Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:
  • Mood:
  • Music:

Сатира и нечто большее; Уолтополис

"...а её земное прошлое? Единственное, о чём она вспомнинает - проходы по торговому центру с подругами. Впрочем, кто знает, вдруг, наша жизнь здесь и есть один большой торговый центр?"

(из ненаписанной рецензии на последнюю книгу Нормана.)

А вот талантливый стёб группы американских архитекторов, занимающихся городской архитектурой.

Если я правильно понял, то, помимо всего прочего, они исследуют негативное влияние, которое гигантские коробки гипермаркетов и торговых центров оказывают на городской пейзаж и городскую культуру в целом. Воистину, как я когда-то сказал Шелу, "магазин не должен быть размером с космодром!"

Нет, мне, как любителью фантастики, к этому не привыкать:

Вход был шириной  в сотню ярдов и высотой в тридцать этажей. Дверь заменял энергетический  экран, беспрепятственно пропустивший Люси и Кейла. Внизу была секция пляжной одежды, но не только: здесь был настоящий  пляж длиной в четверть мили, сгладким зеркалом воды, с морем, уходящим к туманному горизонту. Дом не только торговал одеждой для альпинистов, но и располагал довольно высокими горами с покрытыми снегом вершинами.   
  "Дом - универсальный магазин. Здесь есть ВСЕ для мужчин",- вспыхнула надпись.   
  - Включая женщин, - добавила Люси с чрезмерно равнодушным видом, -  любых женщин, ценой от пяти до пяти тысяч кредитов. Множество женщин из хороших семей, нуждающихся  в деньгах, тоже тайно прибегают к этому средству.


(Альфред Ван Вогт, "Оружейники". Великая вещь, обе; "Оружейный магазин Ишера" и "Торговый дом оружейников". Шедевр фантастики, с моей точки зрения, конечно.)

Но даже в мире Ван Вогта вселенский масштаб магазина-левиафана был уравновешен этим "ВСЁ для мужчин", подразумевая, что где-то есть магазин "ВСЁ для женщин", и вместе им не сойтись. Современный гипермаркет стремится быть "ВСЕМ для ВСЕХ".

В theboxtank просто довели тенденцию до абсурда, придумав Waltropolis, город-мегамаркет. Принцип универсального магазина с самообслуживанием, как идеальная  способ организации пространства в обществе потребления; само пространство воспринимается через призму предоставления товаров-и-услуг. Американский город, раскатанный катком, порубленный на кусочки и спрессованный в гигантский бутерброд.
Габариты здания: 11 километров на 1,6 километра, при высоте 90 метров. 10 уровней для всех сторон жизни – от торговли до образования. Постоянное население – 100 тысяч человек.
Магазин, в котором живут (приобретают жилищные услуги и недвижимость - на крыше), работают (оказывают услуги другим, приобретая эквиваленты стоимости), и потребляют, всегда. Корпоративная идеология Уол-марта и МакДональдса, "каждый сэкономленный цент понижает стоимость услуг для потребителя". Стерильный ад, дистопия - когда всё плохо, но терпимо, чудовищно, паршиво, но - жить можно. Безнадёга.

А внутри супермаркета-переростка жители и гости, пожалуй, будут передвигаться на таких вот электромобилях-тележках. Для завёршенности стиля.

Чудовищный символ.
Subscribe

  • Отечественный Нострадамус или катрены Дума

    С днём рождения меня. Долго ли, коротко, но я тут прошёл оба классических Doom'а (и оба Sigil'а, новые дополнения к оригинальной игре от Ромеро),…

  • Личное и субъективное, о кладистике

    Вот факт, который большинство из вас обо мне не знает. Когда мне муторно, я читаю споры о кладистике. И радуюсь. Потому что, в моём детстве…

  • Наши дни

    Много чего происходило, но в основном всё банально. Много чего можно сказать, много чего хотелось бы сказать, но не могу раскачаться. А ещё весна, и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments