Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

  • Mood:
  • Music:

Деградация в попытках декаданса

Вы не поверите, какую фигню я сейчас читал (и подчёркивал).

"Эксперимент строился следующим образом: четверо мальчиков/девочек в процессе совместной деятельности оказывались в ситуации угрозы наказания (или ожидания награды) то для всех участников выполняемого задания, то для кого-то одного. Объективные показатели разницы в усилиях ребенка в условиях «работы на другого» по сравнению с «работой на себя» составили цифровые коэффициенты гуманного отношения к сверстнику — действенного сострадания его неблагополучию и активного сорадования его успеху.

...Хотя не все различия достигают необходимого уровня значимости, тем не менее общая тенденция проявляется в том, что девочки в ситуации угрозы наказания в меньшей степени, чем мальчики, склонны проявлять гуманное отношение к сверстницам. Особенно отчетливо это прослеживается во второй экспериментальной ситуации, где полученная разность показателей между усилиями во избежание наказания товарища по совместной деятельности и собственного наказания у девочек оказывается отрицательной величиной, а у мальчиков положительной, т. е. в этой ситуации девочек, по-видимому, более всего заботит собственное благополучие, а мальчиков — благополучие товарища.

Анализ поведения каждого ребенка во время эксперимента, а также характер его ответов на вопрос экспериментатора «Для кого ты старался больше — для себя или для товарища?» показали, что у девочек обнаруживается явное расхождение скрытого мотива поведения в «свою пользу» и внешне демонстрируемого поведения в «пользу другого». Реальное и вербальное поведение девочек отличается от соответствующего поведения мальчиков.

...Данные эксперимента показали, что большинство детей определили свое намерение как направленное на устранение неблагополучия сверстника. Реально же меньше половины детей старались для другого так же, как для себя, или больше того.
...При сопоставлении вербального и реального поведения оказывается, что девочки выше, чем мальчики, оценивают свое поведение как направленное на благополучие сверстницы, т. е. говорят, что старались для подруги больше, чем для себя (или одинаково), но лишь небольшая часть из них реально так поступает. В то же время у тех девочек, которые в ответах на вопрос экспериментатора делают выбор в свою пользу (говорят — «старалась для себя»), почти всегда эти ответы соответствуют и эмпирическим данным, и реальному поведению в эксперименте. Эта часть девочек, с одной стороны, идет на поводу социальных ожиданий взрослого, выставляя себя в более выгодном свете (как бы обнаруживая «извечное женское коварство»), с другой стороны, как ни парадоксально, идет против этих ожиданий и выказывает явное мужество, честно заявляя о своем эгоистическом намерении и подкрепляя его реальным поведением.

Мальчики приблизительно одинаково оценивают свои усилия в собственную пользу и в пользу товарища, но реально лишь чуть больше половины мальчиков себя ведут соответственно. Они менее адекватно оценивают свое реальное поведение; оценки своего поведения и своего намерения у них скорее всего носят случайный характер.

Девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения. Хотя «эгоистичных» девочек в целом больше, чем мальчиков, но они либо намеренно скрывают это и «на публику» демонстрируют социально одобряемые формы поведения, либо не осознают своего мотива. Часть девочек демонстрирует осознанно негативное поведение, направленное против моральной нормы помощи, и в этом случае противоречия между вербальным и реальным поведением у них нет.

Другой обнаруженный нами факт касается влияния группы сверстников на проявления гуманного отношения в соответствии с половой дифференциацией. Создав экспериментальную ситуацию, аналогичную второй (интерактивной совместной деятельности в условиях угрозы наказания), но осуществляемую в отсутствии группы (ребенок один на один с экспериментатором), мы получили возможность сравнивать результаты групповой и индивидуальной серии. Сравнение показало, что соотношение показателей в индивидуальной серии у мальчиков и у девочек оказалось как бы перевернуто: мальчики в групповой ситуации стараются устранить угрозу наказания сверстника, а наедине с экспериментатором их в большей степени волнует собственное благополучие. Девочки же напротив: в индивидуальной ситуации более склонны заботиться о благополучии сверстницы, а в групповой — о собственном благополучии. Эти данные позволяют сказать о том, что группа сверстников различным образом влияет на гуманное поведение мальчиков и девочек этого возраста. У мальчиков группа катализирует проявление гуманных межличностных отношений, у девочек — нет; для них таким катализатором является взрослый (в данном случае — женщина-экспериментатор).
...Девочки же более старательны и серьезны наедине с экспериментатором... Видимо, у девочек гораздо рельефнее выражена ориентация на мнение взрослого, и поскольку именно взрослый в этот момент осуществляет функцию контроля, они стремятся соответствовать его ожиданиям. Мальчики же в значительной степени больше ориентируются на группу сверстников, их мнение и оценку, вероятно, группа своего пола для мальчиков обладает свойством референтности.

Итак, экспериментальные данные, полученные в группах дошкольников, могут быть сведены к следующему. Во-первых, у девочек во всех ситуациях совместной деятельности показатели межличностных гуманных отношений ниже, чем у мальчиков, т. е. они более «эгоистичны». Во-вторых, девочки показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности, с одной стороны, и большую, чем мальчики, гибкость, способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения (в вербальной сфере) — с другой. В-третьих, у девочек и у мальчиков обнаруживаются различия в ориентациях на социальные объекты: если для мальчиков группа сверстников своего пола оказывается референтной, то для девочек не группа сверстниц, а взрослый наделяется свойством референтности".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments