Григорий (gest) wrote,
Григорий
gest

Category:
  • Mood:
  • Music:

"Арменфильм" (продолжение)

3. "В синем море, белой пене..." (1984)

Сюжет. Уже хорошо знакомые нам дед с внуком ловят в море рыбу. Вытащив сеть, они обнаруживают в ней старинный кувшин. Мальчик выдёргивает пробку, и из кувшина ожидаемо начинает валить дым, образуя фигуру белобородого старика с короной на голове. Видимо, это сам морской царь. Он провёл в заточении тысячу лет, а в кувшин его посадил великий волшебник... имя которого он забыл. Царь хочет по-своему отблагодарить своего спасителя, поэтому, несмотря на сопротивления старика, забирает мальчика в подводное царство, предлагая обучить его волшебному искусству, соблазняя богатством, властью, долголетием, любовью своей дочки (бррр) и будущим царством. Мальчика эта перспектива не привлекает; когда самозванный учитель сообщает ему первое заклинание трансформации, позволяющее превратиться во что угодно, мальчик оборачивается рыбой и бросается прочь, наверх.

Морской царь превращается в толстую рыбину, легко догоняет беглеца и радостно сообщает, что тот упустил важную деталь - умение превращаться обратно в человека. Мальчик опять пробует заклинание трансформации, но оно не помогает! (Видимо, человек - высшая форма, самая сложная, что и логично). Тогда смекалистый мальчик-рыба намекает, что колдун, за время долгого заточения, сам забыл заклинание обратного превращения. Испуганный старик тут же его произносит, принимая свой обычный облик - и то же самое, услышав и повторив правильное заклинание, делает мальчик. Убедившись в том, что его пленитель не очень-то и умён, мальчик лицемерно соглашается быть богатым, счастливым и стать учеником морского царя, но за это он просит развеять его последние сомнения - как такое большое и толстое существо могло поместиться в такой маленький кувшин? Морской царь никогда не слышал сказок про джиннов, поэтому с энтузиазмом бросается в кувшин. Мальчик тут же его запечатывает... и оказывается с кувшином в руках в дедовской лодке, возвращаясь в начало мультфильма. Такое чувство, что ему всё это померещилось. Но вот он понимающе переглядывается с дедом и выкидывает кувшин за борт.

Этот мультфильм похож на предыдущий (и не похож на мультфильм про Масленницу), но, всё же, он уникален. В первую очередь потому, что представляет из себя один большой музыкальный клип. Страхолюдная дочь морского царя, русалка с рыбьей головой, исполняет забойную песню с рефреном "оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королём!" И когда она поёт, сама картинка работает не на сюжет, а на визуальную презентацию её песни, изменясь по законам сна, видения или видеоклипа.

В море воют ураганы,
В синем море тонут лодки,
И большие корабли, ха-ха-ха!
Корабли на дно уходят,
С якорями, с парусами,
На морской песок роняя
Золотые сундуки.

Корабли лежат разбиты,
Сундуки стоят раскрыты,
Изумруды и рубины осыпаются на дно.
Если хочешь быть богатым,
Если хочешь быть счастливым,
Оставайся мальчик с нами -
Будешь нашим королём!

Будешь сеять ветер в море,
В синем море, в белой пене,
Пусть, захлебываясь в пене,
В море тонут корабли.

Пусть на дно они ложатся,
С якорями, с парусами,
И тогда твоими станут,
Золотые сундуки...

Корабли лежат разбиты,
Сундуки стоят раскрыты,
Изумруды и рубины осыпаются на дно.
Соглашайся быть богатым,
Соглашайся быть счастливым
Оставайся мальчик с нами -
Будешь нашим королём!


На графику сделан чуть меньший упор, чем в "Говорящей рыбе". В основном речь идёт об игре с перспективой. Вот морской царь, сидя в лодке, открывает рот и глотает корабль, виднеющийся на горизонте. Вот он магией перемещает мальчика на остров вдалеке, отчего мальчик начинает казаться совсем маленьким, после чего спокойно берёт его в руку и прячет. В подводном дворце это используется для создания другого эффекта, тоже больше знакомого нам по компьютерной графике. Плоское оказывается объёмным, объёмное - плоским, в помещении обнаруживаются невидимые углы и ложные стены... уверен, для этого есть умное название, но я его не помню.

Дальше я вступаю на шаткую почву предположений. Сейчас пойдут чистые домыслы.
Что вообще представляет из себя это морское дно? Постоянная тема, связанная с ним в "Говорящей рыбе" и "В синем море" - взаимопожирание. Одна рыба ест другую, её - третья. Большая рыба откусывает хвост средней, а та глотает маленькую, чтобы отрастить себе новый хвост.
Ещё раз говорю, что это натяжка, но можно ли считать это метафорой царства демонов? Даниил Андреев писал, что главный закон демонического социума - именно взаимопожирание. И речь идёт не о биологических законах, хотя да, по мнению Даниила Андреева, отношения хищник-жертва в природе возникли именно под влиянием демонических сил.

Если считать, что рыбы в этих мультфильмах - не просто рыбы, а бесы, да и дно подразумевается не физическое, то можно удачно объяснить ряд тонкостей. Проповедь деда говорящей рыбы (см. выше) бессмысленна, если бы он обращал её к обычным рыбам. В самом деле, рыба ест рыбу не со зла, а от голода, и если не будет убивать, умрёт сама. Какое уж тут "делай добро?" А вот демон, осознавший неправедность своего образа жизни и начавший проповедывать другим демонам чуждый им принцип ненасилия - почему бы и нет? Вполне себе буддийский сценарий. Тогда и сама Говорящая рыба на самом деле является неким духом. По-крайней мере, это объясняет как дар речи, так и способность принимать человеческий облик. 



Так и в этом мультфильме. Мало того, что морской царь уподобляется джинну, так и царство у него особое. Его приближённые действительно больше похожи на демонов, чем на обитателей земных морей. И мальчика они именно что соблазняют, предлагая ему полный ассортимент - если только он согласиться топить корабли. Нет, я не хочу сказать, что корабли символизируют человеческие души, это было бы чересчур даже для меня; но, в любом случае, речь идёт о богатстве, обретённом посредством зла. Нет, не простую корону они ему предлагают...
А когда мальчик затыкает кувшин пробкой и вновь оказывается в лодке - разве не напоминает это концовку "Адвоката дьявола"?
И ещё. Он кидает кувшин за борт, и мы видим, как он опускается на дно. Песок, вокруг плавают рыбы. Обычные рыбёшки! Не похожие ни на Говорящую рыбу, ни на свиту морского царя. Будто всё, что мы до этого видели, было лишь иллюзией, созданной колдуном, а теперь обитатели дна приняли свой обычный, истинный облик. Но тут камера отдаляется, и мы видим, что миниатюрный кувшин лежит в аквариуме, и рыбы там плавают аквариумные, а сам аквариум лежит на дне моря. Вода в аквариуме каким-то образом не смешивается с морской, грань между ними чёткая, а вокруг аквариума плавают рыбы, гораздо больше похожие на рыб-бесов, и смотрят внутрь сквозь стеклянные стены.
Так что же это? Может, море, да и весь наш мир, всего лишь аквариум, окружённый истинным морем, в котором плавают духи и демоны? И кувшин, брошенный в море, падает на одно дно, дно "аквариума", а то, другое, где стоит трон царя-колдуна и где побывал мальчик - дно внешнее, дно в совершенно ином смысле.

И последнее, надеюсь.
Да, с формальной точки зрения, мультфильм "В синем море, в белой пене" представляет из себя склейку двух классических сюжетов восточных сказок - "Злой джинн" и "Ученик чародея". С этим всё ясно.
Но arishai как-то сказала, что не верит в классические хэппи-энды - они кажутся ей фальшивыми. Дальнейшее - специально для неё.

Ведь мальчик, всё-таки, дал формальное согласие стать учеником морского царя. А значит, это уже не совсем хэппи-энд; думаю, не надо объяснять, почему. И он даже успел кое-чему научится, а именно, трансформации. Вдруг это именно этого и добивался колдун? Что, если он только прикидывался маразматиком?

А зачем колдуну это нужно? Сложно сказать. Может, одного навыка трансформации достаточно, чтобы изменить судьбу этого мальчика. Может, он не сможет устоять перед соблазном вновь использовать эту способность, а в итоге начнёт ей злоупотреблять. Он начнёт чувствовать себя другим, измениться его отношение к остальным людям. Не исключено, что его формальное согласие действительно рано или поздно сделает его наследником и учеником морского царя, в том или ином смысле. Колдун будет являться ему в снах? Или же он сам будет стремиться обрести могущество, распробовав силу на вкус, захочет большего, и будет по крупицам собирать тайные знания?

Почему в "Говорящей рыбе" рядом с дедом нет внука? Он ещё не приехал? Или же, наоборот, прошло несколько лет и он успел покинуть стариков? А что, если... если Ээх и есть его внук?!
В "Синем море" старый колдун демонстрирует ту же технику трансформации, что и Ээх. Когда он похищает мальчика, он превращает нижнюю часть своего тела в ракету (на которой, между прочим, написано No Smoking). Может показаться, что мальчика он учит чему-то более простому - ведь мальчик произносил заклинание вслух, да и превратиться смог только в рыбу. Но, скорее всего, речь шла только об опыте и контроле за собственным сознанием. Морской царь не просто мгновенно превращается в рыбу - у его рыбьей формы есть руки, это важная деталь. Когда он догоняет мальчика, он с издёвкой говорит: "Ну если хочешь, плыви к своему деду... он рыбу любит... жаренную!" И, иллюстрируя эти слова, он, оставаясь рыбой, образует из своей морды подобие дедушкиного лица, а свой хвост берёт в руки, будто пойманную рыбу. В следующий миг "рыба" поднимает голову, на которой тут же проступают глаза и рот, а вот остатки "деда" втягиваются в туловище. Трюк, достойный Ээха! Очевидно, что речь идёт об одной магии. Очевидно и то, что морской царь работает тоньше, изящней. Подобно настоящему мастеру, он не тратит сил зря, предпочитая оставаться в человеческой форме - да и волшебство у него разнообразней, если честно.

Я уже говорил о том, что после их встречи мальчик мог начать злоупотреблять искусством трансформации - это ведь удивительно полезная вещь, хотя бы чтобы подсматривать за голыми девочками. Что если в какой-то момент он забыл, как снова стать человеком? Какая ирония! Ведь именно он тогда намекал на забывчивость колдуна. Без заклинания обратного превращения, мастер трансформации может превратиться во что угодно... кроме своего настоящего облика. Я бы сказал, что проблема Ээха именно в этом. А если это и произошло с юным волшебником, то он, естественно, был вынужден покинуть своих близких.

Нет, ей-ей, если бы сценарии к этим вещам писала arishai, мальчик бы точно со временем стал Ээхом.
За несколько лет он накопил огромную силу, научился контролировать свои превращения... и окончательно сошёл с ума. Понимаете, мастеру трансформации не нужно каждый раз произносить заклинание, ему достаточно мысли, чтобы придать своему телу требуемую форму. Но где предел? Представьте себе, что сама ваша суть меняется, подчиняясь вашей самой мимолетной мысли, и вы больше не можете вернуться в стабильное состояние.

Можно спорить о том, что с чего всего началось. Занятия волшебством повредили его разум, и он разучился быть человеком, превратившись в чудовище? Или, как я уже предполагал, он забыл заклинание обратного превращения, оказавшись заперт в крепости из собственной меняющейся плоти - а паника, злость, отчаяние только ухудшали ситуацию, вызывая новые чудовищные метаморфозы, пока рассудок окончательно не сдался и не поплыл по течению?
...Одно можно сказать точно. Если метаморфозы Ээха завязаны на его разум, это разум безумца - по-крайней мере в нашем, человеческом понимании.

Опять же, неясно, хотел ли морской царь добиться именно этого эффекта. В мультфильме он обещает мальчику, что тот проживёт две тысячи лет, и отражение мальчика в зеркале взрослеет, а потом стареет, в итоге превращаясь в двойника царя-колдуна. Что, если это и была его судьба, изначально? Возможно, именно разрыв с нежданным учителем привёл к тому, что мальчик превратился в Ээха, успев получить силу, но не научившись её контролировать. Не стал королём, но стал чудовищем.

И вот он возвращается к своему деду. Уже как "добрый волшебник Ээх". Пытаясь помочь, честно пытаясь помочь. Он дарит старику волшебный столик... а потом что-то происходит. Горечь? Обида? В нём просыпается его тёмная сторона. Даже когда он ставит условие с загадками, он ещё пытается спасти от себя своих близких. Может, если дед ответит на загадки, та, нехорошая часть его успокоится, и Ээх сможет уйти. Но уже слишком поздно, и монстр в Ээхе побеждает.

(А при чём здесь турок? Ну, это как раз понятно. Мальчик-то армянский, и всё плохое у него с турками ассоциируется. И когда он сам творит зло, в нём проступают черты карикатурного турка, его внутренний, детский образ зла.)

А Говорящая рыба, дух, всадник на хромой блохе в этом случае спасает не только деда, но и самого Ээха, вернее, его душу - от непоправимого. 

...

Но что за бред, скажете вы. Ведь когда морской царь говорит, что в кувшин его посадил великий волшебник ..., он наверняка имеет в виду Ээха. И было это тысячу лет назад. Других великих волшебников в этом мире нет, ну или мы о них не знаем.
Допустим, ладно. Это был Ээх. Так. А кто посадил колдуна в кувшин, в итоге? Мальчик и посадил! В конце концов, как говорил Клиффорд Саймак, "время... что может быть проще времени?"

...

Да, ещё одно. В отличие от своей свиты, морской царь - не демон. Его дочь - демоница, минимум наполовину, но сам он когда-то был обычным мальчиком (вспоминаем сцену у волшебного зеркала).
Не знаю, насколько это в духе arishai, или я уже переборщил, но что если зеркало не соврало, и морской царь - действительно тот самый мальчик, две тысячи лет спустя?

И вот, каждый раз на исходе цикла, он находит себя в детстве, и берёт себя в ученики, и женит на собственной дочери-демонице, и отдаёт молодому себе всю свою силу и власть... и тот царствует над демонами, и демоница рожает ему дочь, и в своей черёд он возвращается в своё детство, чтобы найти дочери жениха, а себе - наследника...

А на другом витке мальчик отвергает предложенную власть, и обманом заключает колдуна в кувшин... но, в итоге, превращается в чудовищного Ээха.

И оба этих варианта, с разных витков, присутствуют в мире одновременно! Морской царь и Ээх, как учитель и отвергнувший его ученик, как правитель демонов и великий маг, обрёкший его на заточение, как два варианта будущего одного единственного человека.
Subscribe

  • "Другая химия"

    Хотел прорекламировать творчество arishai (вернее, малую каплю в океане её творчества) — " Другую химию". Я это читал, и это хорошо.…

  • #1984

    А вот реально опаньки. Сейчас валом пошли новости, что все американские ултраправые и наци перебираются в Parler, и Трамп тоже скоро будет там или…

  • Сила синей татибы — публичные выступления в ночь с шестого на седьмое

    По поводу событий в Вашингтоне высказались уже все, кто только мог. Меня поразило следующее (я, по мере сил, следил за происходящим в прямом эфире).…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • "Другая химия"

    Хотел прорекламировать творчество arishai (вернее, малую каплю в океане её творчества) — " Другую химию". Я это читал, и это хорошо.…

  • #1984

    А вот реально опаньки. Сейчас валом пошли новости, что все американские ултраправые и наци перебираются в Parler, и Трамп тоже скоро будет там или…

  • Сила синей татибы — публичные выступления в ночь с шестого на седьмое

    По поводу событий в Вашингтоне высказались уже все, кто только мог. Меня поразило следующее (я, по мере сил, следил за происходящим в прямом эфире).…