Москва Сталина.
Берлин Гитлера, "Германия".
Нереализованные проекты.
К сожалению, картинки, которые заботливо собирал юзер newrussian, и на которые я хотел сослаться, были снесены, видимо, той же заботливой рукой.
Пропал Большой академический кинотеатр, пропала улица высоток, пропал советский Коррускант. Нет, видимо, это всё можно натаскать из сети самостоятельно, но у меня опустились руки.
Тогда и на архитектурные мечты Гитлера не буду ссылаться. Grosshalle/Volkshalle? Триумфальная арка? Кинотеатр, опять же? В сети этого добра навалом, если кому-нибудь это будет нужно, всегда найдёт самостоятельно.
Я о другом хотел сказать, в конце концов.
О том, что по сравнению с проектами Гитлера, даже нереализованная сталинская Москва кажется человечной. Гитлер мечтал о домах не людей, но богов.
О шпилях и фаллической символике хотел сказать, да. Рассказывают, что Сталин, увидев очередной макет, спросил: "А гдэ у нэго шпиль?" И с тех пор высотки приобрели столь знакомые нам очертания. И гигантская статуя Ленина на крыше Дворца Советов тоже, говорят, была идеей Сталина. Его Москва должна была вонзаться в небо десятком копий.
А Гитлер мечтал не о шпилях и зиккуратах, но о гигантских куполах и арках. Венский мозговед нашёл бы, что сказать по этому поводу.
Да, я хотел сказать о мечте. О том, как Гитлер, который тогда ещё не был фюрером германской нации, разрисовывал страницы своего блокнота силуэтами фантастических зданий, основываясь на своём представлении о прекрасном и величайшем в архитектуре. Он преклонялся перед куполом римского Пантеона, перед величием триумфальных арок...
Он мечтал.
Кто тогда мог угадать, что он получит возможность воплотить свои фантазии в камне?
...И не успеет этого сделать. Всё сложилось, как он хотел - и не сложилось. Согнутый его волей мир распрямился и размазал его по стенке.
Ещё я хотел сказать о "Теории руин" Шпеера. Шпеер считал, что правильно построенное здание должно сохранять свою эстетическую ценность даже после частичного разрушения и превращения в руины. Он делал эскизы своих проектов, покрытых трещинами и плющом. Он хотел строить на столетия, тысячелетия, и в этом нашёл у Гитлера полное понимание. Или наоборот, это Шпеер подстраивался под вкусы патрона? Для достижения необходимого результата требовалось забыть о современных материалах, использовать как можно меньше стекла, стали и железобетона - они ветшали некрасиво. Нет, только камень.
Я читал, что Гитлеру импонировал пример Мусолини. В своих призывах к имперскому величию, Мусолини опирался на римское прошлое, и на его зримое воплощение - античные развалины. В Германии не было ничего подобного, с чем Гитлеру было трудно смириться. Его новый Берлин, "Германия", должен был стать городом богов, городом для будущего - даже спустя тысячу лет, даже когда Рейх падет, идеи Рейха останутся в камне. И будущие поколения будут смотреть на гигантские руины и дивится могуществу духа тех, чьей волей они были построены, и черпать в них вдохновение, и мечтать о возвращении Империи.
Но огромные храмы нацизма так никогда и не превратились в руины, оставшись лишь сумрачными силуэтами на страницах блокнота Гитлера. О, он ведь и для себя усыпальницу нарисовал, последнее пристанище победителя.
Мечты, мечты.