтобы продовольствие доставалось нуждающимся.
Чётвертая миссия - собственно закупки продовольствия и организация поставок на Шейлан в течении следующих шести месяцев. Цель - закупая отдельные партии в разных точках планеты, закрыть все слоты и обеспечить непрерывный поток помощи.
Пятая... ах, да. 2. Коммунизм.
В каком-то смысле, мир, показанный в Food Force, является полной противоположностью этому. Хотя бы потому, что на людей сбрасывают не напалм, а еду. Положительные герои, представители Ойкумены, максимально демилитаризованы. Партизаны на острове хоть и режут мирное население и друг друга, но делают это не со зла, а по нужде и общей неграмотности.
Вы скажете, какой же это коммунизм, если в команде нет ни одного русского? Товарищи, а где же ваш пролетарский интернационализм? Они не русские, но они коммунисты. Рейчел Скотт - американская коммунистка. Отец - дальнобойщик, мать - водитель скорой помощи. От себя добавлю, что они наверняка познакомились во время всеамериканской забастовки.
Джо Заки - китайский коммунист. Или шейланский коммунист китайского происхождения.
Карлос Санчес - бразильский коммунист. (опять не удержусь и включу фантазию): Двадцать лет назад - боевой лётчик, молодой ветеран кровопролитных латиноамериканский войн. Ныне - сугубо гражданский пилот-ас.
Такая ситуация напоминает мне начало "Хищных вещей века" Стругацких. Или "Мечты Пандоры" их эпигона Столярова. В целом любой мир классической модели в момент перехода от ефремовской Эры Разобщенного Мира к глобальной цивилизации, основанной на социалистических/коммунистических принципах (см. некоторые из ролевых модулей with_astronotus
Пятая миссия. На острове достигнуто соглашение о прекращении огня. В пострадавшие от войны и засухи районы направляются караваны трейлеров Продовольственных сил ООН. Организация и вождение караванов - ведомство Рейчел Скотт. Чтобы обеспечить скорейшую доставку продовольствия, в состав автоколон включают специальные силы. Инженеры будут чинить дороги и наводить временные мосты взамен взорванных повстанцами. Механики будут чинить сами машины в случае поломки. Сапёры обеспечат проезд сквозь минные поля и разминируют заложенные на дороге фугасы. А специалисты по безопасности будут решать возможные проблемы с местной армией и партизанами. Местные, кстати, вооружены пистолетами-пулемётами Вальтера.
Да, причём, учитывая коммунистическую специфику, специалисты по безопасности одеты в гражданское, и никакого оружия у них при себе нет. По-крайней мере, на виду. Уверен, они все профессионалы и в критической ситуации готовы оказать вооруженное сопротивление любому агрессору. Но всем способам решения проблем спецы предпочитают переговоры и убеждение. Блокпост за блокпостом. "Мы везём еду. Мы представители ООН. Мы не на чьей стороне, наш враг - голод. Мы можем спасти сотни жизней. Не исключено, что среди голодающих есть ваши родственники".
И последняя, шестая миссия. Организация мирной жизни. Нужно расписать поставки продовольствия в деревнях между пятью социальными программами, год за годом, на протяжении десяти лет. Ресурсы можно тратить просто на прокорм населения. На первых порах это неизбежно. Можно вкладывать их в медицину, в первую очередь в борьбу со СПИДом. Ресурсы тратятся на постройку школ. Еда в школах служит стимулом для получения образования. Еду можно использовать как плату за участие в общественных работах. Помимо непосредственной пользы в борьбе с разрухой, общественные работы позволяют отучить местных жителей от бесплатных подачек. Необходимый фактор в организации их дальнейшей самостоятельной жизни. И, наконец, еда выдаётся в качестве пособия людям, которые готовы учиться сельскохозяйственным навыкам и работать на земле в новых условиях. Благодаря пособию, сельское хозяйство становится привлекательным даже для бывших партизан, солдат и повстанцев. Наконец-то они смогут получить навыки мирной жизни, ведь до этого их учили только убивать. В дальнейшем же сельское хозяйство позволит местным прокормить самих себя.
Цель всех программ очевидна - через десять лет деревни должны перейти на самообеспечение. Показатели взаимосвязаны. Году эдак на шестом случается очередная засуха. Если до этого в медицину было вложенно недостаточно средств, опять начнутся эпидемии. Значит, много взрослых умрёт, не успев передать трудовые навыки своим детям, что в свою очередь нанесёт значительный урон сельскому хозяйству. В общем, в первый год продовольствие раздаём, потом вкладываемся в медицину, а в дальнейшим тратим всё на школу и сельское хозяйство, где-то так.
Такая вот игра.
О пути "венчура" - в следующем выпуске.
(продолжение следует)