Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:
  • Mood:
  • Music:

Чёрная Лилит

Мне снился сон. Этой ночью.

Как всегда, сны сплетены из разных лоскутков, до этого был ещё один, совсем другой, но это неважно.
Последний, на котором я проснулся, обладающий внутренней логикой кусок.

Пошли кадры. Мне казалось, что я смотрю фильм. Во-первых, там не было меня, я был только зрителем; во-вторых, я действительно считал происходящее фильмом. Новым американским фильмом.
Какое-то заседание, совещание или конференция в некой компании-корпорации. Много людей за длинным столом - как это обычно показывают в фильмах. Компания, в здании которой происходит действие, как-то связана с медициной - фармацевтика, биотехнологии, любой такой ассоциатвный ряд. Возможно, само место действия - ещё и госпиталь. Скорее, это исследовательский центр. НИИ, по-нашему. Ладно. Это буквально одной строкой. Я узнаю это в тот самый момент, или чуть позже, в процессе просмотра "фильма".

Женщина встаёт из-за стола и уходит. Камера всё время на ней, двигается перед ней; за её спиной закрываются двери и большое помещение с заседающими людьми исчезает. Женщина идёт, мы смотрим на неё слегка снизу вверх. Женщина - негритянка, высокая, тип не Хелли Бэрри, а Наоми Кэмпбэлл. Во сне я считаю её знаменитой актрисой. Она - деловая женщина, но не высшего звена. Одета в деловой костюм, с юбкой. Слегка зажатая, по-моему.
Переступив порог и выйдя в коридор, женщина на секунду замирает. Мне кажется, я слышу голос в её голове; голос, который приказывает ей снять с себя одежду. В негритянке будто что-то щёлкает. Она снова начинает идти, быстро набирая темп. И вдруг, прямо на ходу, начинает раздеваться, скидывая с себя детали своего гардероба, всё убыстряя и убыстряя шаг.
И как-то параллельно и в связи с её действиями (она на что-то нажала?) начинают закрываться герметичные двери и окна, в том числе в конференц-зале. Женщина уже просто проносится по коридору, камера отходит в сторону, пропуская её, мы видим её сбоку, сзади, глаза ошарашенной вахтёрши, та что-то кричит вслед полуобнажённой женщине... а та неуловимо меняется с каждым шагом. Что-то вроде метаморфозы в фильмах про оборотней, только речь не о волчице, а о ягуаре, пантере. Или она сохраняет человеческую внешность, меняясь только внутренне? Мы - я, зритель - не успеваем это увидеть. Цель достигнута. Рука дёргает Самый Главный Рубильник в Самой Главной Комнате. Свет гаснет в тот самый момент, когда она срывает последние клочки ткани со своего великолепного тела. Всё здание заблокировано, автоматические двери захлопнулись, связь с внешним миром прекратилась. Как в компьютерных играх, как в фильме "Обитель зла".

Камера оказывается снаружи здания. Там ночь. Светят фонари на стоянке, само здание тёмное. К зданию с визгом подъезжают полицейские машины с мигалками (я ещё удивился про себя - так быстро?). У главного входа - огромный рекламный щит с подсветкой, с эмблемой института, госпиталя или конференции, если в том помещении проходила конференция. Девиз английский (теоретически) но я читаю его по-русски. Что-то вроде: "Что скажет ваше сердце?", "Правда о сердце" или "Увидим своё сердце". Тема, как я уже говорил, медицинская, что-то связанное с кардиологией, получается. Во сне я оценил находку режиссёра: в этом здании нечто ищет или будет искать правду в сердцах других людей - в буквальном смысле. Посмотрит и попробует на вкус.

И я как-то перемещаюсь в голову человека (полицейского?), которого вызвали по тревоге после того, как разобрались в ситуации. Теперь он должен зайти внутрь и решить проблему. Там, в темном здании, крадётся, во тьму одетая, нагая негритянка, одержимая жаждой убийства, полуженщина-полузверь или просто огромная хищная кошка. Жертвы, живые или уже нет. Кровь.

И вдруг я уже не смотрю фильм, а читаю на него рецензию. Рецензию писал кто-то вроде felix_zilich. Выясняется, что это творение известного режиссёра или по книге культового писателя. Во сне звучали имена Клайва Баркера (для меня это в первую очередь "Каньон Холодных Сердец"), Нила Геймана (не читал - во сне считал его автором комиксов) и Тима Бартона (в последнем - не уверен, но режиссёр такого уровня). В общем, автор рецензии блистал эрудицией. Конечно, "всё это мы уже видели... образы и сюжетные ходы взяты из предыдущих работ... он планировал сделать цикл рассказов, но, к несчастью для нас, вбухал всё в одно произведение" (это о книге).
А дальше было о режиссёре, и вот эту фразу я запомнил твёрдо. Речь шла о том, что до этого, в своём предыдущем проекте, режиссёр прошелся кованными сапогами по какому-то культовому американскому герою, настоящей иконе. Вроде Супермена или Элвиса Пресли. Наш режиссёр известен своими неортодоксальными и даже кощунственными трактовками классики американской массовой культуры. Проще говоря, он экранизирует комиксы, при этом шокирует публику своим вольным обращением с первоисточниками.
И теперь он, после героя-мужчины из предыдущего фильма, "взялся за святой для американской культуры образ - образ Лилит".

Где-то тут я проснулся.
Задумался. Подумал. И понял, что да. Сон на злобу дня. Воистину, Лилит - ключевой образ для современной американской/западной культуры.

Update: Нет, я не смотрел фильм "Женщина-кошка".
Tags: сон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment