(из ненаписанной рецензии на последнюю книгу Нормана.)
А вот талантливый стёб группы американских архитекторов, занимающихся городской архитектурой.
Если я правильно понял, то, помимо всего прочего, они исследуют негативное влияние, которое гигантские коробки гипермаркетов и торговых центров оказывают на городской пейзаж и городскую культуру в целом. Воистину, как я когда-то сказал Шелу, "магазин не должен быть размером с космодром!"
Нет, мне, как любителью фантастики, к этому не привыкать:
Вход был шириной в сотню ярдов и высотой в тридцать этажей. Дверь заменял энергетический экран, беспрепятственно пропустивший Люси и Кейла. Внизу была секция пляжной одежды, но не только: здесь был настоящий пляж длиной в четверть мили, сгладким зеркалом воды, с морем, уходящим к туманному горизонту. Дом не только торговал одеждой для альпинистов, но и располагал довольно высокими горами с покрытыми снегом вершинами.
"Дом - универсальный магазин. Здесь есть ВСЕ для мужчин",- вспыхнула надпись.
- Включая женщин, - добавила Люси с чрезмерно равнодушным видом, - любых женщин, ценой от пяти до пяти тысяч кредитов. Множество женщин из хороших семей, нуждающихся в деньгах, тоже тайно прибегают к этому средству.
(Альфред Ван Вогт, "Оружейники". Великая вещь, обе; "Оружейный магазин Ишера" и "Торговый дом оружейников". Шедевр фантастики, с моей точки зрения, конечно.)
Но даже в мире Ван Вогта вселенский масштаб магазина-левиафана был уравновешен этим "ВСЁ для мужчин", подразумевая, что где-то есть магазин "ВСЁ для женщин", и вместе им не сойтись. Современный гипермаркет стремится быть "ВСЕМ для ВСЕХ".
В theboxtank просто довели тенденцию до абсурда, придумав Waltropolis, город-мегамаркет. Принцип универсального магазина с самообслуживанием, как идеальная способ организации пространства в обществе потребления; само пространство воспринимается через призму предоставления товаров-и-услуг. Американский город, раскатанный катком, порубленный на кусочки и спрессованный в гигантский бутерброд.
Габариты здания: 11 километров на 1,6 километра, при высоте 90 метров. 10 уровней для всех сторон жизни – от торговли до образования. Постоянное население – 100 тысяч человек.
Магазин, в котором живут (приобретают жилищные услуги и недвижимость - на крыше), работают (оказывают услуги другим, приобретая эквиваленты стоимости), и потребляют, всегда. Корпоративная идеология Уол-марта и МакДональдса, "каждый сэкономленный цент понижает стоимость услуг для потребителя". Стерильный ад, дистопия - когда всё плохо, но терпимо, чудовищно, паршиво, но - жить можно. Безнадёга.
А внутри супермаркета-переростка жители и гости, пожалуй, будут передвигаться на таких вот электромобилях-тележках. Для завёршенности стиля.
Чудовищный символ.