Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

  • Music:

"Князь Владимир"

Ходили с Шелом на "Бладрейн". Боже, какое дерьмо. Это было понятно с самого начала, но после "Другого мира-2" в походе на этот фильм была своя идея... там вампирка, тут... по сравнению с этим, даже "Другой мир-2" не такое дерьмо. А я, в своё время, "Блейд" считал проходным фильмом! Эх... "А что, хороший фильм про вампиров снять нельзя?" - спросил Шел. А ещё там был Мит Лоаф со шлюхами.

Плюнули. Решили забыть об этом фильме, как о страшном сне, и пошли на следующий сеанс - на "Князя Владимира". Так случайно получилось. Но прямо как aiglos хотел :).

Что могу сказать?
Фильм сырой. Но достойный.

Чуть поднапряглись бы - и вышел бы шедевр. Шедевра не вышло, но я всё равно получил удовольствие от целого ряда сцен.
Пунктиром -

Шелу не понравился монтаж, постоянные перебивки, нет "панорам" и длинных проездов "камеры" - разве что в самом конце.
Шелу не понравился слабый юмор и "излишняя пафосность", а также чрезмерная назидательность.
И образ мега-злодея ему не понравился, вернее то, что нам не показали, что заставило Кривжу выбрать путь Кривды, и как он вообще дошёл до жизни такой.

Мои мысли.
До советского уровня в его наивысших проявлениях - "Маугли", "Лебеди Непрявды" - мы ещё не доросли. Да, и цитаты из "Маугли" ("это моя добыча", "убирайся прочь, палённая кошка") - сосут. Произведения такого уровня должны не цитировать, а создавать цитаты. Туда же "двое из ларца, одинаковы с лица".
Юмор. В отличии от Шела, я не посчитал пафос "излишним". Наоборот, местами там не хватало пафоса. В лучших советских образцах пафос был, по -зверинному серьёзный пафос. Именно он способен вытянуть места, построенные на этнокультурных образах. Как раз юмор там был бы ни к чему - я говорю о юморе в диснеевском стиле. Американский подход, когда в действие намерено вводятся комические персонажи и сцены, чтобы разрядить обстановку. У нас, насколько я представляю, была немного другая традиция. Но тут, в целом, и американский метод отыгран достойно, без явной вторичности.
Постоянные поучения. Ну, мы с Шелом в детстве "Суперкнигу" смотрели, после этого нам никакая назидательность не страшна. "Это особая книга..." Ну да, местами чересчур в лоб. Особенно мелкий русский пацан, читающий Библию. Читающий. Библию. Это было странно. Хотя сцена со старым волхвом - "Бог един!" "Род-то? Да, Род - един" - сделана на грани шедевра. Если и не дотянули, то чуть-чуть. Мальчик, повторяющий покорившую его сказку про единного Бога и его Сына, любящего людей - и старик с его древней премудростью.

Зло. Мега-злодей. Ну да, до Джафара из "Диснеевского Алладина" ему далеко. И до Шерхана тоже. Но пара сцен с ним хороша, например, жертвоприношение Перуну. Он же в роли мелкого пакостника, бегающего за пацаном - не очень. Заявлю особое мнение. Да, эволюция Кривжи не показана. Но может, в этом и есть некая русскость? У нас злодеями не от детских травм становятся. Ему просто предложили выбрать правый путь или левый, Правду или Кривду. Он и выбрал. Простой, сознательный выбор зла как жизненной позиции. "Я - Закон!" Есть, есть в нём что-то от зла нового типа, не так уж он одномерен.
Куря, печенежский вождь, подкачал. Своей растаманской причёской подкачал, исключительно. Всё остальное в нём хорошо.
И сын Кури мелковат. Сделали бы его чуть постарше, настоящим волчонком. Ну не верю я, чтобы пацан 10-11 лет мог приказать взрослым воинам уйти, да так, чтобы они бы его послушались.

Не раскрыта тема имперской разведки. Анастасия было мало и к середине фильма он чуть ли не умер. Пока он был, мне на каждой второй сцене хотелось кричать "это провокация византийской разведки!" А уж когда базилевс ему прямо говорит, что "беспорядки на Руси ставят под угрозу имперскую безопасность"... эх. Как это можно было развернуть! Анастасий и и так вылитый персонаж Киплинга-Хайнлайна, а его дружба с мальчиком - прямая отсылка к "Киму" (если я не ошибаюсь) и "Гражданину Галактики". Разведчик цивилизации выполняет опасное задание в землях  варваров. Византия хочет превратить Русь в свою криптоколонию - или заложить основу для будущего Основания по Азимову. Но на пути расчитанных на века планов становится случайный самородок. Ведун Кривжа, известный своей ненавистью ко всему греческому-иноземному, пытается своим волшебный посохом застопорить колеса имперской машины. И машина размазывает самородка так, что и костей не остаётся.
Но эта тема развития не получила.
Даже не показали, как Анастасий учил Олешку говорить по гречески и читать, рассказывал ему про Христа. А это было бы правильно, логично, и к месту - вместо ряда не очень нужных длиннот.

Не развили тему стихийного монотеизма высшей прослойки волхвов. Намекнули на неё, но не развили. Вообще, игра волхвов, их планы... ладно.

Что хорошо?
Как уже написала qwilliams, очень хорошее музыкальное сопровождение. А уж песня, которая звучит во время штурма города в начале... одно это позволило бы Полли определить ТИМ того, кто это придумал, я думаю. Рыжий варяг, опять же.

Но больше всего мне понравилась тема магии. Она там почти идеальна. Не пять, может быть, но четыре с плюсом. Магия с большим запасом заруливает всю политику, которая там могла быть, уж не знаю, хорошо это или плохо. Главный русский волхв - персонаж эпического масштаба. Один кособокий волшебный посох с миниатюрным ульем в навершии чего стоит? "Ты поставил идола Перуну?" - грозно спрашивает его Кривжа. А старик с лукавой усмешкой отвечает: "За бревно надо держаться, чтоб через воду перебраться... али через грязь". И в тот же момент ноги Кривжы начинают разъезжаться на ровной почве! Вот она, сила.
А Мировое Дерево, оно же Мега-Дуб, оно же живая икона Рода? Как и положено, главный волшебный посох был сделан из ветви Мирового Дерева. А само Мировое Дерево растёт на краю огорода у ветхой избушки на лесной опушке, где и живёт весёлый старичок-пчеловод. Одно плохо - главный волхв так до конца и не сбросил личину дурашливого и неуклюжего дедуси, даже во время финального поединка.
Но это "А как ты тут один живёшь, дедушка?" - "Да разве я один?" - великолепно сделано.  И обкуренные зайцы.

Развоплощение Кривжы в финале - хорошо.
И странное, мистическое пространство ночного поединка, туман, конный отряд печенегов, зелённые колдовские огни, огненное кольцо, золотой свет и клубящаяся тьма. А утром, на этом же самом месте - старая покосившаяся изгородь да пчелинные ульи. Было ли, не было...

Хорошо, что такой мультфильм появился. Уверенная заявка на будущее.
Subscribe

  • Обрывочное рассуждение

    Отрывок из ненаписанной/недописанной реакции на [позорную, сталинисткую] пьесу Евгения Шварца "Приключения Гогенштауфена". (Важная вещь в рамках…

  • Сценарий по "Понедельнику"

    Борис Стругацкий, "Комментарии к пройденному": " Первый вариант сценария по «Понедельнику» был написан очень давно, и писался он для студии…

  • Мои дни и "Чародеи"

    Хочу поговорить о "Чародеях", но не знаю, как подобрать слова. Я имею в виду, это небольшой, но отдельный жанр. Вон сколько…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Обрывочное рассуждение

    Отрывок из ненаписанной/недописанной реакции на [позорную, сталинисткую] пьесу Евгения Шварца "Приключения Гогенштауфена". (Важная вещь в рамках…

  • Сценарий по "Понедельнику"

    Борис Стругацкий, "Комментарии к пройденному": " Первый вариант сценария по «Понедельнику» был написан очень давно, и писался он для студии…

  • Мои дни и "Чародеи"

    Хочу поговорить о "Чародеях", но не знаю, как подобрать слова. Я имею в виду, это небольшой, но отдельный жанр. Вон сколько…