Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

  • Mood:
  • Music:

О китайцах и толкинистах

В жизни каждого китайца бывает такой момент, когда он понимает: велик Китай, а отступать некуда - дальше уже Россия начинается...

Подражание японофилам.


Через многочисленные mithgol'оссылки попал на этот текст - "Легендарная история китайских боевых искусств времен советско-китайского пограничного конфликта 1969 года". Мне смутно кажется, что когда-то я это уже читал, но забыл. Ладно.

Не могу сказать, аутентичный ли это перевод с китайского, или такая особая форма стёба. Безусловно, покоряют слова о том, что "хорошо известно, что компартия Китая после долгой борьбы впервые получила власть в 1949 году. Гораздо менее известно, что ключевую роль в этом сыграл Советский Союз". Если это и стилизация, то великолепная. Ну а если действительно перевод, то они там в Китае совсем разлиберальничались. Впрочем, что я знаю о Китае...

Текст о том, как китайские и советские военнослужащие разбирались с друг другом на спорном острове Даманский. При этом, обе стороны боялись пускать в ход огнестрельное и холодное оружие, поэтому всё заканчивалось обычными драками. Потом, как мы знаем, дело дошло до настоящего боевого столкновения, но автор статьи рассказывает именно о рукопашных стычках. Китайцы их регулярно проигрывали, пока один из молодых офицеров, мастер ушу, не предложил вооружить китайских солдат палками. После обучения основам боя на мечах, китайцы, наконец, смогли одолеть своих противников. "Позднее советские солдаты также попытались использовать палки. Однако их мастерство не шло ни в какое сравнение с китайским". Дальше, по китайской версии, наши выхватили пистолеты и начали стрелять (со словами "ваша проблема в том, что вы всегда приходите с палками на перестрелку", видимо), короче, пошло-поехало.

В разговоре со slavamakarov'ым я сказал: представляю себе продолжение этой истории в современном стиле.
"После впечатляющего успеха китайцев в области фехтования палками, советское командование было вынуждено обратится к помощи набиравших популярность клубов исторического фехтования и ролевой реконструкции..."

Слава на это ответил, что "после впечатляющего успеха китайцев в области фехтования палками, советское командование было вынуждено обратится к помощи футбольных болельщиков..."
-----
Пауза.
Но нет. Он не прав. Слава подошёл к вопросу с точки зрения того, кто круче. Футбольные болельщики близки к одной из его любимых тем,  теме всепобеждающих гопников. А здесь речь не об этом, а о последовательном вводе инноваций.

В чём сила футбольных болельщиков-хулиганов? Они хорошо организованная толпа, громко орут, умеют драться в куче, в том числе палками-цепями. Но где здесь инновация? Китайские маоисты точно такие же агрессивные фанаты, фанатизма у них хоть жопой ешь. Также кричат свои кричалки ("Мао, Мао, чем-пи-он! Россия - параша, победа будет наша!") и налетают толпой. Да, наши болельщики могли бы их завалить за счёт общего физического превосходства, но это была бы разборка мясо на мясо. Ну или кони на мясо, неважно.

А красота этой истории именно в последовательности вызов-ответ.
Представим себе, что речь шла бы о спорном острове между Японией и Китаем. Китай выдвигает толпу с кричалками - японцы отвечают громогласным "Банзай! Банзай! Банзай!". Китайцы отправляют на остров ушуистов - японцы встречают их каратистами. Да, у китайцев есть молодой офицер из провинции Шаньдун, знаменитый своим мастерством ушу и владением широким мечом, который научит солдат драться с палками. Но у японцев тоже найдётся какой-нибудь молодой офицер, из префектуры Тиба, допустим. Подтянут своих мастеров фехтования, раздадут солдатам боккены и традиционные японские бейсбольные биты. Восток дерётся с Востоком.

Но у нас речь о противостоянии Востока и Запада, поэтому всё гораздо интереснее.
Китайская тактика толпы, да, опровергается банальным физическим превосходством европеоидов. Русские крупнее и выше.
Китайцы отвечают своими мастерами рукопашного боя. Преимущество китайцев нейтрализуется русскими рукопашниками, при равной технике размер имеет значение, да ещё какое.
Главное - восточная традиция боевых искусств опровергается классическим европейским боксом, опирающимся на древнюю индоевропейскую традицию кулачного боя. Ничто в практике китайского ушу не подготавливает тебя к прямому удару кулаком в лицо, и не даром Брюс Ли в своё время отдал дань европейскому боксу.

Но на бокс китайцы отвечают традиционным фехтованием, и тут уже советской стороне нечем им ответить, простое вооружение солдат палками ничего не даёт, у китайцев превосходство в технике. Конечно, можно было преподать китайцам небольшой урок искусства сапёрной лопатки, но это уже смертоубийство, прощё сразу переходить на Стечкин.

Поэтому я и вспомнил о ролевиках-толкинистах, как о любителях пофехтовать тупыми мечами. Да, "я не толчок, я реконструктор", и "не дай бог тебе перепутать его с хиппи". В одном романе, слишком дурном, чтобы его тут упоминать, был один относительно неплохой момент. К команде неких агентов-особо уполномоченных приставили инструктора-ролевика, чтобы он научил их драться в строю. Навыки боя в строю - вот адекватный западный ответ на китайскую толпу с палками. Как это называется в нашем современном историческом фехтовании? Бугурт? Да поправят меня bernard_ и aiglos. Восток, помни Фермопилы и Гавгамелы!

Вы спросите, а при чём здесь толкинисты? Так ведь это прошлое. Тогда реконструкторы ещё не успели окончательно порвать со своим толконутым прошлым.

Реконструкторам, кстати, помимо деревянных мечей можно и щиты раздать.
Представляете? Как у Джексона в фильме. Ряд хайратых реконструкторов в советской форме, а на них несётся орда вопящих китайцев в ушанках и с красными флагами. А командир - эдакий Элронд - кричит: "Сомкнуть ряды! Держать строй!!!"

...Ну или тогда выпускать казаков с нагайками. Желательно конных ("Вперёд, всадники Рохана!").

Вообще, наличие в СССР толкинистов - это ещё та альтернативка ;). Общение с Макаровым икается, ага. "Властелин колец" переводится и издаётся в СССР по мере выхода - как правильная антифашистская литература. А дальше возникают кружки эльфов-следопытов, естественно под патронажем пионерско-комсомольских организаций. Деревянные мечи, все дела. Но с правильным идейным наполнением и постепенным выдавливанием в сторону исторической реконструкции.

Естественно, цензура вырежет из "Властелина колец" главы про возвращение в Шир и осквернённую Хоббитанию, ибо это сатира на советский строй. Но этот эпизод и в фильм Джексона не войдёт, так что потеря небольшая. Зато опущенная глава, "в которой Профессор врезал по Совдепии", приобретёт культовый статус в среде прогрессивно-диссиденствующей интеллигенции. По рукам будут ходить самопальные переводы, в том числе с щедрыми дополнениями. В итоге возникнет целый пласт апокрифов про борьбу Фродо и Ко с культом товарища Сарумяна в отдельно взятой Хоббитании. От мягко-ироничных, осуждающих засилье бюрократии, до (в семидесятые-восьмидесятые) жестко антисоветских, вроде историй про Фродо - героя войны, который возвращается на родину, чтобы узнать, что его раскулачили, попадает в лагерь по навету и т.д. и т.п.

Вообще, тема гипотетических советских дополнений и апокрифов к Толкиену - это да... Гэндальф, с лукавой смешинкой в глазах предостерегающий героев от ошибок, связанных с культом личности, и рассказывающий о том, что Саруман всегда был груб с товарищами по Белому Совету.

Не говоря уже о возможности появления самобытного советского фэнтези.
А уж фактор Стругацих, влияние на них переводов Толкиена, влияние их творчества на советские фанфики по Толкиену...

"На пороге стоял Гэндальф Белый. Он был в неописуемом гневе. Он был ужасен. Там куда падал его взор, дымились стены и плавились стекла. 
...
Сквозь слезы, застилавшие глаза, Фродо увидел, как Гэндальф, зловеще играя посохом, приблизился к Саруману и приказал ему сквозь зубы:
  - Пшел вон.
  Саруман медленно удивился.
  - Общественность... - произнес он.
  - Вон!!! - взревел Гэндальф.
  Секунду они смотрели друг другу в глаза. Затем в лице Сарумана зашевелилось что-то человеческое - не то стыд, не то страх, не то злоба.
...
  - Навсегда, -  сказал Гэндальф, кладя Гламдринг поперек стола.
  - Грррм... - проговорил Саруман с сомнением. Он величественно обогнул стол, ни на кого не глядя, сообщил:
  - Есть мнение, что мы еще встретимся в другое время и в другом месте.
  - Вряд ли, -  презрительно сказал Гэндальф, раскуривая свою верную трубку".


Про неизбежную "Алису в Средиземье" Кира Булычёва я вообще молчу.

" - Куда ты спрятал Кольцо, Коля? - ласково спросил Весельчак У".

Что касается советских толкинистов, то после 68 года и общего закручивания гаек эльфийствующих "детей оттепели" прикрыли. "Комсомолец должен быть человеком!" и так далее. Допускалась только историческая реконструкция и, в литературе, историческое фэнтези.
...Но было уже ПОЗДНО.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments