Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Сатира и нечто большее; Уолтополис

"...а её земное прошлое? Единственное, о чём она вспомнинает - проходы по торговому центру с подругами. Впрочем, кто знает, вдруг, наша жизнь здесь и есть один большой торговый центр?"

(из ненаписанной рецензии на последнюю книгу Нормана.)

А вот талантливый стёб группы американских архитекторов, занимающихся городской архитектурой.

Если я правильно понял, то, помимо всего прочего, они исследуют негативное влияние, которое гигантские коробки гипермаркетов и торговых центров оказывают на городской пейзаж и городскую культуру в целом. Воистину, как я когда-то сказал Шелу, "магазин не должен быть размером с космодром!"

Нет, мне, как любителью фантастики, к этому не привыкать:

Вход был шириной  в сотню ярдов и высотой в тридцать этажей. Дверь заменял энергетический  экран, беспрепятственно пропустивший Люси и Кейла. Внизу была секция пляжной одежды, но не только: здесь был настоящий  пляж длиной в четверть мили, сгладким зеркалом воды, с морем, уходящим к туманному горизонту. Дом не только торговал одеждой для альпинистов, но и располагал довольно высокими горами с покрытыми снегом вершинами.   
  "Дом - универсальный магазин. Здесь есть ВСЕ для мужчин",- вспыхнула надпись.   
  - Включая женщин, - добавила Люси с чрезмерно равнодушным видом, -  любых женщин, ценой от пяти до пяти тысяч кредитов. Множество женщин из хороших семей, нуждающихся  в деньгах, тоже тайно прибегают к этому средству.


(Альфред Ван Вогт, "Оружейники". Великая вещь, обе; "Оружейный магазин Ишера" и "Торговый дом оружейников". Шедевр фантастики, с моей точки зрения, конечно.)

Но даже в мире Ван Вогта вселенский масштаб магазина-левиафана был уравновешен этим "ВСЁ для мужчин", подразумевая, что где-то есть магазин "ВСЁ для женщин", и вместе им не сойтись. Современный гипермаркет стремится быть "ВСЕМ для ВСЕХ".

В theboxtank просто довели тенденцию до абсурда, придумав Waltropolis, город-мегамаркет. Принцип универсального магазина с самообслуживанием, как идеальная  способ организации пространства в обществе потребления; само пространство воспринимается через призму предоставления товаров-и-услуг. Американский город, раскатанный катком, порубленный на кусочки и спрессованный в гигантский бутерброд.
Габариты здания: 11 километров на 1,6 километра, при высоте 90 метров. 10 уровней для всех сторон жизни – от торговли до образования. Постоянное население – 100 тысяч человек.
Магазин, в котором живут (приобретают жилищные услуги и недвижимость - на крыше), работают (оказывают услуги другим, приобретая эквиваленты стоимости), и потребляют, всегда. Корпоративная идеология Уол-марта и МакДональдса, "каждый сэкономленный цент понижает стоимость услуг для потребителя". Стерильный ад, дистопия - когда всё плохо, но терпимо, чудовищно, паршиво, но - жить можно. Безнадёга.

А внутри супермаркета-переростка жители и гости, пожалуй, будут передвигаться на таких вот электромобилях-тележках. Для завёршенности стиля.

Чудовищный символ.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments