Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:

Шекспир

Два впечатления, связанных с Шекспиром.

Во-первых, pikitan и schloenski написали любопытную статью о его творчестве.

Я в курсе, что не все одобряют статьи этого неразлучного дуэта... Небольшое отступление.

Мой друг Шел любит фильмы про карточные игры (напр., "Шулера"). Он даже смотрит покерные чемпионаты по Евроспорту. Как-то он сказал, что в нашей культуре карточные игры окружает определенный мистический флер. Игра изображается, как процесс жертвоприношения жадному и жестокому богу, в надежде рано или поздно заслужить его милость. Или, как в "Пиковой даме", всё упирается в некий секрет, позволяющий всегда выигрывать. Именно этот секрет пытается выпытать у графини Герман.
А никого секрета нет, говорил Шел. Речь о профессиональных навыках, умении считать, умении контролировать эмоции и оценивать степень допустимого риска.

Я уже касался темы секретов в своей "Бегуме": Условный Восток мог сказать, что его Тайна непознаваема в принципе, а условный Запад с легкостью признавался, что никакой Тайны у него нет.
В данном случае, Шел говорил о том, что в определенном смысле тайны у Запада действительно нет. Хотя тот же krylov пару раз писал о том, что есть у них, гадов, какой-то Секрет, поэтому им карта прёт, а нам - нет.

Пикитана и Шлёнского тоже обвиняли в том, что они пытаются объяснить силу Запада неким мистическим секретом, тайной. "К чести Переслегина, он никакой Тайны на Западе не ищет", - говорил slavamakarov. (И не надо тут про люденов вспоминать 8-))

Собственно, к своему стыду, я пропустил ряд их статей. Но последняя мне действительно понравилась.
Обычное представление о Шекспире - писал комедии, которые кончались хэппи-эндом, потом разочаровался в жизни и стал писать трагедии, где все умирают. А P&S выделяют в его творчестве третью составляющую, философские пьесы, самая известная из которых - "Буря".

После чего они встраивают философские пьесы в контекст идеи Управления, когда противоречие, закончившееся бы в комедии свадьбой, а в трагедии - гибелью героев, разрешается носителями истинной мудрости, способными подняться над схваткой.

Так на смену Борьбе приходит Управление. На смену бесконтрольному пожиранию друг друга приходит встраивание неразумных людей в план, направленный на их же благо. Теперь борьба двух сил получает границы и становится конструктивной. Границы задаются третьей силой -- мудростью, кто бы ни был ее носителем.

Истинные хозяева пространства спектакля - Игроки и Стратеги.

Второе интересное впечатление было связано с концепцией менипей... (продолжение следует)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments