Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Соловей-Разбойник

Собирая материалы по тэнгу, я вдруг понял, что знаю, кто такой Соловей-Разбойник.
Странный персонаж, уникальное существо. Человек-птица, человек-зверь, скрывающийся в кроне деревьев и вызывающий резкие порывы ураганного ветра.

Неудивительно, что он так долго сбивал с толку наших фольклористов. Выдвигалась даже версия, что Соловей происходит от Симурга-Семаргла (Крылатый Пёс, опять же); а всё дело в том, что Соловей - не из нашей сказки. Это тэнгу, каким-то образом добравшийся до Руси, возможно - изгнанник или отщепенец, чем, возможно, объясняется его откровенно антисоциальное поведение. Я не хочу сказать, что тэнгу разделяют человеческие представления о законности и морали, но, всё-таки, сидеть у дороги и убивать всех проезжающих мимо - это, наверное, чересчур даже по их меркам.

Но на каждого хитрого тэнгу есть свой Илья Муромец, и заморский гость сложил буйну головушку от богатырской стрелы, или, по другой версии, от меча.

С другой стороны, какой сюжет пропадает! А нельзя ли данного тэнгу слегка обелить? Допустим, не такой уж он был маньяк, и его художества на дороге были несколько преувеличены, в разбойники он пошёл не от хорошей жизни, а убивал только по необходимости. И был честный поединок, и впервые тэнгу проиграл человеку (знай наших! вперёд, русичи!). Может, искупая позор поражения, или спасая собственную жизнь, он поклялся служить богатырю. Чем не основа для чего-то, похожего на дружбу, насколько вообще возможна дружба между человеком и тэнгу? Ну да, да, Илья по канонической версии Соловья его в Киев и там прилюдно обезглавил. Но для мастера-иллюзиониста такой трюк - раз плюнуть.

Нет, я понимаю, Илья Муромец наше всё, а тут существо, в метафизическом плане сомнительное. Но это не обязательно должен быть именно Илья. Просто некий воин, в чьей биографии случился подобный эпизод, откровенно отсылающий к истории о Соловье-Разбойнике. Зато получаем схему, банальную и вечно актуальную одновременно. Запад и Восток, цивилизация и природа, Фандорин и Маса, Сухов и Абдула, Следопыт и Чингачгук. Естественно, с точки зрения тэнгу, дикарь - это человек, а как же. А восточный менталитет, помноженный на нечеловеческую психику... да... И тридцать лет боёв и приключений, жизнь человека, которому иногда помогает не совсем человек. Они будут биться к плечом к плечу, и внезапно приходить на помощь, и расходиться по разным путям-дорогам - раз за разом; но так до конца и не поймут друг друга.

Хоть книгу пиши. Ради одной фразы: "Кто ты, бис али жидовин?"
Впрочем, тэнгу на это ответит: "Я див", и будет прав.

А ведь его с такой внешностью крест целовать заставят, не иначе. Что не проблема, он - божья тварь, хоть и нелюдь. Даже покреститься может. Никодимом станет, допустим :). "Тэнгу по имени Никодим", а, звучит? Бог охоты к таким вещам терпим, его дети спокойно могут вешать на себя крестики; другое дело, что вести себя, как положено доброму христианину у них всё равно не получится.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments