Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:
  • Mood:
  • Music:

"Космический рейс" и Amerika-bomber

Итак, сегодня я посмотрел советский научно-фантастический фильм "Космический рейс" (кадры), 1935 года. Правда, первые минут пятнадцать я пропустил, но надеюсь, что "самая крутость" была не в них. Не буду оригинален - замечательный фильм. За-ме-ча-те-ль-ный. Если сравнивать с американским кино, то мы тогда были далеко впереди. Ничего подобного они не могли снять... ну, до шестидесятых годов, где-то. Я, конечно, говорю о Стэнли Кубрике и его "Космической одиссее". Старые серии "Звёздных войн", да. Новые - в помойку.

Но в первую очередь этот фильм стоит сравнивать с "Женщиной на Луне" (1929) Фрица Ланга, у которого "Космический рейс" заимствовал даже некоторые сюжетные ходы, вроде состава команды первого межпланетного корабля. У Ланга была и романтичная девушка, и мальчишка-"безбилетник"... Ланга консультировал Герман Оберт, и именно в фильме Ланга впервые звучал классический обратный отсчёт перед стартом. Надо сказать, многие вещи Оберт действительно угадал, в общим чертах это и сейчас так выглядит.

Фильм Ланга я не видел, но Ланг - это Ланг. Хотя я читал, что у него на Луне была атмосфера, что, как вы понимаете, совсем не то.
Создатели фильма "Космический рейс" решили создать картину фантастическую и реалистичную одновременно, поэтому в качестве консультанта пригласили самого Циолковского. А впрочем, что я говорю, читать и кликать по ссылкам вы и сами умеете, главное - мои впечатления.

Москва будущего. 1946 год (если верить рецензиям; как я уже сказал, самое начало я пропустил). Над преобразившейся Москвой высится колоссальный Дворец Советов. А на другом конце Москвы, будто споря с ним, вздымается не менее огромный Институт межпланетных сообщений, где, собственно, и происходит большая часть времени. Институт - это, одновременно, академия, сборочный цех, ангар, космодром и ЦУП. И повсюду - подтянутые офицеры-космолётчики, в тёмных кителях, белых фуражках и в белых брюках. Их форма явно скопирована с флотской - видимо, из-за звёздоплавателей и космических кораблей. Командует ими, кстати, неподражаемый Сергей Столяров, скромно названный в титрах "начальником старта". При этом, весь фильм офицеры держаться в тени, полёт на Луну - дело сугубо гражданское и мирное.

Сцена, когда мы впервые видим межпланетный корабль, и он выплывает на зрителя во всём своём несравненном (очередной банальный эпитет, но иначе не скажешь) величии, достойна войти в во все учебники киноискусства. Надеюсь, что и вошла.

Итак, в ангаре Института базируются два корабля-близнеца - "СССР-1 Иосиф Сталин" и "СССР-2 Клим Ворошилов". Огромные и сигарообразные, космолёты больше всего напоминают дирижабли. Большая часть корпуса представляет из себя отделяемый разгонный блок, носовая часть - собственно многоразовый ракетоплан, или, коротко, "ракета". Кстати, внутри там сравнительно просторно, такое чувство, что мощность двигателей позволила конструкторам не бороться за каждый кубометр. Корабль разгоняется по гигантской приподнятой эстакаде, которая начинается прямо внутри здания Института и пересекает Москву по хорде, над проспектами и дорогами. Вид у конструкции, надо сказать, весьма сюрреалистичный.
К тому же, старт с эстакады вызвал у меня ассоциацию с самым знаменитым подобным проектом, "Серебрянной птицей" Зангера (да и годы те же). Эту ассоциацию я стряхнуть так и не смог. Наличие у сказочного ретрофутуристического СССР в 46 году двух космолётов, которые по всем параметрам превосходили "Америка-бомбер"... стартующий с эстакады лунный шаттл... "Иосиф Сталин" и "Клим Ворошилов", "ИС" и "КВ"... короче, все мысли упирались в "кирдык вашей Америке". Или кто там у нас враг в _том_ сорок шестом.

А тут ещё опять "Небо Пацифиста" вспомнилось. Как-то хотел дать обзор этой вещи и "Рейда" slavamakarov'ского. В обоих произведениях наши выигрывают с помощью закрывающей технологии, у Славы это ударнымй космический ракетоносец системного базирования, у Рика Вернера - "авианесущая крепость", кэрриер, пикирующий на Землю с лунной орбиты и выпускающий над вражескими объектами эскадрилью гиперзвуковых истребителей-бомбардировщиков.

И если мысли о "Америка-бомбере" приводили к очевидному решению - убрать из разгонного блока одну ступень, заменив её бомбовым отсеком, и превратить, таким образом, лунный шаттл в межконтинентальный бомбардировщик, то отблески "Неба пацифиста" рождали в сознании совсем уж чудовищные, дизельпанковские образы. Вместо бомб - самолёты. Поршневые. Суборбитальная дизельпанковская авиаматка на техническом уровне тридцатых годов, плюс советский хайтек середины сороковых, как он показан в фильме.
Неизбежно - торпедоносцы (видимо, штук 12 на ракетоплан - в лучшем случае). Только у торпедоносцев достаточно ценные единичные цели, и только торпедам требуется наведение - на всё остальное проще сбросить бомбы прямо с ракетоплана.
И, неизбежно - в один конец для самолётов. Дальше они должны уходить в сторону океана, надеясь на советские подводные лодки, или тянуть до Китая - в зависимости о того, по кому именно наносится удар.

Хотя это было бы уместно только в компьютерной игре - как способ телепортнуть свои самолёты в глубь вражеской территории, но без возможности их вернуть. При подходящей графике и дизайне это бы смотрелось. В остальном, боюсь, подобный проект остался бы на бумаге даже в сказочном мире "Космического рейса", как невозможный технически и неоправданный с военной точки зрения.

P.S. Последний кадр "Космического рейса"... когда камера выхватывает шпиль Института, приближается, и мы видим на шпиле эмблему в виде "космического корабля типа "СССР" - мало с чем сравнима по уровню пафоса и эмоциональному воздействию на зрителя. Для полного счастья не хватало только темы из "Звёздных войн".
P.P.S. Да. Они установили на Луне советский флаг. На обратной стороне Луны.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments