Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Маугли

Начну издалека.

Мне очень нравится советский мультфильм "Маугли". Не только мне, собственно. Что бы понять величие отечественной анимации, ушедшее величие, достаточно сравнить наши "Маугли" и "Винни-Пух" с диснеевскими аналогами.
Советский "Маугли" велик, если не сказать гениален.

Собственно, меня давно просили изложить в ЖЖ свои мысли по поводу вышеупомянутого мультфильма. Постараюсь.

Я как-то сказал, переиначив Кэролла: видал я людей без тотемов, но вот тотемы без людей; а между тем, это и есть мир, в котором живёт Маугли.
Мысль была в том, что историю "Маугли" можно рассказать про людей. Без потери качества.

Чёрт... так просто было сформулировать вслух, и так сложно в виде текста.
Я пытался проанализировать эмоции, которые у меня вызывает "Маугли". И понял, что большую часть сюжета я воспринимаю, как гангстерскую сагу. Исключения были, я потом скажу о них отдельно.

Итак, каким я вижу "Маугли"? Каким мог бы быть кинематографический римейк мультфильма? Надеюсь, сюжет помнят все. Сразу скажу, что в данном случае речь о переломлении в моём сознании сюжета мультфильма, основанного на книге Киплинга. Ряд деталей может не соответствовать первоисточникам.

Декорации - джунгли. Каменные джунгли. Город. Фэнтезийно-российский: условный урбанистический пейзаж, как в фильме "Антикиллер". Подобно фэнтезийно-американским Готэм-сити и бэСин-Сити.

Как и положенно гангстерской саге, сюжет рассказывает об изнанке Города. Иначе отношения персонажей "Маугли" передать сложно, уж больно они специфичны. Итак, звери мультфильма - всего лишь отражения характера, статуса и роли соответствующих персонажей в "реальном" мире.

Начнём со слонов. Всё началось со слонов. У Киплинга, насколько я помню, создание джунглей приписывалось Первому Слону, предку Хатхи. Номинально, именно слоны во главе с мудрым Хатхи правят джунглями, являясь, в первую очередь, духовными лидерами.
Слоны - это что-то вроде старых авторитетов, воров-"законников". Они - элита преступного мира города. Своеобразные хранители воровского закона ("закона джунглей") они улаживают споры между другими группировками, утверждают границы территорий. Самый авторитетный вор - Хатхи. Только Хатхи имеет право объявлять "водянное перимирие". Хатхи решает, когда можно воевать, когда нет. В целом, слоны сами живут и другим жить дают, и в мелкие разборки не езут. С ними, понятное дело, не ссорятся и не спорят.

Главные же события вращается вокруг группировки волков.
Волки - особая ОПГ, сочетающая в себе черты бригады, мафиозной Семьи и воровской гильдии. По-крайней мере, они практикуют пожизненный найм и работу с молодежью - многие нынешние бойцы группировки начинали в ней пацанами-карманниками. Молодняк курирует старый "медвежатник" Балу, давно уже отошедший от серьезных дел. Теперь он преподаёт ребятне азы воровского искусства и воровского закона.
Интересно отметить, что у волков существуют и определенные элементы демократии. Вожак стаи - Акела, но самые важные вопросы решаются на совете стаи.
Одним словом, "санитары леса" представляют из себя весьма идеализированный взгляд на организованную преступность. Впрочем, неудивительно, они в этой истории положительные герои.

Тигр-людоед Шерхан. Это интересный персонаж. Я представлял его "южаком", отмороженным кавказцем, вроде тех, о которых писал krylov. Тут всё в тему. И имя, и расовая принадлежность (тигры, очевидно, южные животные), и манера держать себя.
Шерхан создал себе репутацию, построенную на страхе. Он ведёт себя как полный отморозок, будучи на деле хитрым и осторожным зверем. На законы джунглей ему плевать. Он убивал и во время "водянного перемирия", в мультфильме это хорошо показано. На слонов он в открытую не наезжал, поэтому они предпочли сделать вид, что ничего не произошло. Со всеми остальными Шерхан тем более не считается. Он - антигерой сюжета.

Сама история начинается с того, что Шерхан убивает семью Маугли. Самому мальчику каким-то неизвестным для нас образом удаётся спастись. На улице сироту подбирает потерявшая собственного ребёнка Ракша, член банды волков. Шерхан требует отдать ребёнка ему. Наш Шерхан, как и Шерхан в мультфильме, руководствуется древней восточной мудростью - род врага нужно уничножать полностью.

...Я люблю цитировать Николая Басова, о том, что людям свойствена благодарность. У Басова об этом говорит слониха; имелось ввиду, что животным известно об этом странном человеческом качестве, и иногда этим пользуются. Может быть, Шерхан-тигр плохо представлял себе, что такое благодарность; но обратную ей месть он знал и понимал очень хорошо.

Волки созвали совет стаи, чтобы решить, что делать с Маугли. Отдать его Шерхану и забыть, или принять его в стаю, и, следовательно, защищать до последней капли крови? С одной стороны, и Шерхан против всей стаи врядли пойдёт, а с другой, уж больно не хочется с ним ссориться. Совет колеблется. Видно, что многие просто боятся сказать "нет" в лицо Шерхану. Я думаю, Маугли запомнил тот день, что впоследствии повлияло на его особое отношение к волчьим законам и совету стаи.

В самый критичный момент на сцене появляется Багира. Багира - дочь русского перевода и отечественного аниматора. Первый подарил ей женский пол, у Киплинга Багира был самцом. Второй сделали её секс-символом. В свой анимированной, животной ипостаси, Багира неподражаема.
В фильме она бы была женщиной-киллером, знаете, такой заштампованный образ из комиксов? Обтягивающий костюм из черной кожи и пистолет с глушителем.
Багира проталкивает принятие Маугли в стаю, жертвуя волкам убитого ею буйвола. В подобных фильмах убийство символизирует дипломат с деньгами, который передают киллеру. Багира жертвую стае гонорар за заваленного "быка", в качестве залога за Маугли. Кстати, до конца не понятно, почему она решила помочь лягушонку. Женская солидарность? Или она, как в дальнейшем и Балу, разглядела в человеческом детёныше неикий потенциал?

Дальше стандартная история взросления. В нашем случае - маленького мальчика, усыновленного местной бригадой.

У нас остался ещё один важный персонаж. Каа.
Каа - мой любимый герой. Не в последнию очередь благодаря своей мистической сущности. Есть волки, медведи, слоны и тигры. Но подобных змей не бывает, разве что только в фэнтези. Каа древний, мудрый, могучий и неуязвимый. Он поражает.
Каа-человек тоже должен быть чем-то особенным.
Я представлял его следующим образом. Худой человек с длинными, седыми волосами. Видимо, уже старый. Когда-то он приехал в Город и купил маленькую квартиру на окраине. Это было давно. Его чешуя - татуировка дракона, свернувшегося в кольца на его коже. О его прошлом мало что известно, и сам он никогда о нём не говорит. Он вообще говорит мало и мало с кем. С ним предпочитают не связываться. Кто будет связываться с 30-метровым удавом? Даже Хатхи предпочитает не становится у него на пути.

Да, этот образ построен на моих личных ассоциациях. Китайский дракон - связь с водой - речной змей - Каа. "Речной змей" - это как бы африканское восприятие восточного дракона.

Поверим в дружбу мальчика и отшельника. Старый мудрый змей подружился с глупым лягушонком. Время от времени Маугли забегал к Каа в гости, и они вдвоём пили чай.
А потом Маугли похитили бандерлоги. Бандерлоги должны быть какой-нибудь отстойной мафией - цыганской или вьетнамской. Они собирались посадить мальчика на иглу, а потом продать его в бордель, или богатому извращенцу, или ещё что-нибудь в этом роде. И речь шла о районе за пределами территории волков. Был только один шанс спасти Маугли. Багира и Балу пошли к Каа.
Ставка бандерлогов располагалась в бывшем общежитии, туда и направились удав, медведь и пантера.
Через какое-то время Балу и Багира вывели Маугли. "Мальчику не стоит этого видеть".
Ещё через какое-то время из здания вышел Каа.
И больше уже никто оттуда не выходил.

Эпизод, конечно. Остальное - взросление, возмужание, обретение силы, месть за семью постаревшему Шерхану. Понятно.
Вот, собственно, то, что меня когда-то попросили выложить в ЖЖ.

Я сказал, что две темы выходят за границы гангстерской саги.
Первая - это линия Маугли-человека. Это киплинговское, даже хайнлайновское. Как сказал slavamakarov, основной темой викторианской эпохи является превосходство белого человека над дикарями, в самом широком смысле слова. В "Книге джунглей" белый человек - сам Маугли, прежде всего потому, что он Человек вообще, представитель высшей расы.

В мультфилмье это сцена, когда Маугли находит Железный Клык, Красный Цветок и не даёт волкам с Шерханом убить промахнувшегося Акелу. "Ты так долго называл меня человеческим детёнышем, Шерхан, что я сам в это поверил. Встать, когда разговариваешь с Человеком, ты, палённая кошка!"
И в этот момент Маугли плевать хотел на законы стаи. Акела был вожаком, когда лягушонка приняли в стаю. Значит, Акела им и останется, и никто не посмеет напасть на него. Так сказал Маугли, Человек. Людям свойствена благодарность, да.

А вторая тема, во многом, то, ради чего _я_ писал этот постинг.
Война с рыжими собаками.
Здесь создатель мультфильма сознательно обращается к более глубокому слою. Речь уже об этническом самосознании, о национальных мифах. Наших, русских.
Псы - кочевники. У них узкие глаза и кривые ноги. Они меньше волков и уступят им в бою один на один. Но их много и они идут нескончаемой рыжей рекой.
Отражение натиска Степи. "Это будет славная охота, хотя для многих она станет последней", говорит Акела. Проще отступить, уйти на север. Но это наша земля, и мы принимаем бой.

Заметьте, что в мультфильме Каа подсказывает стратегическое решение, Багира наносит удар из засады, но они оба не участвуют в финальной битве. Тот бой только для волков и медведя - русских животных. И когда Балу расшвыривает наседающих на него собак, это прямая отсылка к историям о русских богатырях, оставшихся без оружия, но сдерживающих врага оглоблей, пушечным шомполом или голыми руками (по-моему, этот сюжет периодически появлялся и после Отечественной войны 1812).

Да. Мне нужно было где-то написать об этой этнической составляющей. Потом на себя сошлюсь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments