Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:
  • Mood:

Мягкими взмахами кисточки, о конце эпохи

В ходе обсуждения со slavamakarov'ым моих Путей, _путём_ неестественного наложения моих внутренних концепций на чужие, родилось:

Путь героя, как и следует из названия, связан с архаическим, мифологическим временем, Веком Героев, о котором рассказывают героические и богатырские эпосы разных народов.

Боги и герои оставили после себя Традицию, которую хранили и передавали из поколение в поколение мастера. Так появился путь мастерства, путь магии и боевых искусств. Так было когда-то. А потом стали рулить "танковые клинья и тактические ядерные удары".

В свой черёд появляются и путь стратегии с путём тактики. Хоть убейте, но, как и путь мастерства, путь стратегии больше ассоциируется у меня с Востоком, ибо Сунь Цзы, как известно, установил границы, за которые никто до сих пор не вышел (;-)). А вот путь тактики, скорее, навевает мысли о греческих фалангах и киношных мирмидонцах Ахиллеса.
Конечно, это ничего не значит, хотя есть искушение потрепаться языком на тему того, что армия в Китае всегда была китайской, поэтому пришлось изобретать высшую стратегию, искусство натравить свою толпу на чужую толпу так, чтобы ещё и победить. Отсюда идеи вроде "армии ослов под командованием льва", предложений кормить армию через день, чтобы была злее, и сжигать за ней мосты, чтобы не убежала, ну и лучшей победой начинает считаться победа без боя, потому что в бою может и не повезти :). Но это так, в сторону. И не надо мне ссылаться на древнегреческих теоретиков военного дела, я в курсе.

Я хотел сказать о другом. Слава какое-то время назад попросил меня подумать о расширительном трактовании моих путей. Таким образом, путь тактики, изначально связанный с действиям отряда на поле боя и тактикой спецподразделений, стал охватывать описания работы боевых механизмов в широком смысле. Например, прорыв "летающих крепостей" сквозь систему вражеской ПВО тоже будет относится к пути тактики. После поражения немцев и японцев, которые не от хорошей жизни пытались играть в Искусство, в мире возобладал путь тактики, представленный Америкой.

(Я уже говорил о том, что в рамках Второй мировой под немцами, по большей части, надо понимать альтернативных немцев Переслегина. Реальный план "Барбаросса", по его же мнению, был туп, прямолинеен и некрасив. "Мы идём вперёд и выносим всё, что русские бросят против нас, пользуясь своим техническим и расовым превосходством". Потом, конечно, "русские убивали немецких солдат. Это вообще было страшное западло, ведь по честному, это немецкие солдаты должны были убивать русских!")

Америка никогда не собиралась играть красиво, а её богатство позволяет ей не заморачиваться подобными мелочами. Мечтой американцев всегда было обеспечение подавляющего материально-технического превосходства над противником, что позволит без проблем и без потерь выиграть любое боестолкновение. По моей классификации, это путь тактики; собственно, основная масса текстов в духе этого пути написана именно в США. В большинстве случаев и по понятным причинам, стратег в американском произведении будет антигероем, начиная с Мула в "Основании" Айзека Азимова и кончая адмиралом Трауном в продолжении "Звёздных войн", не говоря уже о многочисленных начитавшихся Сунь-Цзы китайско-японских генералах в современных американских технотриллерах. Да один термин чего стоит, _техно_триллер! Сплошное восхваление техники и людей, которые правильно её применяют в боевых условиях.

В таком случае, следуя концепции Переслегина, рано или поздно американская индустриальная тактика (со всем этим "гипермодернизмом") опровергается пост-индустриальной стратегией чуда, серией неочевидных ходов, на которые просто нечем ответить.
Таким образом, восторжествует путь стратегии.
Но когда человеческая цивилизация, в своём развитии, вступит в когнитивную фазу (Нейромир по Калашникову), неизбежно появятся люди, научившиеся напрямую работать как со своим разумом (на всех уровнях), так и с окружающей реальностью. Их вполне можно будет назвать магами; вполне возможно, что они даже возьмут что-нибудь из остатков древней Традиции. Они станут мастерами, способными опровергнуть любую стратегию, так как сами будут представлять её высшую форму, "когда один человек может бросить вызов всему миру и победить" (madius (с)).
А следующим этапом станет появление люденов, хомо супериор, метагомов, ньюменов, как ни назови; тех, кого тот же Калашников сравнивает с бодхисаттвами. Люди-Икс родятся среди людей, но вместо цветастых костюмов в обтяжку их будет отличать прямой канал связи с Небом, и они будут ходить средь магов и простых смертных подобно героям древности.
И круг замкнётся.

-------------------------
Да, как я уже говорил, путь структур и путь венчура существуют в другом временном потоке, "отличаются от четырёх уже упомянутых тем, что находятся в иных отношениях со временем; в некотором отношении, они им перпендикулярны".
И ещё раз повторяю, что все эти пути, изначально, относятся только к моей классификации "вкусных" текстов.
Более того, безусловно, что на каждое правило можно придумать исключение - и на этот счёт существует своё правило :). Любая застывшая модель вызывает желание выйти за её рамки, при этом даёт такую воможность самим фактом наличия жестких границ. В то же время, при нормальных условиях, количество людей, пытающихся быть оригинальными, равно строго определённой доли от общего числа. И такой же процент среди массы "оригиналов" попробует "переавангардить авангард" или вернуться к канону. Таким образом, общая фигура напоминает фрактал, и её можно упрощенно рассматривать, как единный объект, занимающий своё место в системе вещей. По-крайней мере, так я это воспринимаю, и на такой основе позволяю себе делать некие обобщения, стремясь, тем не менее, избегать очевидной ереси.
Да, и ещё. В рамках этих обсуждений понятия "стратегия" и "тактика" употребляются в ином смысле, чем в "пирамиде Левитова", где они обозначают всего лишь уровни взаимодействия, одни из.
Tags: пути, хомо супериор
Subscribe

  • От геополитики к конспирологии

    В связи со всем этим, вспомнил пост, который я когда-то забыл написать. Он должен был показать, как стратегия (объективная и опирающаяся на…

  • Обо мне

    Одно из возрастных изменений, которые я в себе замечаю... помните, у меня была старая теория про четыре пути развития конфликтного сюжета, путь…

  • "Трудно быть Рэбой", или нет

    ... Продолжаем с " Трудно быть Рэбой". Есть такой очень известный американский фантастический рассказ " Арена", 1944 года. Высший космический разум…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments